Содержание |
История
2020: Экс-министр связи Никифоров предложил правительству создать новую госсистему на базе продукта, разработанного его компанией
Компания экс-министра связи Николая Никифорова «Проект 7» разработала систему обмена данными беспилотников и регуляторов. Однако перспективы ее практического применения пока остаются неясными, так как правительство еще не приняло решение насчет нормативной базы, необходимой системе. Об этом заявили TAdviser 19 июня 2020 года в «Центре организации движения беспилотных транспортных средств» («ЦОД БТС») - совместном предприятии Николая Никифорова и «Ростеха», которое готово стать оператором системы.
С момента начала создания системы в 2018 году компании Никифорова активно обсуждали с госорганами проект эксперимента с беспилотниками, в котором предполагалось участие такого продукта. В частности имели место переговоры с Минпромторгом, Минтрансом и ГИБДД МВД, сообщили TAdviser в «ЦОД БТС». В конце апреля 2020 года компания экс-министра «Дигинавис», финансирующая создание системы, направила первому зампреду правительства РФ Андрею Белоусову официальное письмо с конкретными предложениями, связанными с системой. TAdviser ознакомился с данным письмом.
Как отмечается в документе, предложения компании основаны на одном из поручений президента Владимира Путина, данных 1 апреля 2020 года. Согласно нему, правительство до 31 мая 2020 года должно было совместно с бизнесом разработать программу тестирования и ввода в эксплуатацию на дорогах общего пользования беспилотников. Также в основе предложений «Дигинавис» аналогичное по содержанию указание премьер-министра Михаила Мишустина, данное 14 апреля 2020 года Минтрансу, МВД, Минпромторгу и Минэкономразвития, которое министерства должны были исполнить до 12 мая 2020 года.
В своем письме вице-премьеру «Дигинавис» предлагает провести эксперимент по организации движения беспилотников в стране при помощи соответствующей информационной системы. Также компания предлагает разработать в рамках эксперимента совместно с «заинтересованными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней» требования к информации, содержащейся в данной системе.
При этом компания отмечает, что для этих предложений требуются соответствующие изменения в постановлении правительства РФ об эксперименте с беспилотниками на автодорогах общего пользования в пилотных регионах России либо принятие отдельного нормативного правового акта.
В обращении к Белоусову «Дигинавис» также обращает внимание на то, что компании «Проект 7» и «ЦОД БТС» уже разработали «готовый к опытной эксплуатации комплекс программных решений» для обмена данными между участниками эксперимента с беспилотниками - их производителями, федеральными органами исполнительной власти и регионами России.
По итогам рассмотрения письма 22 мая 2020 года вице-премьер Белоусов поручил Минпромторгу, Минтрансу и «Российской венчурной компании» (РВК) изучить предложения «Дигинавис». TAdviser ознакомился с данным поручением. Согласно нему, предложения должны были быть изучены ведомствами совместно с РВК на заседании рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» НТИ.
Заседание состоялось 16 июня 2020 года. В преддверии него «Дигинавис» направил участникам мероприятия для рассмотрения проекты двух нормативно-правовых актов. TAdviser ознакомился с данными документами. Один из них - проект распоряжения правительства РФ о концепции центра организации движения беспилотников на автодорогах общего пользования. Другой - проект правительства РФ о проведении эксперимента по организации движения беспилотников в стране. Документ в частности предполагает согласие с предложением «ЦОД БТС» об исполнении роли оператора создаваемой им информационной системы, которую компания предлагает задействовать в рамках эксперимента с беспилотниками. Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Как заявили TAdviser в «ЦОД БТС», федеральные органы власти в ходе заседания в целом поддержали проект эксперимента с использованием системы «Дигинавис». Однако поступило и значительное количество замечаний. В основном от представителей «специфичных» НИИ. Они затрагивали некоторые аспекты проекта и предполагали их детализацию. Так, например, замечания вызвало то, «какие данные кому передаются». Было отмечено, что необходимо более четко прописать данный процесс. Также замечания поступили к соответствию системы требованиям безопасности.
На основе замечаний, поступивших на заседании к проектам распоряжения и постановления правительства, компании экс-министра Никифорова - «Дигинавис», «ЦОД БТС» и «Проект 7» - дорабатывают данные документы. Через несколько недель доработанные документы организации планирует направить на повторное рассмотрение рабочей группе по разработке и реализации дорожной карты «Автонет» НТИ.
19 июня 2020 года Николай Никифоров также рассказал телеграм-каналу «Нецифровая экономика» некоторые подробности предыстории создания системы.
Наша компания исходила из того, что появление тысяч беспилотных автомобилей на дорогах России неизбежно потребует создания некой цифровой платформы взаимодействия всех беспилотников со всеми регуляторами (Минтранс, ГИБДД МВД, ФСБ, МЧС и т.д.) этой сферы, причем, на федеральном, региональном и муниципальном уровне. И мы стали инициативно инвестировать в разработку такого решения, создали его и даже испытали интеграцию с несколькими участниками эксперимента. Мы назвали его «Центр организации движения беспилотных транспортных средств», - сказал каналу Николай Никифоров. |
В «ЦОД БТС» внимание TAdviser обратили на то, что создание системы осложняет только отсутствие решения правительства относительно того, нужна ли такая государственная информационная система (ГИС) или нет. А телеграм-каналу экс-министр также заявил, что «у правительства есть очевидная развилка, как создать такую государственную информационную систему».
Выделить на создание системы бюджетные средства, деньги наших налогоплательщиков. Часто в таких случаях речь идет о сотнях миллионов и даже миллиардах рублей, да еще и приходится ждать несколько лет. Либо провести реальный эксперимент с использованием уже работающей платформы, получить опыт работы, в процессе этой работы прописать все регламенты, разобраться с тем, кто кому какие данные может и должен предоставлять, подготовить поправки в различные законы и другие нормативные акты, - рассказал каналу Николай Никифоров. |
Со своей стороны экс-министр уверен, «что в такой технологичной и неизведанной теме как организация движения беспилотных транспортных средств нужно как раз идти по пути эксперимента». В случае его успешности - уже прописывать условия государственно-частного партнерства с обязательными условиями равного доступа всех участников рынка, вопросами использования собираемых данных и т.д. В «ЦОД БТС» считают, что эксперимент даст бесценный опыт как для государственных регуляторов, так и для участников индустрии беспилотного транспорта, заявили TAdviser в компании.
В ходе него мы сможем определить, какие данные можно и нужно предоставлять, чтобы оперативно снимать все возникающие сложности и как можно быстрее достичь комфортной и безопасной эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах нашей страны, - заверили TAdviser в «ЦОД БТС». |
Говоря о разработке системы, в компании сказали, что взаимодействие беспилотников с регуляторами в ней еще пока не организовано. Причина тому - отсутствие соответствующей нормативной правовой базы. Вместе с тем, система уже располагает примерами некоторых интерфейсов для автоматической передачи необходимых данных бесплотниками регуляторам. В целом, как утверждают в «ЦОД БТС», технически система уже готова в значительной степени.
Объем дополнительного финансирования, необходимого для развития системы, в компании оценить затрудняются до момента проведения эксперимента и уточнения реальных требований от каждого из органов государственной власти.
В любом случае, мы считаем, что выделение бюджетных средств и реализация проекта по принципу государственного заказа будет дорогой, медленной и не вполне эффективной. Мы выступаем за государственно-частное партнерство, приглашаем к участию всех ключевых игроков рынка и готовы незамедлительно предоставить созданную платформу для реальной эксплуатации, - заявили TAdviser в «ЦОД БТС». |
Николай Никифоров заявил телеграм-каналу «Нецифровая экономика», что в «ЦОД БТС» открыты к участию в его структуре акционеров «заинтересованных компаний».
Такие переговоры идут постоянно. Мы за то, чтобы вместе финансировать и разрабатывать это перспективное решение, - заявил каналу Николай Никифоров. |
Примечательно, что в «ЦОД БТС» уже даже ждут, что ее акционерами станут «несколько ключевых индустриальных лидеров в области внедрения беспилотных автомобилей».
До принятия корпоративных решений не представляется возможным раскрыть перечень этих компаний. Такие переговоры ведутся, - проинформировали TAdviser в «ЦОД БТС». |
По состоянию на 19 июня 2020 года, согласно данным системы «Контур.Фокус», экс-министр связи Николай Никифоров через свою компанию «Дигинавис» владеет в ЦОД БТС долей в 41%, еще 25% принадлежат ему через компанию «Проект 7», собственниками которой являются он сам и «Дигинавис». Доля «Ростеха» в совместном предприятии составляет 34%. «Дигинавис» при этом выступает управляющей компанией ЦОД БТС.
2019
Присоединение «Ростеха»
Госкорпорация «Ростех» вошла в капитал предприятия «Центр организации движения беспилотных транспортных средств», созданного в июле 2019 года экс-министром связи Николаем Никифоровым. Это следует из сообщения корпорации 12 сентября 2019 года.
По данным системы «Контур.Фокус», Никифоров через свою компанию «Дигинавис» владеет в ЦОД БТС долей в 41%, еще 25% принадлежат ему через компанию «Проект 7», собственниками которой являются он сам и «Дигинавис». Доля «Ростеха» в совместном предприятии составляет 34%. «Дигинавис» при этом выступает управляющей компанией ЦОД БТС.
Планируется, что в капитал компании войдут еще несколько участников, активно работающих в области беспилотных транспортных средств, сообщили TAdviser в «Ростехе».
Как стало известно TAdviser в июле, после появления информации об учреждении Николаем Никифоровым «ЦОД БТС», организация готова выступить в качестве оператора программно-аппаратного комплекса для управления бесплотными транспортными средствами на земле и в воздухе, разработку которого осуществляет компания «Проект 7», в случае принятия соответствующих решений правительством РФ.
Проект, в рамках которого разрабатывает систему «Проект 7», предполагает также создание создание национального оператора с сетью диспетчерских центров на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Как заявили в «Ростехе», система уже протестирована несколькими российскими производителями беспилотных автомобилей. Какими именно в госкорпорации и ЦОД БТС не уточнили.
Две компании-оператора беспилотных автомобилей, которые проходили тестирование в городе Иннополис, инициативно выполнили интеграцию с системой и отработали сценарии информирования о начале и завершении движения, автоматического согласования маршрутов движения с учетом запрещенных и нежелательных зон и т.д.,- рассказали TAdviser в ЦОД БТС. |
Результаты тестирования показали, что для отработки всех возможных сценариев взаимодействия в обычном режиме и в различных кризисных ситуациях необходимо провести полноценный эксперимент на основе нормативного акта правительства РФ. Помимо того, необходимо всесторонне вовлечь в него как заинтересованные федеральные и региональные органы государственной власти и местного самоуправления, так и различных производителей беспилотных систем автомобилей
Относительно объемов финансирования проекта в ЦОД БТС TAdviser информации не предоставили, заметив только, что разработка системы финансировалась и продолжает финансироваться компанией «Дигинавис». В «Ростехе» TAdviser добавили, что на этапе разработки у компании нет потребности в привлечении значительных инвестиций. Вложения потребуются ей на последующих этапах реализации проекта. При этом все учредители будут обсуждать наилучшие способы финансирования.
В «Ростехе» также обратили внимание на особенность проекта, заключающуся в обеспечении возможности организации движения беспилотников не только на земле, но и в воздухе. В госкорпорации также отослали к опыту ряда зарубежных стран, где ведутся разработки беспилотных летающих транспортных средств для 2-6 пассажиров. Эксплуатация такого транспорта, как отметили в «Ростехе», потребует автоматического режима взаимодействия беспилотников и системы организации воздушного движения.
Полноценное внедрение системы потребует в том числе существенной корректировки российской нормативной правовой базы в части автомобильного и воздушного движения. Соответствующие предложения будут вноситься в федеральные органы исполнительной власти по мере развития и апробации системы, - заявили в «Ростехе». |
При этом в госкорпорации TAdviser уточнили, что внедрение подобной системы с параллельным развитием нормативной правовой базы займет не менее 3 лет. Ключевые госорганы, куда планируется направлять предложения по изменению законодательной базы, - ГУОБДД МВД,Росавиация, Минпромторг, Минтранс.
Внимания требует принятие закона «Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Помимо того, ожидаются дальнейшие поправки в постановление правительства о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств в Москве, Татарстане, Санкт-Петербурге, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской областях, Чувашии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Краснодарском крае.
Создание предприятия
В июле 2019 года экс-министр связи Николай Никифоров учредил в Иннополисе предприятие «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» (ЦОД БТС), следует из данных системы «Контур.Фокус».
Как пояснил Никифоров изданию «Интерфакс», компания связана с созданием программно-аппаратного комплекса для управления бесплотными транспортными средствами на земле и в воздухе [1].
Разработку данного технологического решения осуществляет компания «Проект 7», учрежденная в 2018 году «Дигинавис». «Центр организации движения беспилотных транспортных средств» готов выступить в качестве оператора системы в случае принятия соответствующих решений правительством РФ, - проинформировали TAdviser в ЦОД БТС. |
Изданию также сообщили, что разработка системы началась в конце 2018 года, после начала эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей в городе Иннополис.
Действующим аналогом разрабатываемой системы является разработка ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», заявил «Интерфакс» Николай Никифоров[2]. Прототип системы уже создан, он разрабатывался «с нуля» чуть меньше года. Он пилотируется в реальных беспилотных автомобилях нескольких ведущих российских производителей. Каких именно экс-министр не сказал. Полноценный запуск системы с охватом как наземных, так и летательных беспилотников состоится в горизонте 5 лет.
Объем средств в разработку прототипа Никифоров не раскрыл, однако отметил, что для его создания использовались собственные средства «Дигинависа», привлеченные компанией в качестве займов.
Проект, в рамках которого разрабатывает систему компания экс-министра, предполагает создание помимо нее национальной системы диспетчерских центров. Согласно задумке, они будут осуществлять мониторинг и согласование движения беспилотников, изменения маршрутов поездок, получение данных о пассажирах и ДТП. В особых случаях, прописанных в законодательстве, работа беспилотников будет контролироваться дистанционно - например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
По данным источников «Интерфакса», «Дигинавис» ранее направил письма в ряд ведомств с предложением задействовать проект компании в эксперименте по опытной эксплуатации беспилотников в ряде регионов России. В Минтрансе изданию сказали, что в ведомстве не получали никаких предложений от Никифорова. В Минкомсвязи на момент публикации никакой информации изданию не предоставили.
Одновременно мы отрабатываем возможность реализации аналогичных проектов в других странах. Мы не замыкаемся на нашей стране как на единственном рынке, поскольку есть ощущение, что запустить легитимную работу такого «центра организации движения» в одной из зарубежных стран может получиться быстрее, чем в РФ, - отметил Никифоров. |