Государственная поддержка импортозамещения
2023: Правительство определило приоритетные направления технологического суверенитета России
Минэкономразвития определило приоритетные направления технологического суверенитета. Соответствующий документ, разработанный при участии Министерства финансов РФ, Минпромторга и Центробанк, был опубликован в середине февраля 2023 года. Подробнее здесь.
2022
Правительство сформировало пул проектов на 5,2 трлн рублей
9 октября 2022 года стало известно том, что Правительство РФ сформировало пул из проектов по критическим направлениям импортозамещения общей стоимостью 5,2 трлн рублей до 2030-го.
Как рассказал «Ведомостям» первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков, 2,3 трлн рублей предоставят в виде льготных кредитов, еще 2,9 трлн рублей— от инвесторов. В федеральном бюджете на 2023 год зарезервировано 5 млрд рублей на субсидирование ставки для проектов импортозамещения, а также госгарантии. До 2030 года от государства потребуется 123,6 млрд рублей на субсидирование ставки.
В сформированный пул вошли 162 основных проекта. Значительнее других представлена химическая промышленность — 54 проекта. Далее идут черная металлургия — 27 проектов, лесопромышленный комплекс — 18 проектов, железнодорожное машиностроение — 16 проектов, фармацевтическая промышленность — 12 проектов, автопром — 8 проектов.
Еще по пять проектов выделены для металлургии и строительно-дорожного машиностроения, по три проекта — для станкостроительной промышленности и тяжелого машиностроения, два проекта в авиапроме и три — в других отраслях экономики.«Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов
Разработкой механизма финансирования проектов займется Минпромторг вместе с Минфином, ВЭБ.РФ и банковским сектором. С предприятиями будут заключены офсетные контракты госконтракты со встречными инвестиционными обязательствами. Так называется долгосрочный договор со встречными инвестиционными обязательствами, которые охватывают цепочку от производителя до потребителя.
Льготные кредиты бизнесу будут предоставлять на 10-15 лет под гарантии госкорпорации ВЭБ.РФ. Для их выдачи Минпромторг и Минфин запустят новую инвестиционную платформу, в рамках которой в том числе будет субсидироваться процентная ставка.[1]
Представлено исследование международного опыта формирования ИЦК госполитики в сфере импортозамещения
23 сентября 2022 года компания «Рексофт Консалтинг», подразделение группы «Рексофт», отвечающее за трансформационный и стратегический консалтинг, поделилась детальным анализом зарубежного опыта создания институтов государственной поддержки, планирования оперативных и стратегических мер обеспечения информационной и технологической импортонезависимости промышленности. Исследование ставило перед собой цель выявить лучшие мировые практики в господдержке процесса импортозамещения и цифровизации в тяжелых индустриях разных стран.
В ходе исследования были проанализированы мировые инициативы в этой области с 1970х годов по сентябрь 2022 года. В пул исследования входили как развитые западные страны, так и развивающиеся экономики. Материал включает предпосылки текущей [Россия|российской]] проблематики со SWOT-анализом и детальный опыт зарубежных стран с подсветкой сильных и слабых сторон каждой из моделей.
Эксперты «Рексофт Консалтинг» проанализировали успешный опыт государственных и частных институтов КНР (Китайского Центра Компетенций «China Competence Center»), Малайзии (Офис Цифровых Инвестиций DIO, Государственную программу развития «Industry4WRD»), Саудовской Аравии (Центра развития индустриальных компетенций) и Германии (Индустриального сообщества «Global German Mining Network»).
Резюмируя общемировой опыт, исследование «Рексофт Консалтинг» выделяет следующие ключевые важные компоненты успеха:
- Создание центров компетенции, сосредоточенных на разработке и производстве решений для локального рынка, но с обязательным последующим масштабированием за пределы страны (Китай, Малайзия).
- Организация центров развития индустриальных компетенций для подготовки и обучения квалифицированных кадров адресно под запросы различных отраслей индустрии (Саудовская Аравия, Китай, Малайзия).
- Создание Офисов Цифровых Инвестиций, которые оценивают, анализируют и координируют цифровые инвестиционные проекты (напр., инициативы в области развития кадрового потенциала, сетей цифровой инфраструктуры и др.) (Малайзия).
- Активное участие частных компаний в создании международных и локальных промышленных сообществ (при поддержке государства) в виде платформ для взаимодействия бизнеса и науки с целью обеспечения быстрого доступа к рыночной информации и прямым контактам, обмен опытом и др. (Китай, Германия).
- Реализация государственных программ финансирования, направленных на усиление возможностей локальных вендоров по разработке, адаптации и поставке решений для частных производств, государственных компаний и крупных корпораций (гранты малым наукоемким предприятиям, кредиты с государственной гарантией и\или субсидированной процентной ставкой) (Китай, Малайзия, Германия).
- Создание специализированных фондов и агентств для поддержки экспортоориентированных инициатив компаний-разработчиков ИТ-решений (Малайзия, Китай).
Согласно результатам нашего исследования, российский подход, основанный на консолидации усилий якорных предприятий отрасли и ключевых вендоров, одновременно с возможностями получения государственной поддержки, в целом соответствует успешному международному опыту. Вместе с тем, настораживает факт недостаточной ориентации на создание именно экспортного, а не локального продукта, выходящего за рамки интересов 1-2 якорных заказчиков. Ситуация также осложняется трудностями координации интересов корпораций - членов ИЦК (индустриальных центров компетенций импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики), настороженным отношением к государственному финансированию, когда речь идет, по сути, о венчурной модели инвестиций, - отметил Андрей Скорочкин, руководитель «Рексофт Консалтинг». – Российский подход с созданием ИЦК рассчитан на среднесрочные результаты в течение двух лет и может дать длительный кумулятивный эффект на горизонте 10-12 лет. В этой стратегии ИЦК займут позицию координаторов развития промышленности по вопросам импортозамещения в ближайшем периоде, в дальнейшей перспективе – они смогут играть роль тренд-сеттеров технологий и платформ для взаимодействия между индустриальными компаниями и разработчиками. |
Импортозамещение лекарств
Основная статья: Импортозамещение лекарств в России
Информационные технологии
Программное обеспечение
Вычислительная техника, электроника и оборудование связи
Системы защиты информации
Импортозамещение информационных технологий в банках
Импортозамещение в госкомпаниях
Импортозамещение в сфере образования
Импортозамещение ИТ в промышленности
Основная статья: Импортозамещение информационных технологий в промышленности
Медицинские изделия
Конференции
Интервью и опросы
2022
2017
2016
2015