Язык
Основная статья: Русский язык
На 2019 г русский язык по численности говорящих на нем находится на восьмом месте: 258 млн говорящих, 113 млн из которых живут за пределами России.
Духовно-нравственные ценности
Основная статья: Духовно-нравственные ценности России
Музыка
Развлекательные мероприятия
Основная статья: Развлекательные мероприятия в России
Литература
Научная литература и периодика
Детская литература
Художественная литература
Основная статья: Писатели и поэты России
Архитектура
Кинематограф
Основная статья: Кинематограф России
Театры
Основная статья: Театры в России
Балет
Основная статья: Балет в России
Цирк
Основная статья: Цирки России
Танцы
Основная статья: Танцы в России
Цифровое искусство
Основная статья: Цифровое искусство (Digital Art)
Кинетические объекты
- Панафидин Николай
Живопись
Основная статья: Живопись в России
Музеи
Основная статья: Музеи в России
Выставочные залы
Фотография
1839: Первая фотография в России
Об изобретении фотографии – технологии, позволяющей закреплять изображение на светочувствительном материале – широкая публика узнала 19 августа 1839 года, когда во Французской академии наук был сделан подробный доклад о «дагеротипии».
Уже через два месяца после появления в русской прессе сообщений об изобретении Дагера и Ньепса, в октябре 1839 года, некоему полковнику Теремену удалось сделать снимок Исаакиевского собора и притом «всего лишь» с 25-минутной экспозицией. Как пишет режиссёр-кинодокументалист Григорий Болтянский в своей книге «Очерки по истории фотографии в СССР» (1939), «это было первое дошедшее до нас сообщение о первой удаче русской дагеротипной съемки».Молодые кадры, льготы и экспорт: зачем российский IT-бизнес идет в Узбекистан
В том же 1839 году свой первый дагеротипный аппарат приобрел Сергей Левицкий, которого спустя годы назовут «патриархом русской фотографии». Объездив множество европейских стран «с целью изучения фотографии, а также для ознакомления со знаменитыми произведениями искусства», в 1850 году он открыл собственную художественную «портретную дагеротипную фотографию» у Казанского собора в Санкт-Петербурге.
За свою жизнь Левицкий создал обширную галерею портретов писателей, учёных и общественных деятелей, в том числе портрет Николая Гоголя – единственную известную фотографию писателя. В конце 1870-х годов Левицкий получил официальное звание «Фотограф Их Императорских величеств».
Ателье первых дагеротипистов размещались на самых верхних этажах зданий, а иногда и на крышах – поближе к открытому свету. Фотокамеры того времени не имели штативов и помещались на полках под потолком ателье. Поэтому снимавшийся должен был не только взбираться на самый верх здания, но и подниматься на высокий помост в уровень с объективом. Затем, приняв по указанию фотографа определенную позу, клиент не должен был шевелиться в течение 10–15 минут, пока продолжался процесс съемки.
С появлением усовершенствованного мокроколлодионного фотографического процесса ателье стали напоминать лаборатории. В них стоял невыносимый запах кислот и жидкостей, необходимых для фотосъемки, тут же применялись вспышки для съемок – по определению Болтянского, «такое ателье напоминало Дантов ад в миниатюре. Клиент через полчаса своего пребывания в этом ателье с трудом мог отдышаться на свежем воздухе». В крупных ателье каждую съемку обслуживали до 8 человек. Два служителя раскатывали ковры, ставили мебель и т. д. Сам процесс фотографирования был разделён на шесть стадий и каждой из них ведал особый фотограф-специалист: один занимался подбором декораций, второй рассаживал снимавшихся и следил, чтобы она приняли верные позы, третий комбинировал необходимое освещение, четвёртый ведал установкой аппарата для съёмки, пятый изготавливал мокрую коллодионную пластинку, и только после всех этих приготовлений к работе приступал шестой фотограф, который, собственно и осуществлял съемку.
Перфоманс
Изделия народных промыслов
Основная статья: Изделия народных промыслов
Юмор
2000
1995
Цифровизация в сфере культуры и искусства
Основная статья: Цифровизация в сфере культуры и искусства
Культурное наследие
Основная статья: Культурное наследие России
Гранты
2024: Президентский фонд культурных инициатив увеличил до ₽9,6 млрд объем грантов по итогам года
Президентский фонд культурных инициатив (ПФКИ) по итогам 2024 года увеличил объем финансовой поддержки проектов в сфере культуры, искусства и креативных индустрий до ₽9,6 млрд. С данными о работе фонда TAdviser ознакомился в мае 2025 года. Подробнее здесь
Арт-кафе
Образы
1991
1990
См. также