Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, включая управление федеральными автомобильными дорогами. Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Активы
Общее финансирование Росавтодора в 2009 г. составило 328,2 млрд руб., в 2010 г. - 274 млрд руб. Агентство управляет имуществом, балансовая стоимость которого составляет около 515,5 млрд. рублей. Это более чем 50 тыс. км федеральных автомобильных дорог, почти 5,7 тыс. мостов, а также всем, необходимым для их строительства и ремонта. В ведении Росавтодора находятся 195 ФГУПов, выполняющих работы по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог.
Показатели деятельности
2022: Снижение строительства дорог на 30%. Темпы упали в 5 раз с 1990-х гг
В 2022 автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования было построено 1.3 тыс км – почти минус 30% к 2021 и в 5 раз меньше, чем в 1990-х и в 12 раз меньше, чем в конце 1980-х.
Цифровизация
2023: Как проходит цифровизация Росавтодора
В конце июля 2023 года заместитель руководителя Федерального дорожного агентств Олег Ступников рассказал об успехах цифровизации ведомства. В частности, он сообщил о результатах перевода в электронный вид социально значимой массовой услуги по выдаче специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.
Благодаря этому сервису перевозчики при проезде по федеральным дорогам получили возможность подать заявление в электронном виде как через личный кабинет, так и посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг и мобильного приложения, а также оплатить госпошлину и возмещение вреда онлайн. В результате сроки выдачи разрешений сократились в два раза – с 15 до 9 дней.
Ранее этот процесс занимал довольно продолжительное время, да и процедуры были достаточно трудоемкими, что в конечном итоге влияло на безопасность дорожного движения и сохранность инфраструктуры автомобильных дорог, – говорит Олег Ступников. – В частности, на основе весогабаритных параметров транспортного средства, указанных в электронном заявлении, проводится оценка возможности безопасного проезда, определяется маршрут движения, а также оценивается ущерб, наносимый дорожному покрытию. При этом спецразрешение в электронном виде выдается только после согласования проезда со всеми владельцами автодорог и Госавтоинспекцией. |
По словам Ступникова, в 2024 году планируется внедрить полностью автоматическое построение маршрутов с возможностью выбрать из них самый короткий, дешевый, безопасный и т.д. При этом срок согласования документов и выдачи разрешений сократится до трех часов.
В «Росавтодоре» есть четкое понимание, что цифровизация - это мощнейший инструмент превращения в прозрачный и ускоренный вид как предоставления госуслуг, так и работы госорганов. «Росавтодор» активно вовлечен в процессы, которыми занимается правительство РФ, - заявил он. |
Еще одно новшество, связанное с цифровизацией - отслеживание маршрута пассажиров междугородних и межрегиональных перевозок по геолокации.
Вы ничего никуда не прикладываете, а по вашей геолокации проводится оценка длины проезда. Мне кажется, это упростит гражданам возможность передвигаться. А мы будем напрямую видеть транспортные потоки и понимать загруженность, - пояснил замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов.[1] |
2009-2010
Разработкой и сопровождением информационных систем агентства, отвечающего за российские федеральные автодороги, в подавляющем большинстве случаев занимается одна ИТ-компания. Тендеры объемом около половины выделяемого на такие работы бюджета выигрывает `Крок`. В большинстве случаев ни конкурентов, ни значительного снижения цен у компании на этих конкурсах нет.
CNews Analytics проанализировал структуру расходов на ИТ Федерального дорожного агентства (Росавтодор), входящего в Министерство транспорта, в 2009 и 2010 гг. Как выяснилось, целый ряд крупных тендеров на разработку, модификацию и сопровождение информационных систем ведомства за этот период выиграла компания «Крок».Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
В 2009 общая сумма госконтрактов интегратора с Росавтодором составила 241 млн руб., а в 2010 г. - 305 млн руб. Это около половины всех ИТ-затрат агентства за прошедшие два года.
В частности, «Крок» активно занимался корпоративной информационной системой управления (КИСУ), которую в составе консорциума создает уже много лет. Сейчас в КИСУ входят система электронного документооборота и делопроизводства, контроля исполнения договоров, управление госзаказом, кадастровая подсистема для управления землей и недвижимостью и т.д.
В 2009 г. самым крупным тендером, в котором компания одержала победу, стало сопровождение подсистем КИСУ (начальная максимальная цена контракта - 116,95 млн руб., цена победителя - 114,6 млн руб.). Заявка «Крока» была единственной на этом конкурсе, как и на многих других, где с компанией были заключены контракты.
В 2010 г. интегратор единолично выиграл тендеры на создание единой системы управления информационной безопасностью и доступом (91,5 млн руб. и 85 млн руб. соответственно). В «Крок» не ответили на вопросы CNews, касающиеся работ в Росавтодоре.
Некоторые конкурсы Росавтодора, в которых «Крок» побеждал по максимальной или близкой к ней цене
Название проекта | Исполнитель | Сумма конкурса, руб | Сумма контракта, руб | Другие участники | Кто подписывал ТЗ |
2009 г., Лот № 1: Сопровождение прикладных и обеспечивающих систем Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) и Автоматизированной системы управления (АСУ) Федерального дорожного агентства в 2009 году | КРОК инкорпорейтед | 116 950 000 | 114 600 000 | Других участников не было | Быстров |
2009 г., выполнение работ по теме: «Модификация прикладных систем Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) и Автоматизированной системы управления (АСУ) Федерального дорожного агентства» (лот №1) | КРОК инкорпорейтед | 59 000 000 | 59 000 000 | Других участников не было | Быстров |
«2009 г., Модификация сетевой инфраструктуры, компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения в рамках подсистемы «Система обеспечения информационной безопасности» Корпоративной информационной системы управления Федерального дорожного агентства» (лот № 2) | КРОК инкорпорейтед | 13 490 000 | 9 860 000 | Других участников не было | Быстров |
2009 г., выполнение работ по теме: «Организация взаимодействия систем КИСУ/АСУ и обеспечения мощностей между базовым сегментом распределенной сети Федерального дорожного агентства и органами управления дорожным хозяйством на основе VPN - каналов связи» (лот № 1) | КРОК инкорпорейтед | 23 000 000 | 23 000 000 | Других участников не было | Быстров |
«2009 г., Перенос и развертывание обеспечивающих систем КИСУ Росавтодора в ФГУ (лот № 2) | КРОК инкорпорейтед | 29 000 000 | 29 000 000 | Других участников не было | Быстров |
2010 г., Сопровождение прикладных систем Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) и Автоматизированной системы управления (АСУ) Федерального дорожного агентства | КРОК инкорпорейтед | 46 000 000 | 46 000 000 | Других участников не было | Быстров |
2010 г., Модификация и сопровождение обеспечивающих систем Корпоративной информационной системы управления и Автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства, включая сопровождение VPN каналов связи, в 2010 году | КРОК инкорпорейтед | 44 700 000 | 44 700 000 | Других участников не было | Быстров |
2010 г., Модификация прикладных систем КИСУ/АСУ Росавтодора "Система электронного документооборота и делопроизводства" и "Управление госзаказом" | КРОК инкорпорейтед | 25 500 000 | 25 300 000 | Других участников не было | Быстров |
2010 г., Создание "Единой системы управления информационной безопасностью и доступом" | КРОК инкорпорейтед | 91 500 000 | 85 094 999 | Алафинов | |
2010 г., Перенос и развертывание обеспечивающих систем КИСУ Росавтодора | КРОК инкорпорейтед | 12 000 000 | 12 000 000 | Других участников не было | Алафинов |
2010 г., Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог | КРОК инкорпорейтед | 27 400 000 | 21 650 000 | Быстров | |
2010 г., Модификация и усовершенствование программного комплекса автоматизированного сбора и обработки информации о ходе выполнения программы работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог и сооружений | КРОК инкорпорейтед | 58 191 900 | Быстров |
Источник: CNews Analytics
В Росавтодоре не опровергли расчеты CNews Analytics, касающиеся доли «Крок» в его ИТ-затратах, но отметили, что как такового ИТ-бюджета у агентства нет, а большинство связанных с информатизацией затрат проходит по одному плану работ, к которому относятся и перечисленные тендеры.
«В Росавтодоре реализуется план работ по развитию современных систем связи и диспетчеризации на федеральных автодорогах с учетом возрастающей интенсивности движения, - говорит собеседник CNews в агентстве. - Расход средств по плану осуществляется в строгом соответствии с федеральным законодательством, в частности с 94-ФЗ о госзакупках. По плану в 2009 г. было выделено около 380 млн руб., в 2010 г. объем средств возрос примерно до 560 млн руб. Госконтракты заключены с победителями конкурсов на выполнение работ по темам плана».
Деятельность управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования в Росавтодоре курирует заместитель руководителя ведомства Николай Быстров (январь 2011 г.).
Еще в 2007 г. Виктор Володькин, в то время занимавший пост начальника Управления организации госзаказа и научно-технических исследований Росавтодора, в интервью журналу CIO заявлял, что "поскольку системы, которые мы строим, являются сложными и уникальными — и с точки зрения организационной, и с точки зрения технической — на роль генерального подрядчика надо выбирать организацию с прочной репутацией... Такой компанией оказался "Крок".
История
2000: Создание Росавтодора
В 2000 году в России вновь происходят изменения в структуре управления, в том числе и дорожным хозяйством. С выходом Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", постановления Правительства РФ № 1038 от 30 декабря "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса (включая гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, промышленный и дорожное хозяйство) является Министерство транспорта РФ. Возглавляет Министерство Сергей Оттович Франк. А федеральным органом управления по проведению государственной дорожной политики в области развития национальной дорожной сети и финансирования дорожных работ является Государственная служба дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Росавтодор) (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 июля 2000 г. № 560), которую возглавляли: 2000-2001 гг. – Виталий Григорьевич Артюхов (первый заместитель Министра транспорта РФ, руководитель Государственной службы дорожного хозяйства), 2001-2004 гг. – Игорь Николаевич Слюняев (первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Государственной службы дорожного хозяйства).
Основными задачами службы являлись: разработка стратегии развития дорожного хозяйства в России; управление и развитие сети федеральных автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования; осуществление контроля и надзора за целевым использованием федерального имущества и средств федерального бюджета, направляемых на финансирование дорожного хозяйства, а также соблюдением технологии и качеством выполнения дорожных работ, соответствием их действующим стандартам экологической безопасности; проведение единой экономической, научно-технической, инновационной, инвестиционной, кадровой, социальной и внешнеэкономической политики в дорожном хозяйстве; координация развития сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; формирование и совершенствование нормативной правовой базы, форм и методов управления и регулирования деятельности дорожного хозяйства; обеспечение проведения структурной перестройки в дорожном хозяйстве; укрепление и развитие внешнеэкономических и научно-технических связей с государственными и международными организациями в области дорожного хозяйства, осуществление во взаимодействии с другими отраслевыми блоками и структурными подразделениями Министерства деятельности по формированию международных транспортных коридоров и интеграции отечественной автодорожной инфраструктуры в мировую.
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Одним из руководителей был Белозеров Олег Валентинович (2004-2008 гг.).
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в состав которой вошло Федеральное дорожное агентство. Распоряжением от 17 марта 2009 г. № 330-р Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина руководителем Федерального дорожного агентства назначен Анатолий Михайлович Чабунин.
1997: Создание Федеральной дорожной службы России
В 1997 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дорожной реформе» отраслевой блок преобразован в Федеральную дорожную службу России, которая выполняет все функции по управлению дорожным хозяйством. Руководителем службы назначается Виталий Григорьевич Артюхов. Это и исполнительные функции, и разрешительные, и контрольные. Кроме того, сформировано четкое определение дорожного хозяйства, как единого комплекса – это автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, юридические и физические лица, осуществляющие обследования, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Правопреемником Федеральной дорожной службы России стало Российское дорожное агентство (Росавтодор) (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 года № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Следует отметить, что с изменением наименования органа, основные его задачи остались прежними.
Российское дорожное агентство являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляло оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда и обеспечивало их целевое и эффективное использование. Оно выполняло функции государственного заказчика по объектам строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, организовывало работу по конкурсному размещению заказов более чем на 1,5 тысячах объектах, решало вопросы по закупке основных материалов, необходимых для обеспечения содержания федеральных автомобильных дорог и дорожной техники.
Российское дорожное агентство управляло дорожным хозяйством в тесном сотрудничестве с министерствами, ведомствами и администрациями субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления автомобильными дорогами и общественными организациями.
1996: Создание и упразднение ФАДС России
В 1996 г. Указом Президента РФ «О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации» была образована Федеральная автомобильно-дорожная служба России (ФАДС России), и в соответствии с постановлением Правительства РФ являлась правопреемником Федерального дорожного департамента и Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. Федеральная автомобильно-дорожная служба России упразднена, и её функции переданы Министерству транспорта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительстве РФ от 23 ноября 1996 г. № 1409 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» приказом Министра транспорта РФ от 6 ноября 1996 г. № 86 в структуре Министерства транспорта Российской Федерации был создан отраслевой блок, включающий в себя: Дорожный департамент, Департамент автотранспорта, Департамент регулирования и развития автодорожной отрасли, Управление городского электротранспорта, Организационно-хозяйственное управление.
1990: Упразднение Минавтодора РСФСР
В середине 1990 года Минавтодор РСФСР был упразднен в числе других двадцати республиканских министерств и ведомств. В последующие годы структура управления отраслью претерпевала изменения с периодичностью почти в 2 года, а то и в год. В этот период отраслью руководили: с 1990 г. по 1992 г. – Геннадий Иванович Донцов (Президент Российского государственного концерна «Росавтодор»); с 1992 г. по 1994 г. – Николай Иванович Голованов (Генеральный директор Федерального Дорожного департамента Министерства транспорта России); с 1994 г. по 1996 г. – Анатолий Павлович Насонов (в ранге первого заместителя Министра).
1987: Третья реорганизация
Последняя реорганизация структуры управления дорожным хозяйством прошла в период «перестройки» – в 1987 году, когда министром автомобильных дорог России был Валентин Андреевич Брухнов. Основными функциональными управлениями Минавтодора РСФСР стали Главное управление развития автомобильных дорог (Главдорупр), главные управления по строительству и эксплуатации автомобильных дорог общегосударственного значения (Главмагистраль) и дорог Нечерноземной зоны (Главнечерноземавтодор), а также ряд других. Это преобразование было продиктовано не внутриведомственными требованиями, а общей перестройкой управления экономикой, свертыванием централизованного управления. В декабре 1987 года на базе региональных управлений строительства и эксплуатации автомобильных дорог с входящими в их состав проектно-сметными конторами, дорожно-строительными, мостостроительными и дорожными ремонтно-строительными управлениями, промышленными предприятиями были образованы Проектно-ремонтно-строительные объединения автомобильных дорог (ПРСО).
1978: Вторая реорганизация
Новая реорганизация структуры управления дорожной отраслью была проведена в конце 1978 года. В области строительства и содержания автомобильных дорог вводилась трехзвенная система управления: министерство – республиканское объединение – автомобильная дорога, предприятие, организация. Исключение составляло мостостроение. Здесь действовала двухзвенная система управления: министерство – производственное объединение. По новой схеме основными производственными звеньями стали производственные управления, производственные объединения, автомобильные дороги, управления строительства, промышленные предприятия.
1972: Реорганизация структуры управления
В декабре 1972 года была проведена реорганизация структуры управления дорожным хозяйством. В составе центрального аппарата министерства появились три новых главка – главные управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Центра, Юга, Сибири и Дальнего Востока (Главдорцентр, Главдорюг и Главдорвосток). Чрезмерная централизация управления дорожной отраслью вредила делу. Главдорупр уже не владел ситуацией и не мог руководить своими подразделениями, разбросанными по всей территории страны. Во вновь образованные главки Минавтодора вошли строительные подразделения, подчиненные на местах единым Проектно-ремонтно-строительным управлениям.
В 1970-е годы была проведена реорганизация и низового звена системы управления дорожной отраслью. На дорогах вместо дорожно-эксплуатационных участков и дорожно-строительных районов создавались новые подразделения – дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ). ДРСУ имели участки капитального и среднего ремонта, а также текущего ремонта и содержания автомобильных дорог. Каждый участок располагал собственными производственными ресурсами. Прорабские участки текущего ремонта и содержания дорог состояли из 2–4 участков мастеров, в состав которых входили специализированные звенья по текущему ремонту и содержанию обстановки пути, земляного полотна, автопавильонов и автобусных остановок, по озеленению. Для технического обслуживания механизмов в ДРСУ были созданы участки механизации.
1969: Создание министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР
19 июня 1969 года образовано Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, переименованное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1979 года в Министерство автомобильных дорог РСФСР (Минавтодор РСФСР). Многие дорожники относят этот день к одной из самых памятных дат в истории дорожной отрасли. Первый министр Алексей Александрович Николаев занимал этот пост до 1985 года.
Минавтодор РСФСР в своей структуре имел Главное управление общегосударственных дорог (Гушосдор), Главное управление республиканских и местных автомобильных дорог (Главдорупр), Республиканское объединение (на правах главного управления) по строительству автомобильных дорог и мостов (Росдорстрой). Такая структура на первоначальном этапе соответствовала задачам, стоявшим перед отраслью, и органично увязывалась с уже существовавшей системой среднего звена управления.
Гушосдор в первые годы деятельности Минавтодора РСФСР руководил управлениями автомобильных дорог общегосударственного значения. Главдорупр объединял региональные управления строительства и ремонта автомобильных дорог, обслуживавших республиканские, областные и местные дороги. Оба главка организовывали и контролировали ход выполнения работ на закрепленных за ними дорогах. Росдорстрой имел в подчинении дорожно-строительные тресты, занимавшиеся только строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом дорог.