Основные статьи:
Учебные заведения
Театры
Основная статья: Театры в России
- Татарский театр оперы и балета
- Саратовский академический театр оперы и балета
- Воронежский государственный театр оперы и балета
- Новосибирский театр оперы и балета
- Башкирский театр оперы и балета
2024: В России поставили первый ИИ-балет
В июле 2024 года в Южно-Сахалинске состоялась премьера первого в России балета, созданного с применением технологий искусственного интеллекта (AI). Спектакль «Озаренность», повествующий об истории любви семьи инженеров, отправившихся на стройку века, стал уникальным проектом на стыке искусства и современных технологий. Подробнее здесь.
2022: Супруг Майи Плесецкой передаёт их квартиру в Москве для организации музея
Квартира в Москве на ул.Тверской, 25/9 была передана в дар Бахрушинскому театральному музею супругом балерины Майи Плесецкой, композитором Родионом Щедриным в 2022 году. В ней они прожили около 30 лет.
2015
2013
1997
1987
1978
1973
1971
В 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне балерина Майя Плисецкая познакомилась с французским модельером Пьером Карденом. Встреча переросла в долгую и крепкую дружбу — в течение следующих тридцати лет балерина одевалась практически только у Кардена. Еще кутюрье создал наряды для нескольких постановок с Плисецкой в роли прима-балерины — среди них «Чайка», «Дама с собачкой», «Анна Каренина». Последняя работа была особенно масштабной и эффектной: Карден создал десять платьев, сохранив исторические силуэты XIX века.
Совместные работы Кардена и Плисецкой долго оставались неизвестными. Но в 1998 году Майя Михайловна организовала в Кремле постановку «Мода и танец» — их совместное с Карденом представление на стыке балета и модного показа.
1968
1963
Юрий Алексеевич Бахрушин (15 [27] января 1896, Москва — 4 августа 1973, Москва) — советский балетовед, театральный критик, историк балета, педагог.
В 1948 году, с составления «Конспекта лекций по истории русского балета, читанных в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского и в Хореографическом училище ГАБТ СССР», Юрий Бахрушин начал работу, ставшую главной в его жизни — создание «Истории русского балета», увидевшей свет в 1965 году. В этой книге, в сжатой форме, сконцентрирована вся история возникновения и развития балетного искусства в России, начиная с истоков и до революции 1917 года. Книга была рекомендована в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных и хореографических учебных заведений, неоднократно переиздавалась многотысячными тиражами.
1958
1956
1950
1940: Премьера "Ромео и Джульетты" Прокофьева в Кировском театре с Галиной Улановой
Премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, состоявшаяся 11 января 1940 года, стала поворотным пунктом в истории балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". Хореограф Леонид Лавровский инициировал написание новой редакции либретто и добился согласия композитора на ряд переделок и включение дополнительных номеров в партитуру, что помогло артистам «смириться» с этой музыкой. Подробнее здесь.
1922
1912
1910
Балет «Шехерезада» Римского-Корсакова в "Русских сезонах" Дягилева
Балет «Шехерезада», премьера которого состоялась 4 июля 1910 года в парижской Гранд Опера, стал одной из самых знаменитых постановок «Русских сезонов». Роскошные красочные декорации и костюмы Бакста неизменно вызывали овации сразу вслед за поднятием занавеса.
.Премьера балета "Карнавал" на музыку Шумана с хореографией М. Фокина и сценографией Л. Бакста
В начале XX в. по Европе триумфально шагали дягилевские «Русские сезоны». Одной из постановок был «Карнавал» на музыку Р. Шумана с хореографией М. Фокина и сценографией Л. Бакста. Кульминацией представления была свадьба Арлекина и Коломбины, в ролях которых выступили гениальные Вацлав Нижинский и несравненная Тамара Карсавина. Премьера балета с грандиозным успехом прошла в 1910 г. сначала в Берлине, затем в Париже. Немецкий художник Пауль Шойрих (1883-1945) – один из лучших скульпторов по фарфору XX в, работавший для Мейсенской фарфоровой мануфактуры, был вдохновлен образами этого спектакля, мастерством русских балерин и танцовщиков и создал серию фарфоровых скульптур «Русский балет».
Серия Шойриха состоит из 5 пяти фигур – главных персонажей балета «Карнавал»: Пьеро, Эвсебий, Эстрелла, Киарина и парная скульптура Арлекина и Коломбины. Скульптуры невероятно точно передают изящество и грацию танцовщиков. Художнику удалось виртуозно запечатлеть в фарфоре балетную пластику.
В январе 2024 г Бахрушинский музей смог собрать полную коллекцию фарфоровых скульптур из серии «Русский балет» П. Шойриха.
1908: «Русские сезоны» Сергея Дягилева
«Русские сезоны» знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, который собрал для гастролей по Европе и Америке лучших артистов императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы, работали с 1908 по 1929 год. Антреприза Дягилева стала одним из самых ярких явлений в театральном искусстве первой четверти XX века. Ее спектакли повлияли на развитие не только мирового балета, но и сценографии, живописи, дизайна, а также некоторое время определяли модные тренды. Идеи костюмов, которые были созданы по эскизам Льва Бакста, а он оформлял многие балеты «Русских сезонов», использовали в том числе кутюрье самых влиятельных модных домов Парижа того времени — Жанна Пакен, Поль Пуаре и Чарльз Фредерик Уорт.
1738: Основана Академия русского балета в Петербурге
Основана Академия русского балета в Петербурге.
1673: Первый балетный спектакль в России при дворе царя Алексея Михайловича
В 1673 г при дворе царя Алексея Михайловича в Москве был исполнен первый балетный спектакль.