Концерты для хора Дмитрия Бортнянского
Хоровые концерты Дмитрия Бортнянского представляют собой одну из вершин большого и своеобразного пласта музыкального творчества XVIII в., уникального в Европе, — хорового концерта a capella. Бортнянский — крупнейший мастер этого жанра, создал в нем около ста сочинений. Не все они сохранились, не все атрибутированы Бортнянскому, долгое время бытовав как анонимные. Однако большая их часть дошла до потомков в виде отредактированного и изданного самим автором в конце его жизни собрания, включившего 35 четырехголосных концертов, 10 двухорных и ряд сочинений полуконцертного-полулитургического склада.
Содержание |
Основные статьи:
- Бортнянский Дмитрий Степанович
- Музыка в России в XVIII веке
- История музыки в России
- Лучшая музыка России. Список TAdviser
Творчество Бортнянского ознаменовало собой наступление классического этапа в отечественной церковной музыке.
- Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.
- Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов).
- Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).
- Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).
- Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).
Ранние концерты в основном образуют трехчастный цикл, написаны в мажорных тональностях, в их мелодике используются ритмы и обороты менуэта, полонеза, марша; поздние концерты чаще составляют четырехчастный цикл, в них доминирует минорный лад, более развиты полифонические приемы и формы (имитации, фугато, фуги), преобладают лирико-гимническое начало и элегичность, что связано с влиянием зарождавшегося стиля сентиментализма, для которого был характерен жанр элегии.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
В советский период духовную музыку Бортнянского или не исполняли вовсе, или перетекстовывали. Были поэты, которые вместо псалмов, на которые написаны его духовные концерты, вставляли стихи про природу[1].
Как бы ни менялось отношение к этим сочинениям за полтора столетия после смерти Бортнянского, они неизменно занимают важное место в истории русской музыки, любимы как исполнителями, так и слушателями. С 1980-х годов они всё шире входят в репертуар хоровых коллективов.
Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского стал наиболее верным и последовательным пропагандистом хорового творчества Бортнянского в России, исполняя его с первых лет своего существования. Давнишняя мечта В. Полянского, ставшая реальностью, — запись всех 35 четырехголосных концертов. Также был выпущен сборник с нотными партитурами и текстами. В основу сборника положено первое издание 35 концертов Д. С. Бортнянского для четырехголосного хора в редакции П. И. Чайковского. Эта редакция — хоровая партитура с дирекционом — была выполнена по заказу П. И. Юргенсона в 1881 г. и в течение следующего года опубликована в полном собрании духовно-музыкальных сочинений Д. С. Бортнянского.
Духовные 4-х голосные концерты
Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского.
Диск 1. Концерты для смешанного хора без сопровождения (4-х голосные)
- Концерт № 1: «Воспойте Господеви песнь нову»
- Концерт № 2: «Торжествуйте днесь вси, любящии Сиона»
- Концерт № 3: «Господи! Силою Твоею возвеселится царь»
- Концерт № 4: «Воскликните Господеви вся земля»
- Концерт № 5: «Услышит тя Господь в день печали»
- Концерт № 6: «Слава во вышних Богу»
- Концерт № 7: «Приидите, возрадуемся Господеви»
- Концерт № 8: «Милости Твоя, Господи, во век воспою»
- Концерт № 9: «Сей день, егоже сотвори Господь…»
Диск 2
- Концерт № 10: «Пойте Богу нашему, пойте»
- Концерт № 11: «Благословен Господь»
- Концерт № 12: «Боже! Песнь нову воспою Тебе»
- Концерт № 13: «Радуйтеся Богу, помощнику нашему»
- Концерт № 14: «Отрыгну сердце мое слово благо»
- Концерт № 15: «Приидите, воспоим, людие»
- Концерт № 16: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой»
Диск 3
- Концерт № 17: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи»
- Концерт № 18: «Благо есть исповедатися Господеви»
- Концерт № 19: «Рече Господь Господеви моему»
- Концерт № 20: «На Тя, Господи, уповах»
- Концерт № 21: «Живый в помощи Вышняго»
- Концерт № 22: «Господь просвещение мое»
- Концерт № 23: «Блажени людие, ведущии воскликновение»
Диск 4
- Концерт № 24: «Возведох очи мои в горы»
- Концерт № 25: «Не умолчим никогда, Богородице»
- Концерт № 26: «Господи Боже Израилев»
- Концерт № 27: «Гласом моим ко Господу воззвах»
- Концерт № 28: «Блажен муж, бояйся Господа»
- Концерт № 29: «Восхвалю имя Бога моего с песнию»
Диск 5
- Концерт № 30: «Услыши, Боже, глас мой»
- Концерт № 31: «Вси языцы восплещите руками»
- Концерт № 32: «Скажи ми, Господи, кончину мою»
- Концерт № 33: «Вскую прискорбна еси, душе моя»
- Концерт № 34: «Да воскреснет Бог»
- Концерт № 35: «Господи, кто обитает в жилищи Твоем»
Концерты для двух хоров (8-голосные)
Диск 6. СПб., 1817–1818
- Концерт № 1: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»
- Концерт № 2: «Хвалите, отроцы, Господа»
- Концерт № 3: «Приидите и видите дела Божия»
- Концерт № 4: «Кто взыдет на гору Господню»
- Концерт № 5: «Небеса поведают славу Божию»
- Концерт № 6: «Кто бог велий яко Бог наш»
- Концерт № 7: «Слава во вышних Богу»
- Концерт № 8: «Воспойте, людие, боголепно в Сионе»
- Концерт № 9: «Се ныне благословите Господа»
- Концерт № 10: «Да молчит всякая плоть человека» (не вошёл в сборник)
- Концерт № 11: «Утвердися сердце мое о Господе»
6-голосный концерт «Богоотец убо Давид»
6-голосный: «Богоотец убо Давид» // Хоровое и регентское дело. 1913 (прил. к журн.);