Цифровая трансформация:
какие сценарии действительно работают?
В рамках конференции «Умные решения – умная страна: вызовы и перемены», организованной компанией ЛАНИТ, 7 октября состоялась секция «Цифровая трансформация». Участники обсудили особенности цифровых платформ, а также подходы и сценарии трансформации бизнеса в новую эпоху.
Фокус на конкурентоспособности и производительности, повышение скорости и эффективности процессов, обеспечение доходности – вот основные вызовы, стоящие перед бизнесом сегодня, заявил Вячеслав Солопов, директор по консалтингу компании «Консист Бизнес Групп» (ГК ЛАНИТ). Чтобы успешно двигаться в этих направлениях, нужно следовать трендам цифровизации: создавать цифровую финансовую экосистему производственных процессов, налаживать встроенное управление процессами через финансовые сервисы, проводить регулярные мониторинг, контроль и корректировку планов, целей и бюджетов, организовать внутреннее и внешнее взаимодействие, настраивать уведомления о рисках и внедрять аналитические инструменты. При этом важно, чтобы процессы были прозрачными как в финансовом плане, так и технически. Но цифровизацию невозможно реализовать разом, двигаться необходимо последовательно, реализуя определенные уровни.
Михаил Шпак, руководитель отдела технологического консалтинга Huawei Enterprise в России, отметил, что самый главный результат трансформации – это именно качественные изменения. То есть неверно было бы сводить ее к модернизации отдельных процессов. Существует немало примеров, когда проект декларировался как цифровая трансформация, но по факту получался колосс на глиняных ногах. Поэтому задача бизнеса – внедрять реально работающие решения, которые, к тому же, могут быть вертикально и горизонтально масштабированы. Михаил Шпак убежден, что цифровая трансформация – это прежде всего работа с информацией: как ее можно правильно использовать, какие информационные потоки помогут разработать новые сценарии.
Главное – избежать сценариев «на авось», пользоваться достоверными источниками информации и правильно проводить вычисления. Мир стал очень сложным, и нам в нем уже не обойтись без тех возможностей, которые дает глубокое машинное обучение.
Директор по продуктам и решениям Goodt Group Константин Саратцев в своем выступлении сконцентрировался на технологической части цифровой трансформации. Он напомнил о выводах исследования McKinsey, согласно которому три ключевых фактора успеха включают использование инноваций: цифровые инструменты, делающие данные более доступными в масштабах организации, Self-service-технологии для сотрудников и включение цифры в стандартные операционные бизнес-процессы. Но на сегодня лишь 4% сотрудников используют Self-service-технологии BI, при этом для основной части персонала такие технологии служат пока служат не для принятия решений и исследования данных, а в основном для подготовки отчетности. Во многом низкий уровень использования бизнес-аналитики связан с невысоким качеством данных и нехваткой навыков бизнес-пользователей. Кроме того, BI-инструменты часто кажутся пользователям слишком сложными, а в ряде компаний есть большие ограничения доступа к данным, вызванные опасениями за безопасность. Важно сделать аналитику простой, красивой и удобной для обычных пользователей – про них почему-то забыли, отметил Константин Саратцев. По его наблюдениям, основной технологический тренд здесь – демократизация данных, создание так называемых «вендоронезависимых» хранилищ, возможность быстрой связи данных и построение витрин.
Сегодня в мире происходит повсеместная цифровая трансформация всех сегментов и отраслей, обратил внимание участников секции Борис Стекцер, руководитель направления по развитию стратегических инициатив в России и странах СНГ, подразделение Secure Power Schneider Electric. Например, развиваются проекты умного ритейла, умных городов, цифровой медицины, цифрового транспорта, цифрового предприятия и т.д. Все компании объединяет необходимость управления цифровыми сервисами, обеспечения их бесперебойной работы, а также сбора огромного количества данных, которые генерируют эти сервисы. На этом фоне ведущие аналитические компании выделили периферийные вычисления (Edge Computing) в отдельный сегмент. Согласно Gartner, Edge – это та граница, где люди и вещи (устройства) подключаются к цифровому миру. Ключевыми компонентами периферийных вычислений выступают конечные устройства, сетевая инфраструктура и локальные вычисления, а задачей этих вычислений является сбор и анализ данных с конечных устройств.
Об особенностях цифровизации промышленных предприятий рассказал генеральный директор компании Datana (ГК ЛАНИТ) Владимир Захаров. Индустриальная цифровизация нужна для оптимизации сложных производственных процессов. Цифровой двойник, получая обратную связь из реального процесса, моделирует его и подбирает параметры для эффективной работы конкретного агрегата. Таких проектов на одном предприятии может запускаться десяток, но часто они остаются на уровне пилотов, так как они не интегрированы в технологические и производственные процессы и не учитывают меняющуюся структуру, то есть каждый пилот работает сам по себе, получается зоопарк решений. Чтобы цифровые двойники давали осязаемый эффект, они должны работать в единой информационной инфраструктуре. Таким образом цифровизация должна охватывать всю цепочку создания ценности, экономия даже на одном звене может нарушить баланс всей системы. Команда Datana убеждена, что цифровая трансформация предприятия должна начинаться с уровня отдельного цеха. Сотни точек цифровизации на заводе невозможно охватить без выстроенной службы заказчика и единой платформы. Сегодня очевидно, что возможность дальнейшего роста производительности напрямую связана с внедрением концепции умного завода (Smart Factory), заключил Владимир Захаров.
Тему цифрового автоматизированного производства в своей презентации затронул и Давид Туманян, руководитель направления IoT компании CTI. Он подчеркнул, что цифровое производство помогает решить проблему повышения производительности. Яркие примеры внедрений, в результате которых получен быстрый эффект, - это автоматизация типовых рутинных операций (горнодобывающая отрасль, логистика и сфера беспилотных перевозок). Только контролируя весь объем данных на предприятии, можно отсеять ложные данные и быть готовыми к внештатным событиям, считает Давид Туманян. Специалист рассказал, что применение комплексного подхода в построении систем IoT позволяет получать значительный экономический эффект. Так, компании Black&Decker удалось уменьшить ошибки в маркировке на 16%, внедрив датчики состояния, систему мониторинга, видеоаналитику, а также определяя местонахождение изделия. Таким образом максимальную выгоду можно получить только от экосистемы решений IoT.
Олег Саенко, руководитель направления IoT компании Cisco в России, СНГ и Восточной Европе, представил видение цифровизации и основные акценты. По данным Cisco, более 50% компаний уже используют решения IoT, начиная получать первые бизнес-результаты. При этом есть ряд проблем: нехватка данных и их низкая достоверность, сложная экосистема, сложность коммуникаций ИТ и тех, кто управляет производством. Организуя процесс цифровизации на промышленном предприятии, нужно отталкиваться от целевых показателей внедрения IoT: снижение простоев, снижение брака, время вывода новой продукции, повышение загрузки оборудования (OEE), управление запасами, снижение энергопотребления. По словам Олега Саенко, за последние два года скорость изменений существенно выросла, и это требует новых подходов как к построению самой инфраструктуры, так и требования к ней.
Руководитель проектного офиса, ведущий архитектор систем класса Smart WorkSpace компании Getmobit Василий Шубин рассказал о важности создания умных рабочих мест на пути к цифровой трансформации. Ключами к решению проблем клиентов здесь служат анализ бизнес-потребностей, целостность продукта и системность, совместимость, гибкость, кооперация и индивидуальный подход (возможность технологической адаптации).
Финалом секции стало онлайн-обсуждение в формате круглого стола. Участники подытожили услышанные мнения о цифровизации, обозначили основные угрозы для нее и высказались о том, как избежать ошибок в процессе цифровой трансформации. Михаил Шпак считает, что основной проблемой остается лоскутный характер трансформации: заказчикам тяжело составить правильную экосистему из множества решений, поэтому крупные интеграторы должны помочь им в этом и продвигать экосистему на государственном уровне.
Вячеслав Солопов отчасти не согласился с коллегой. Он отметил, что в лоскутности нет ничего страшного, а «цифра» готовит бизнес к концепции быстрого включения услуг: каждая компания сможет быстро взять на рынке любой сервис, быстро включить его в свою цепочку создания ценностей и получить быстрый эффект. То есть бизнес-цепочка будет состоять из большого количества микросервисов. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
По словам Константина Саратцева, в последнее время рынок мигрирует в сторону небольших и гибких решений, так как решающее значение для заказчиков имеет показатель time-to-market. Сервисы должны безболезненно встраиваться в экосистему, поэтому важно разработать правильный фреймворк, подчеркнул Владимир Захаров. Также он выступил за то, чтобы заказчики прагматично подходили к выбору решений.
Имеет смысл рассматривать только то, что принесет пользу на горизонте трех лет, так как никто не знает, что будет с «цифрой» лет через десять и какие решения тогда будут востребованы, - заключил эксперт. |
Олег Саенко обратил внимание на то, что все отрасли движутся к потреблению средств цифровизации по сервисной модели. Вопрос лишь в ментальной готовности заказчика и их желании попробовать облачные сервисы, чтобы оценить их экономическую эффективность.
Конференция «Умные решения – умная страна: вызовы и перемены», организованной компанией ЛАНИТ, прошла в гибридном формате в Москве 6-7 октября. На мероприятии бизнес-лидеры и технологические эксперты поделились взглядами на тенденции развития ИТ, стратегии, а также опытом внедрения различных решений в рамках трансформации компаний. Также участники дали прогнозы на ближайшие годы. В центре внимания спикеров также оказалась потребность бизнеса и общества в создании современной, безопасной и удобной цифровой среды.
Репортаж с офлайн-части конференции можно прочитать по ссылке.
Другие репортажи с конференции
- Человекоцентричность и упрощение: куда движутся технологии? Обзор дискуссии на конференции «Умные решения – умная страна»
- «Cверхавтоматизация», «Интернет поведения» и другие тренды, меняющие мир. Обзор конференции «Умные решения — умная страна»