2022/06/22 11:57:10

Какой должна быть МИС? Обзор конференции «Цифровая экосистема эффективной и качественной медицины»

Информатизация и автоматизация – вопрос злободневный и актуальный для российского здравоохранения. Больницы и клиники, пытаясь стать по-настоящему современными и цифровыми, ежедневно сталкиваются с множеством нюансов и проблем. Как правильно внедрить технологии в лечебно-диагностические процессы? Как перейти на электронный медицинский документооборот? Как обеспечить качество и безопасность медицинской помощи и своевременно передать все отчеты в надзорные органы? На эти и другие темы рассуждали эксперты конференции «Цифровая экосистема эффективной и качественной медицины: опыт и лучшие практики», прошедшей 9 июня в Санкт-Петербурге в рамках всероссийского конгресса «ИТМ Петербург»-2022.

Содержание

Организатором мероприятия выступила компания СП.АРМ, разработчик медицинской информационной системы qMS.

Экосистемный подход актуален как никогда

Сегодня экосистемы упоминаются в годовых отчетах бизнеса в 13 раз чаще, чем десятилетие назад. Как правило, речь идет о цифровых экосистемах, которые опираются на digital-инструменты и платформы. Эксперты ожидают, что такие структуры будут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году.

Практически любая медицинская организация может создавать и развивать собственные экосистемы, частью которых будут МИС и взаимосвязанные процессы управления персоналом, потоками пациентов, финансами, планирования ресурсов, аналитики.

«
«Главное – это общие цели и интересы, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей: медицинского персонала, пациентов, контрагентов.Это, на мой взгляд, становится основой экосистемного подходак медицинской деятельности.Внутри экосистемы МО могут делиться данными, лучшими практиками и ноу-хау. И, как следствие, лучше и быстрее удовлетворять потребности пациентов», – отмечает заместитель главного врача многопрофильной клиники им. Н.И.Пирогова, врач-кардиолог, доцент кафедры Современных технологий управления в здравоохранении Академии медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева и медицинский советник СП.АРМ Вадим Жук.
»

Медицинские экосистемы позволяют пациентам и врачам быстро получать всю необходимую информацию. Различные инструменты и сервисы внутри МИС избавляют медперсонал от рутинных административных задач и обеспечивают дополнительный контроль качества медуслуг. Российский рынок СЭД/ECM борется с демпингом и рассчитывает на возможности искусственного интеллекта. Обзор и рейтинг TAdviser 201 т

Настоящей многофункциональной экосистемой по праву может считаться МИС qMS. Она помогает комплексно оптимизировать внутренние процессы и решать ключевые задачи, упрощает интеграцию с внешними, региональными и федеральными системами и обеспечивает взаимодействие между врачом и пациентом. На ее основе создается среда, позволяющая организовать систему менеджмента качества, исключить ошибки в диагностике и лекарственной терапии, а также унифицировать работу.

qMS разработана на универсальной инструментальной среде, которая описывает бизнес-процессы любой степени сложности и детализации через настройки. После внедрения системы заказчик может менять их без участия разработчика.

Цифровая трансформация – основа качества и безопасности медпомощи

Лечебно-диагностические процессы должны включать в себя современные технологии, автоматический сбор информации из разных источников и поддержку принятия решений на каждом из этапов оказания помощи пациенту. Как показывает практика, необходим комплексный подход к качеству и безопасности.

Кроме того, цифровизация медучреждения повышает его медицинскую, социальную и экономическую эффективность. Так, республиканской клинической больнице Татарстана благодаря внедрению qMS удалось оптимизировать расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения до 5-7%, время медицинского персонала – на 15-30%, а повышение оборота койки составило 4,4%. Автоматизация МО проходит при полной поддержке руководства республики, такой опыт есть не у каждой многопрофильной больницы или клиники.

«
«Для нас крайне важно оказывать качественную и безопасную медицинскую помощь. И qMS нам в этом помогает. Например, мы выстроили с ее помощью систему регистрации инцидентов, наша задача – найти и зафиксировать каждый из них, на любом уровне. Благодаря qMS мы накапливаем сейчас огромный аналитический материал по всем инцидентам, на основе которого формируем систему улучшения медпомощи. МИС полностью автоматизирует все наши процессы, и мы рассчитываем в этом году закончить первый этап соответствия требованиям HIMSS», – рассказывает главный врач республиканской клинической больницы Татарстана Рафаэль Шавалиев, представляя опыт использования МИС qMS. Она стала четвертой медицинской информационной системой за всю историю учреждения, и медперсоналу есть с чем ее сравнивать.
»

Главный врач республиканской клинической больницы Татарстана Рафаэль Шавалиев

qMS помогает выстроить безопасность и качество работы клиники в соответствии с мировым стандартом HIMSS. Международный сертификат организации важен для тех, кто хочет занимать лидирующие позиции в своей нише. Сертификация оценивает уровень цифровой зрелости медицинской организации через ее ИТ-инфраструктуру и МИС, в частности.

Кадровый вопрос цифровой медицины

Автоматизируя медицинские процессы и совершенствуя медпомощь, не стоит забывать и о построении качественной системы самообразования. Как отмечают сами медики, им не хватает управленческих навыков и опыта работы с технологичными решениями. Отсюда и сопротивление нововведениям, и непонимание, зачем в принципе нужны инновации. Решение проблемы видится одно – постоянная разъяснительная работа и отлаженный процесс внутреннего обучения. Помимо этого, для современных задач здравоохранения требуется системная подготовка кадров, в том числе в рамках отдельных специальностей.

По мнению Р. Шавалиева, в связи с отсутствием полноценного IT-образования у медицинских работников и управленцев, необходимо создавать центры IT-компетенций в МО. Также нужно рассмотреть развитие системы поддержки принятия управленческих решений с учетом требований к качеству медицинской помощи, безопасности работы медперсонала, технологий бережливого производства и отраслевых KPI. Важно разработать механизмы синхронизации построения архитектуры информационных систем с другими перспективными направлениями, внедряемыми в здравоохранении, прежде всего в области управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

В институте цифровой медицины Сеченовского университета пошли по пути повышения эффективности и качества подготовки специалистов, сформировав новое направление – дидактика медицинской информатики.

«
«Для того, чтобы добиться наибольшего эффекта в разработке сервисов и обучении специалистов мы делаем акцент на интерактивные технологии преподавания, методику анализа конкретных ситуаций, в качестве зачета принимаем публикации в ведущих журналах или выступления на конференциях, непрерывно развиваем учебно-методическую базу, используем мультидисциплинарный подход к формированию профессорско-преподавательского состава. Слушатели института участвуют в деятельности научного кружка, различных научно-исследовательских работах, апробации, испытаниях, внедрении и сопровождении новых цифровых решений и технологий», – делится доцент кафедры информационных и интернет-технологий Института цифровой медицины Сеченовского университета Константин Кошечкин.
»

Можно ли построить эффективную экосистему из разных компонентов?

В России сегодня используется более 100 видов медицинских информационных систем, только в Санкт-Петербурге их порядка 20. Количество сопутствующих IT-продуктов, использующихся в медицинской организации, исчисляется сотнями. Но зачастую спрос опережает предложение, так как постоянно меняющиеся условия цифровой среды вынуждают руководителей постоянно развивать учреждение и заботиться о своевременном внедрении инноваций. При этом важно не ошибиться с подходом – от того, монолитное решение выбрано, или множество разных и интегрируемых между собой компонентов, зависит вся дальнейшая работа клиники.

Так, ядром цифровой экосистемы центра им. В.А. Алмазова стала МИС qMS, взаимодействующая с другими решениями в ИТ-ландшафте организации. Следование принципу «не класть все яйца в одну корзину» и соблюдение баланса позволили медучреждению не зависеть от политики единственного вендора, трансформировать МИС исходя из потребностей клиники и максимально расширить функциональность каждого «узла» системы. Но и лишилась больница, по словам главного врача Дмитрия Овчинникова, тоже многого: возможности быстрого решения задач, простоты поддержки за счет внутренних ресурсов и принятия решения о выборе инструментов, а также возможности работать со всеми продуктами в «одном окне».

«
«Безусловно, когда все в одной "коробке", это гораздо удобнее с точки зрения трудозатрат на интеграцию и обучение персонала. Но в этом случае вектор развития продукта определяет вендор, а сервисы внутри решения не всегда отвечают меняющимся запросам пользователей. Когда нашей клинике нужно быстро изменить какой-то из сателлитных сервисов, это, к сожалению, не всегда возможно. В случае централизованной деконструкции "коробочного" решения по той или иной причине останавливаются сразу все процессы и отключаются все зависимые ресурсы. К тому же, всегда есть риск выбрать некачественный продукт при всем многообразии предложений на рынке», – озвучивает плюсы и минусы продуктового подхода к цифровой архитектуре Д. Овчинников.
»

Сейчас центр им. В.А. Алмазова ведет разработку и внедрение аналитической BI-системы, настраивает «живые» дашборды для аналитики и автоматизированного контроля и тестирует собственное мобильное приложение с навигацией. Все это также станет частью цифровой экосистемы медучреждения.

ЭДО в медицине: главное правильно выбрать основу

Сегодня многие лечебные учреждения находятся в стадии перехода на электронный медицинский документооборот. Но, к сожалению, не у всех получается провести его быстро и безболезненно, так как не все МИС могут обеспечить полноценный ЭДО и требуют существенной доработки в этой части.

Опытом внедрения электронного медицинского документооборота на базе МИС qMS поделился главный врач СПБ ГБУЗ «Елизаветинская больница» Сергей Петров. С 1 июля медицинская организация переходит на ЭДО полностью, истории болезни в бумажном формате останутся в прошлом.

В апреле этого года больница получила возможность выдавать ЭЦП с ОГРН организации своим сотрудникам. Соглашение об этом было подписано между медучреждением и Управлением Федерального казначейства по Санкт-Петербургу. «Елизаветинка» стала первой и пока единственной МО в городе, самостоятельно оформляющей усиленные квалифицированные электронные подписи медицинскому персоналу. На полный ЭДО она тоже переходит одна из первых в Санкт-Петербурге.

Главный врач СПБ ГБУЗ «Елизаветинская больница» Сергей Петров
«
«У нас были опасения, что не получится сразу объяснить персоналу все плюсы электронного документооборота, но они не оправдались. Врачи оценили, что он удобен как для них, так и для пациентов. Остаются в прошлом потерянные результаты диагностических исследований, разрозненные записи, трата времени на передачу бумаг между отделениями, лабораториями и клиниками. А оказание качественной медпомощи упрощается в разы», – подчеркивает С. Петров.
»

Для успешного перехода на ЭДО важно еще на подготовительном этапе выбрать правильную МИС, так как пока не все решения на рынке предоставляют необходимую функциональность в должном виде и с применением ЭЦП.

Так, qMS позволяет МО перейти от стандартных бумажных карт пациентов к электронным, хранить всю вносимую в них информацию в единой базе, а после заверения ЭЦП передавать данные о пациенте и консультативное заключение врача в ЕГИСЗ и РЕГИЗ.

Какая она – эффективная МИС?

К современной МИС предъявляется множество требований. Среди главных факторов, влияющих на оценку ее эффективности – соответствие требованиям законодательства и органов, регулирующих деятельность МО, оснащенность медучреждения современным цифровым оборудованием, качество оказываемой помощи и кадровый ресурс.

«
«Клинически эффективная МИС помогает свести к минимуму количества врачебных ошибок. Экономическая – выражается в отношении результатов лечения к затраченным ресурсам, а организационная – в уменьшении затрат рабочего времени персонала всех подразделений МО при грамотной автоматизации процессов», – считает руководитель проектного отдела «Лечебно-диагностического центра Международного института биологических систем имени Сергея Березина» Алексей Дымерец.
»

«
«Эффективная МИС – та, которую можно настроить самостоятельно, разработать и внедрить без участия разработчика необходимые алгоритмы и отчеты. В значительной степени результаты использования медицинской информационной системы зависят от грамотной организации работы и налаженной обратной связи между руководителями и сотрудниками клиники», – отметила начальник отдела информационных технологий Елизаветинской больницы Ирина Некрасова.
»

Идеальная МИС, по словам врача Санкт-Петербургской городской поликлиники №107, медицинского советника СП.АРМ Дмитрия Спасенова, та, без которой невозможно представить работу медицинского учреждения по важным для него критериям.

При этом основной причиной провальных проектов и низкой эффективности МИС, по словам экспертов, становится неготовность руководства МО грамотно организовать работу по внедрению системы. Особенно это характерно для государственных учреждений. Большую роль играет и мотивация, понимание сути и конечных целей информатизации.

Руководитель учебно-методического отдела СП.АРМ Елена Донцова
«
«Мы очень часто, к сожалению, сталкиваемся именно с непониманием со стороны главных врачей. Им спускают разнарядку о том, что во всех медорганизациях региона внедряется такая-то система. А для чего и почему именно она – никто не объясняет. И тут начинаются как раз проблемы. Потому что либо никто не понимает, что это за IT-продукт в принципе, либо система никому не нравится из-за неудобного интерфейса и функциональности. Конечно, никакой мотивации такая ситуация не вызовет ни у руководства, ни у рядовых врачей. И большая часть провалов во время внедрения информационных систем связана именно с этим фактором», – считает руководитель учебно-методического отдела СП.АРМ Елена Донцова.
»

Важную роль в успешных проектах играет и качество МИС. Когда главврачи понимают, чего они хотят и ждут от информатизации, какой должна быть система, соответствующая их запросам – это половина успеха. В таком случае клиники внедряют и пробуют разные системы, ищут для себя лучшее, более зрелое решение. Они не боятся пробовать и менять решения – как только упираются в потолок возможностей одной МИС, сразу переходят к следующей.

Завершая конференцию, участники и эксперты пришли к единому мнению, что самый важный признак эффективной современной МИС – ее постоянное развитие, как силами разработчиков, так и медицинских организаций. А автоматизация лечебно-диагностических процессов с помощью ИТ-решений позволяет существенно снизить нагрузку на медперсонал и повысить уровень качества и безопасности медицинской помощи.