2017/06/18 14:04:33

Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России

По мнению российских ИТ-экспертов, зарубежным вендорам становится сложнее работать на отечественном рынке, хотя серьезных изменений пока не произошло.

Статья входит в обзор TAdviser Импортозамещение информационных технологий в России.

Import_inostr_rus_670.png

Иностранные вендоры стараются не сдавать позиции на российском рынке, однако ряд компаний вынуждены менять свои стратегии ведения бизнеса. В частности, некоторые зарубежные производители пытаются оформить свой продукт в отечественную «обертку», кто-то отдает свои продукты и технологии в ОЕМ-канал поставок. Создаются самостоятельные российские подразделения, которым передаются права на производство ПО и оборудования под новой торговой маркой.

Василий Бабинцев, директор по маркетингу компании DIRECTUM, отмечает, что доля западных компаний в сегменте государственных корпораций и ОГВ снижается, и этот процесс заметен.

«
Зарубежным вендорам приходится выходить из ситуации, создавая совместные решения с российскими компаниями, встраивать свои продукты в отечественные разработки. И такие предложения уже есть, - говорит Бабинцев
»

.

По словам Галины Ахмеровой, заместителя генерального директора «БАРС Груп» по коммерции и развитию бизнеса, значимое сжатие рынка в долларовом выражении сокращает объемы подразделений глобальных компаний, работающих в России.

«
Зарубежным компаниям становится все сложнее работать на российском рынке - реестр отечественного ПО пополняется и начинает реально влиять на закупки импортного ПО в госструктурах и компаниях с госучастием, - уверена она.
»

О небольшом сокращении доли зарубежных вендоров в госсегменте говорит и Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «АйТи». По его данным, в области госзакупок бизнес большинства зарубежных компаний, имеющих «визави» в реестре отечественного ПО, не очень сильно, но сократился. В прошедшем году они фокусировались на коммерческом секторе, а также развивали и поддерживали партнерские решения, создаваемые российскими компаниями на основе зарубежных платформ и компонентов.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций 3.4 т

Иван Тараненко, руководитель отдела комплексных решений ГК «Гэндальф», считает, что импортозамещение в России сказалось негативно на бизнесе многих иностранных компаний, а особенно тех, которые ориентированы на госсектор. При этом, глобального изменения стратегии или ухода с рынка, по его данным, не произошло.

«
По большей части это связано с продуманной и достаточно мягкой стратегией нашего государства по импортозамещению. Стратегия учитывает реалии и позволяет при сохранении тренда постепенно переходить на отечественные разработки. Вместе с этим дает возможность в сложных случаях оставаться на зарубежном ПО и оборудовании, - отмечает Тараненко.
»

По мнению директора по продажам СЭД ТЕЗИС Система управления документами и задачами компании Haulmont Александра Назарова, импортозамещение негативно сказалось на бизнесе иностранных вендоров в России и это, по его словам, очевидный факт.

«
Конечно же, такие изменения не могли не повлиять на их видение и стратегию дальнейшей деятельности на территории РФ. Некоторые вендоры совместно с крупными российскими интеграторами начали создавать «субпродукты», на базе известных зарубежных систем. Примеров множество. Этот шаг пока позволяет заниматься внедрением давно намеченных проектов, но кардинально ситуацию не меняет, - считает Назаров.
»

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн», рассказывает, что в 2015 году многие импортные вендоры фиксировали значительный рост доходов – заказчики стремились «закупить впрок», понимая, что на импортозамещение средств им вряд ли дадут в адекватном объеме, и надеясь выиграть время на оценку ситуации, разработку стратегий и планов. В прошлом же году, по словам Андреева, они уже фиксировали спад продаж.

«
Стратегия иностранных компаний в целом одинакова – усилить продвижение на рынке коммерческих потребителей, находящихся на периферии политики импортозамещения и интегрироваться с российскими продуктами, если не в реальности, то хотя бы по видимости, стараясь стать производителем «отечественного продукта, - уверен президент «ДоксВижн».
»

Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab, говорит, что для ИТ-компаний взаимодействие с госструктурами приносит ощутимую долю прибыли. По его мнению, импортозамещение не могло не повлиять на общие показатели бизнеса западных компаний в России.

«
Они могут лишиться главного – возможности участвовать в конкурсах на поставку и внедрение своих продуктов в госучреждениях. В связи с этим некоторые иностранные вендоры изменили стратегию ведения бизнеса в России. В качестве одной из мер они создают российские подразделения как самостоятельные юридические лица и передают им права на производство ПО и оборудования под торговой маркой этих новых организаций», - рассказывает Болышев.
»

Об этом же говорит и Игорь Литвинов, руководитель отдела системной архитектуры компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ):

«
Иностранные компании достаточно серьезно относятся к этому процессу. Практически все запустили OEM-программы (original equipment manufacturer; продажа оборудования под именем и брендом другой организации) и бэйдж-инжениринга (выпуск одного и того же продукта под разными торговыми марками). Но многие этим не ограничились и сейчас серьезно изучают вопрос переноса производства в Россию и возможности заключения специальных инвестиционных контрактов, которые в числе прочего дают статус отечественного производителя.
»

Аналогичные данные приводит Александр Белов, директор департамента системных инженеров Группы компаний «Компьюлинк»:

«
Западные компании были вынуждены отдавать свои продукты и технологии в ОЕМ-канал поставок. Это и финансовые потери, т. к. наценку «за бренд» уже не выставишь. Это и риск вырастить в лице ОЕМ-партнера сильного регионального игрока с собственным производством. Между тем, именно это является целью политики импортозамещения. Поэтому даже в ситуации с ОЕМ-перепродажей западных продуктов российскими компаниями мы движемся в нужном направлении. Лишь бы полученная прибыль от перепродажи направлялась на собственную разработку и создание производственной базы.
»

Евгения Наумова, руководитель управления корпоративных продаж в России компании «Лаборатория Касперского (Kaspersky)», на примере рынка ИБ, говорит, что заказчики уходят с зарубежных антивирусных продуктов для защиты рабочих станций и файловых серверов, почтовых серверов, интернет-шлюзов.

«
К импортозамещению адаптируются и российские, и зарубежные компании. Отечественные поставщики вырабатывают стратегии по переводу пользователей на российские аналоги с минимальными издержками на технические работы и обучение. Иностранные компании ищут альтернативные пути для того, чтобы остаться на нашем рынке. Один из таких вариантов - сотрудничество с российскими производителями, продавая свои решения как OEM, или предустанавливая их на этапах сборки аппаратных систем, - считает она.
»

По словам Елены Головановой, советника генерального директора «МВП «Свемел», практика показывает, что иностранные вендоры стараются не сдавать позиции на российском рынке. Значительные финансовые ресурсы помогают им использовать все возможности для закрепления своих позиций на рынке программного обеспечения. Иностранные компании активно используют механизмы сертификации ПО по требованиям безопасности, что значительно повышает доверие к таким программным продуктам.

«
Внедрение зарубежными вендорами в процессы разработки ПО национального стандарта 56939-2016 «Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования» тоже обеспечивает безопасность и призвано поддержать доверие к зарубежному ПО. Хотя стандарт вступит в силу только 1 июня 2017 года, - добавляет она.
»

Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ», говорит, что иностранным вендорам можно посочувствовать: они потеряли большой развивающийся рынок.

«
Но, лично мое мнение: не мы стали инициатором этой игры в «несвободный рынок». Поэтому иностранные партнеры получили логичный ответ на действия собственного правительства, - считает Матвеев.
»

Илья Вигер, генеральный директор и со-основатель VR Concept, считает, что импортозамещение позитивно отразилось на том, как иностранные заказчики стали относиться к российскому рынку ПО. По его мнению, зарубежные компании, работающие в РФ, обратили внимание на российские разработки.

Владимир Котов, заместитель генерального директора «СофтБаланс», добавляет, что многие клиенты компании, имеющие головную организацию за рубежом, в филиале перешли (или переходят сейчас) на отечественное ПО.

Некоторые эксперты не замечают изменений в бизнесе зарубежных компаний в связи с проводимой в России политикой импортозамещения. По мнению Владимира Вертоградова, управляющего директора НОРБИТ (группа компаний ЛАНИТ), они и сейчас успешно выполняют планы.

Владимир Вертоградов вспоминает, как в одном из интервью генеральный директор SAP CIS (САП СНГ) Павел Гонтарев говорил: «Нам в SAP и раньше, и сейчас приходится доказывать в каждой сделке, что наши решения лучше подходят заказчику».

Сергей Галеев, генеральный директор компании Addreality, добавляет, что импортозамещение особого влияния на зарубежных вендоров не оказало и в сфере Digital Signage. Однако здесь, по его мнению, это в первую очередь связано с тем, что доля российского рынка Digital Signage для иностранных компаний составляет всего 1,8%.

Генеральный директор ГК «Аскон» Максим Богданов отмечает, что несмотря на санкции и политику импортозамещения в различных отраслях, ни одна зарубежная компания с российского рынка инженерного ПО не ушла. «Аскон» и другие российские разработчики по-прежнему работают в условиях высокой конкуренции, говорит он.

Читайте также