Основная статья: Экономика России
Железнодорожный транспорт
Основная статья: Железнодорожные грузоперевозки (рынок России)
Железнодорожный транспорт: международное, междудорожное и внутридорожное (местное) сообщения.
Трубопроводный транспорт
Основная статья: Транснефть
Трубопроводный транспорт: перекачка нефти, нефтепродуктов и транспортировка газа.
Морской транспорт
Основная статья: Грузоперевозки морским транспортом (рынок России)
Морской транспорт: заграничное и каботажное плавание.
Внутренний водный транспорт
Основная статья: Грузоперевозки внутренним водным транспортом (рынок России)
Внутренний водный транспорт: заграничное и внутреннее плавание.
Автомобильный транспорт
Основная статья: Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
Автомобильный транспорт: международное, междугородное, внутригородское и пригородное сообщения.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт: международные и внутренние линии.
Электронные транспортные накладные
Основная статья: Электронные транспортные накладные (Автоматизация документооборота в грузоперевозках)
2024
Рост цен на грузоперевозки на 17% за 10 месяцев
Индекс тарифов на грузовые перевозки в России растет рекордными темпами. В 2022 цены выросли в среднем на 28.4% г/г, в 2023 рост цен составил 16.5% г/г, за 10м24 цены уже выросли на 17% г/г с явной эскалацией (в октябре цены растут на 20%).
Если в моменте сравнить цены в окт.24 к окт.21, рост составил почти 69% за три года!
С 2011 по 2021 включительно среднегодовой рост был всего 5.7%, с 2022 в среднем 21% за год.
В 2025 ожидается очередной околорекордный разгон цен, ФАС уже утвердила индексацию тарифов на ЖД перевозки на 13.8%.
Индекс тарифов на грузовые перевозки, рассчитываемый Росстатом, отражает изменение тарифов на перевозку грузов различными видами транспорта без учета изменений в структуре перевезенных грузов.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Причины роста тарифов:
- Рост цен на транспортные средства и обслуживание в связи с санкциями, которые затруднили ввоз импортной техники, обслуживание существующей техники, а импортозамещение затруднено из-за дефицита производственной базы, отсутствия необходимой плотности промежуточной продукции, в основном поставляемой ранее из недружественных стран.
- Изменение логистических цепочек: переориентация с Запада на Восток «сама себя не переориентирует». Инфраструктура, которая выстраивалась более полувека, оказалась невостребованной, а новую создать дорого, долго и сложно, плюс возросло транспортное плечо в несколько раз.
- Дефицит кадров в транспорте и общая инфляция в экономике, сюда же можно включить рост цен на топливо и электроэнергию, плюс эффект девальвации рубля и роста курсовых издержек.
Логистика занимает важную часть в структуре стоимости товаров и услуг, поэтому рост цен в темпах свыше 20% в год формирует стартовую базу для общеэкономической инфляции. Спираль самоподдерживающегося роста цен.
На российско-китайской границе фуры стоят неделями из-за системы электронной очереди
В начале сентября 2024 года стало известно о том, что на крупнейших погранпереходах с Китаем «Забайкальск» и «Благовещенск — Хэйхэ» возникли заторы. Фуры и автовозы стоят неделями, а средний срок ожидания в электронной очереди увеличился в два раза.
Как сообщает газета «Известия», заторы на погранпереходах связаны с ростом поставок техники из КНР перед повышением ставок утилизационного сбора. Примерно 70% от общего объема перевозимых через границу грузов на пунктах «Забайкальск» и «Благовещенск — Хэйхэ» составляют транспортные средства и спецтехника. Импортеры активно ввозят легковые и грузовые автомобили, автобусы, строительные машины и другую технику, на которую распространяется повышение.
На многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) действует электронная очередь: машины прибывают к забронированному времени. Но когда водители получают документы на груз, то в ожидании пересечения границы они вынуждены ночевать в своих транспортных средствах для продвижения в очереди. В этой связи Федеральная таможенная служба предприняла ряд мер для предотвращения заторов. В частности, отменено обязательное оформление транзитных таможенных операций непосредственно на МАПП: эту функцию передали ближайшим складам временного хранения. Используется процедура предварительного информирования вместо транзитного декларирования.
Электронная очередь, как отмечает Федеральная пробирная палата, позволяет обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовиков к пунктам пропуска, распределять нагрузку на МАПП, сделать время прохождения границы прогнозируемым и снизить издержки перевозчиков. Однако проблемы остаются. Заторы на МАПП с Китаем приводят к удорожанию логистики. Оборачиваемость фур затормозилась на неделю, что сопоставимо с одной перевозкой в КНР. Это приводит к росту тарифов.[1]
В России проведут эксперимент по внедрению национальной цифровой транспортно-логистической платформы
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Об этом 5 июля 2024 года TAdviser сообщили представители Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Подробнее здесь.
2022
Общий грузооборот транспорта в России остался неизменным - 2,92 трлн тонно-км
Суммарный грузооборот транспорта в России по итогам 2022 года достиг 2,92 трлн тонно-км, что почти в точности соответствует показателя годичной давности. Об этом свидетельствуют обнародованные в декабре 2023 года данные аналитической компании BusinesStat.
По словам экспертов, российский рынок грузоперевозок в 2022 году остался на уровне предыдущего года, несмотря на значительные изменения, которые происходили на нем из-за западных санкций против РФ. В исследовании отмечается, что весной 2022 года объем российской внешней торговли снизился вдвое. Весь 2022 год бизнес вынужденно перестраивал логистические цепочки. Москва как логистический хаб утратила прежнее значение. Сократился грузопоток из Санкт-Петербурга, поскольку уменьшился объем грузов, доставляемых через балтийские порты, отмечают исследователи.
Благодаря режиму реэкспорта вырос грузопоток в южном направлении через Турцию, Иран, Грузию и Азербайджан. Также помог параллельный импорт. Кроме того, транспортный коридор «Север – Юг» из разряда непопулярных перешел в статус перспективных. В 2022 году открыли грузовое движение по первому автомобильному мосту через реку Амур, который связывает Благовещенск с городом Хэйхэ в Китае, что позволило формировать новые логистические цепочки с участием автомобильного грузового транспорта. В число перспективных направлений вошли перевозки по ранее непопулярному транспортному коридору «Север – Юг» через Азербайджан в Иран, Индию и Объединенные Арабские Эмираты.
Аналитики BusinesStat добавляют, что переориентация грузопотоков на Восток выявила проблемы портовой инфраструктуры, а также ограниченные пропускные способности сортировочных станций и железных дорог.[2]
Снижение объема грузоперезовок на воздушном транспорте на 59% до 0,6 млн тонн
В России по итогам 2022 года объем грузоперевозок на самолетах сократился на 59% в сравнении с 2021-м и составил 0,6 млн тонн. Об этом свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, опубликованные в декабре 2023 года.
Ощутимое падение рынка связано с тем, что на фоне санкций значительная часть зарубежных рынков стала недоступна для российских перевозчиков из-за сокращения или разрыва торговых отношений с рядом стран, а также риска ареста самолетов за рубежом. Как отмечают исследователи, часть авиапарка отечественных перевозчиков укомплектована зарубежными лайнерами, и в условиях санкций их эксплуатация и обслуживание существенно усложнились. Прямые поставки новых лайнеров или запчастей для них невозможны, а налаживание поставок за счет параллельного импорта требует времени и неизбежно увеличивает издержки. В BusinesStat оценивают в 70-75% долю международных рейсов в общем объеме грузоперевозок российских авиакомпаний.
В исследовании отмечается, что в первые два месяца 2023 года перевозки осуществлялись без ограничений и на них пришлось 35% от итогового значения за год. По прогнозам экспертов, объем грузов, перевезенных воздушным транспортом в России, по итогам 2023 года сократится на 25%. Предпосылок для существенного увеличения тоннажа грузоперевозок в ближайшее время не предвидится, указано в аналитическом докладе, опубликованном в декабре 2023 года.
Лидерами российского рынка грузоперевозок самолетами по итогам 2022 года названы следующие компании:
- «Аэрофлот-Российские Авиалинии»;
- «АК ЭйрБриджКарго»;
- АО «Авиакомпания «Сибирь»;
- авиакомпания «Россия»;
- «Уральские Авиалинии».
Их рыночные доли в исследовании не указаны.[3]
Российский рынок транспортно-логистических услуг вырос на 12,5% до 4,66 млн тонн
Аналитики агентства маркетинговых исследований «ГидМаркет» оценили объем российского рынка транспортно-логистических услуг в 4,66 трлн рублей по итогам 2022 года. Это на 12,5% больше, чем годом ранее. Исследование опубликовано в июле 2023 года.
Расходы на транспортно-логистические услуги в РФ продолжили уверенно увеличиваться — в 2021 году темпы роста на рынке измерялись 13,3% во многом за счет увеличения грузоперевозок и цен на них.
Несмотря на сложности, связанные с закрытием европейского направления, переориентацией цепочек поставок и избыточным предложением на внутреннем рынке, в 2022 году положительная динамика рынка была обусловлена ростом тарифов при повышении тоннажа и грузооборота во внутреннем сообщении. При этом отмечались сложности с прогнозированием и равномерностью загрузки транспорта, поскольку в 2022 году спрос ежемесячно менялся в ответ на очередные санкционные ограничения или изменения в технологии перевозок, такие как перецепки, перегрузки и т.д.
По словам экспертов, в условиях роста себестоимости грузоперевозок и складской обработки товаров (из-за удорожания расходных материалов, ограничений по приобретению грузового транспорта, увеличения расходов на обслуживание техники, персонал и пр.) высока вероятность ухудшения финансовых показателей участников рынка, часть из которых будет вынуждена прекратить свою деятельность.
В исследовании также отмечается, что по итогам 2020 г. объем рынка транспортно-логистических услуг сократился всего на 0,1%. Основным фактором, сохранившим рынок стало развитие электронной коммерции на фоне роста онлайн-покупок в связи с пандемией, появления дополнительного спроса на товары для работы из дома, развития онлайн-решений ритейлеров и улучшения пользовательского опыта.[4]
Выручка крупнейших грузовых авиакомпаний снизилась на 69,2%
В 2022 году выручка крупнейших российских грузовых авиакомпаний сократилась на 69,2%, до 71,9 млрд рублей, что стало минимумом за пять лет. При этом общий чистый убыток таких компаний достиг 2,1 млрд рублей против 59,6 млрд рублей годом ранее. Об этом со ссылкой на отчетность перевозчиков по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) сообщило издание РБК в конце мая 2023 года.
В 2022 году негативное влияние на финансовые показатели компаний оказало прекращение перевозок по западным международным маршрутам и трудности с другими зарубежными направлениями из-за разрыва лизинговых контрактов и отказа в наземном обслуживании, добавляет младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Важная часть бизнеса AirBridgeCargo — транзит грузов из Европы в Азию — практически полностью обнулилась, говорит авиационный эксперт Григорий Померанцев.
По данным Росавиации, на конец мая 2023 года в парке семи основных авиакомпаний (в 2021-м обеспечили не менее 54% всех перевозок, данные за 2022-й не публиковались), специализирующихся на перевозке грузов, находится 48 самолетов российского (22) и американского (26) производства.
- AirBridgeCargo (18 самолетов Boeing 747/777).
- «Волга-Днепр» (восемь Ан-124 и пять Ил-76).
- «Авиастар-ТУ» (пять Boeing 757 и три Ту-204).
- Авиакон Цитотранс» (пять Ил-76).
- «Атран» (два Boeing 737).
- «Ерофей» (один Boeing 757).
- SkyGates (один Ил-76).
2022 год оказался «в целом непростым» для глобального рынка грузовых авиаперевозок, замечает авиационный эксперт Григорий Померанцев. Спрос на транспортировку авиационных грузов в 2022 году значительно снизился по сравнению с уровнем 2021 года и оказался также немного ниже показателя допандемийного (пандемия коронавируса COVID-19) 2019 года, объясняет он.[5]
Рост объема рынка транспортно-экспедиционных услуг на 40% за 5 лет до 4,79 трлн рублей
Объем российского рынка транспортно-экспедиционных услуг в 2022 году составил 4,79 трлн рублей, увеличившись на 40% в сравнении с показателем 5 летней давности, когда - в 2018-м - показатель измерялся 3,42 трлн рублей. Об этом в мае 2023 года сообщили аналитики BusinesStat.
По словам исследователей, в 2022 году российский рынок транспортного экспедирования грузов столкнулся с новым санкционным кризисом, поэтому его темпы роста существенно снизились - до +6,4% (относительно 2021 года) с 20% в 2021-м. Западные санкции привели к значительному сокращению международных авиа- и автомобильных грузоперевозок. Санкции способствовали смещению внешней торговли с запада на юг и восток страны, потребовали от транспортно-экспедиционных компаний усложнения цепочек доставки европейской продукции, разработки новых маршрутов перевозок. Рост тарифов на перевозки и увеличение экспедиторской наценки обеспечили рост оборота транспортно-экспедиционных услуг в 2022 году.
Отмечается, что по итогам 2022 года доля экспедиторского обслуживания в общей стоимости транспортно-экспедиторских услуг в России увеличилась до 6,2%. Оборот услуг экспедирования рос в 2022 г быстрее оборота транспортно-экспедиторского рынка в целом. Изменение геополитической ситуации требовало поиска нетривиальных логистических и транспортных решений. Стали более востребованы услуги экспедиторских компаний в качестве профессиональных организаторов перевозок, сказано в отчете.
Из него также следует, что к концу 2022 года в России насчитывалось более 32 тыс предприятий, ведущих вспомогательную деятельность, связанную с перевозками. Большая часть таких компаний являются частными (85,8%). Большая часть экспедиторов – это малые и микропредприятия. Часть транспортно-экспедиторских компаний входят в состав крупных промышленных и аграрных холдингов, федеральных розничных сетей.[6]
Рост рынка грузовых автоперевозок на 6% до 2,18 трлн рублей
Российский рынок грузовых автоперевозок по итогам 2022 года вырос на 6% в сравнении с 2021-м и достиг 2,18 трлн рублей. Об эом свидетельствуют данные консалтинговой компании Strategy Partners («дочка» «Сбера»), которые были обнародованы в конце марта 2023 года.
Согласно оценкам Росстата, объем грузовых автоперевозок в физическом выражении в 2022 году составил 5,51 млрд тонн, что на 0,3% больше показателя годичной давности. В 2022 году на автомобильный транспорт пришлось около 70% общего объема грузов, говорит директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Семенов, чьи данные приводит РБК.
Издание отмечает, что рынок автотранспортных грузоперевозок делится на два основных сегмента — с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL) и перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL). По данным Strategy Partners, в 2022 году объем сегмента FTL составил почти 1,91 трлн рублей (+5% к 2021-му), сегмента LTL — 270 млрд (+11%). Объем рынка аналитики рассчитывают как сумму выручек автотранспортных компаний России, занимающихся внутренними и международными (без учета транзитных) коммерческими и кэптивными FTL- и LTL-перевозками.
По словам партнера Strategy Partners Анатолия Грека, одним из основных драйверов роста грузовых автоперевозок стало изменение логистических цепочек и ограниченность пропускной способности железных дорог. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что из-за перегруженности железных дорог потребительские грузы стали все чаще перевозить автотранспортом. По его словам, тенденция будет только усиливаться.
Также на рост рынка грузовых автоперевозок влияет усиление контроля за рынком, в том числе за счет введения электронной транспортной накладной, увеличение себестоимости перевозок и необходимость обновления парка грузовой техники, рост рынка электронной коммерции и инфляция, добавляют эксперты.[7]
Грузовые перевозки по железным дорогам в России сократились на 3,8%
Грузовые перевозки по железным дорогам в России за 2022 год сократились на 3,8% в сравнении с 2021-м и составила 1,23 млрд тонн. Об этом в РЖД сообщили в январе 2023 года.
Железными дорогами в 2022 году погружено:
- каменного угля – 354,4 млн тонн (-4,6% к 2021 году);
- кокса – 10,1 млн тонн (-15,7%);
- нефти и нефтепродуктов – 216 млн тонн (-0,7%);
- железной и марганцевой руды – 115,2 млн тонн (-4%);
- черных металлов – 66,3 млн тонн (-4,3%);
- лома черных металлов – 12,9 млн тонн (-21,5%);
- химических и минеральных удобрений – 60,5 млн тонн (-6,9%);
- цемента – 24,9 млн тонн (-6%);
- лесных грузов – 31,4 млн тонн (-24,8%).
Кроме того, было погружено 23,9 млн тонн зерна (-4,8%), 133,9 млн тонн строительных грузов (+5,7%), 18 миллионов тонн цветной руды и серного сырья (-8,7%), 22,8 млн тонн химикатов и соды (-6,2%), 31 миллион тонн промышленного сырья и формовочных материалов (-13,1%), 113,1 млн тонн остальных грузов, в том числе в контейнерах (+1,6%).
В 2022 году выросла погрузка на всех железных дорогах восточного полигона: Красноярской (+1%), Восточно-Сибирской (+2,2%), Забайкальской (+9,6%), Дальневосточной (+7,2%). Грузооборот составил 2636,1 миллиарда тарифных тонно-км (-0,1% к 2021 году).
Как пишет «Коммерсантъ», РЖД, несмотря на резкое ухудшение условий для международного контейнерного трафика, по итогам 2022 года продемонстрировало рост железнодорожных перевозок контейнеров на 0,3%, побив рекорд 2021 года. Опрошенные газетой участники рынка, несмотря на расхождение данных со статистикой РЖД, тоже говорят об относительно неплохой ситуации, улучшение которой сдерживают инфраструктурные ограничения. Компании призывают к дальнейшему развитию инфраструктуры, сохранению назначения дополнительных поездов на Дальний Восток и решению проблем с контейнерными перевозками на Северо-Западе.[8]
2019 год
Отрасль демонстрирует негативную динамику: за 9 месяцев 2019 года объем коммерческих грузоперевозок уменьшился на 3,7%, особенно просела сфера автомобильных перевозок — на 5,3% (по последним данным Минтранса). На стагнирующем рынке есть две возможности для роста бизнеса: увеличивать долю за счет конкурентов, либо снижать издержки и повышать собственную эффективность. В обоих случаях не обойтись без внедрения современных технологий и автоматизации бизнес-процессов. Учитывая специфику рынка грузоперевозок, отрасли нужны мобильные решения[9].
2018 год
Россия находится в середине рейтинга Всемирного банка по уровню логистического развития среди 160 стран-участников. Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) отражает не только работу таможенных органов и состояние инфраструктуры, но и качество логистического обслуживания, скорость и стоимость доставки, наличие задержек при транспортировке и возможность отслеживать грузы. Мы видим четкую корреляцию между положением в рейтинге и уровнем цифровизации логистики в странах-участниках. Лидеры рейтинга — Германия, Швеция, Бельгия, Австрия, Япония — отличаются и высоким уровнем проникновения новых технологий в сферу грузоперевозок. Российские перевозчики в последние два года активно взялись за цифровизацию, и это станет драйвером для роста эффективности логистики в ближайшее время[10][11].
2012 год
По итогам 2012 года, несмотря на спад промышленного производства в целом по стране, отрасли удалось продемонстрировать положительную динамику развития. В частности, объем погрузки увеличился на 2,1% в сравнении с показателем 2011 года и составил 8732 млн.т., грузооборот – на 1,7% до 4998 млрд. т-км.
2013 год
Однако уже по итогам первого полугодия 2013 года аналогичные показатели продемонстрировали отрицательную динамику: объем погрузки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократился на 3,6% до 5235,6 млн.т., грузооборот – на 0,6% до 3318,4 млрд. т-км.
Анализируя динамику развития отрасли, основываясь на показателях объема перевозок груза в натуральном выражении, видно, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным (соответственно порядка 15% и 13%) (данные DISCOVERY Research Group).
Если же рассматривать структуру рынка по такому показателю, как грузооборот, то тут ведущий автомобильный транспорт располагает только 5%, а на железнодорожный приходится 44,5%. Лидером по скорости доставки грузов является трубопроводный транспорт – в общем объеме грузооборота он занимает практически половину – 48%.
Это различие в структурном распределении по видам транспорта происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки, тогда как при расчете объема перевозок - только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по России. Заметного перераспределения ролей на рынке в ближайшие годы, как считают эксперты, не предвидится.
По мнению экспертов, рынок грузоперевозок продолжит свое дальнейшее развитие умеренными темпами. При этом среди основных факторов, способствующих росту показателей отрасли станут растущая конкуренция, интенсивное развитие автомобильного сегмента, активное использование информационных технологий, растущий объем торговли со странами Европы, а также обеспечение транспортировки грузов между Китаем и Евросоюзом.
Согласно стратегии развития транспортного комплекса России на период до 2030 года, объем рынка грузоперевозок по базовому сценарию составит 17,15 млрд. т., по интенсивному сценарию – 19,92 млн.т., грузооборот – 3822,2 млрд. т-км. и 4267,3 млрд. т-км. соответственно.
Смотрите также
- Грузовые авиаперевозки (рынок России)
- Грузоперевозки (рынок России)
- Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
- Грузоперевозки внутренним водным транспортом (рынок России)
- Грузоперевозки морским транспортом (рынок России)
- Железнодорожные грузоперевозки (рынок России)
- Пассажирские авиаперевозки
Примечания
- ↑ Заторное настроение: на крупнейшем погранпереходе с КНР возникла пробка
- ↑ В 2022 г общий грузооборот транспорта в России удержался на уровне 2021 г и составил 2,92 трлн тонно-км.
- ↑ В 2022 г масса грузов, перевезенных воздушным транспортом в России, снизилась на 60%: с 1,5 до 0,6 млн т.
- ↑ Динамика объема российского рынка транспортно-логистических услуг
- ↑ Выручка грузовых авиакомпаний достигла пятилетнего минимума
- ↑ За 2018-2022 гг оборот рынка транспортно-экспедиционных услуг в России вырос на 40% и достиг 4,79 трлн руб.
- ↑ «Дочка» «Сбера» спрогнозировала рост грузовых автоперевозок до ₽3 трлн
- ↑ [https://www.kommersant.ru/doc/5760010 Контейнеры развезло Их транспортировка по железной дороге выросла]
- ↑ ТРАНСПОРТ РОССИИ. Информационно-статистический бюллетень. Январь – сентябрь 2019 года
- ↑ Global Rankings 2018
- ↑ Цифровой грузовик: как мобильность меняет бизнес-процессы в грузоперевозках