2023/07/04 15:17:30

Медицинские информационные системы (МИС)
рынок России

В России информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются важным компонентом развития медицинского сектора и являются приоритетной областью для инвестирования. Российское правительство приняло программу развития индустрии здравоохранения до 2020 г. Эта инициатива призвана обеспечить целый ряд преимуществ для пациентов и медперсонала.

Содержание

Что такое ERP-система для медицины?

Согласно принятой на западе классификации ERP-система для медицины состоит из 3-х типов компонент:

  • Медицинская информационная система, которая выполняет функции администрирования потоков пациентов, биллинга, ЭМК
  • Вспомогательных информационных систем, так как больничная аптека, диетического питания, клинической лаборатории, системы для архивирования и передачи изображений (PACS), системы для накопления данных с прикроватного оборудования
  • Финансово-хозяйственной системы (бухгалтерия, зарплата и кадры)

Все 3 компонента ERP системы являются источниками данных для расчета себестоимости медицинской помощи.

ERP-системы используют процессный подход к автоматизации медицинских организаций.

Основные преимущества ERP-системы:

  • процессный подход к автоматизации медицинских организаций;
  • увязка финансов, ресурсов (материальных, трудовых) и качества оказания медицинской помощи для согласованного управления ими
  • мониторинг себестоимости оказываемой медицинской помощи и калькуляция затрат

Каталог МИС-систем

Основная статья: Медицинская_информационная_система

Типы медицинских информационных систем

2023: Минздрав РФ поручил регионам определиться с единым оператором медицинских ИТ-систем

Минздрав России поручил регионам выработать план перехода на единую медицинскую информационную систему (МИС), используемую во всех медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Об этом говорится в протоколе совещания по вопросам реализации мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» от 25 мая 2023 года.

В общей сложности в документе перечислены 31 регион: это, в частности, Алтайский край, Астраханская область, Владимирская область, Воронежская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Приморский край и др. Переход на единую МИС должен быть осуществлён до 1 декабря 2024 года.

Минздрав поручил регионам выработать план перехода на единую медицинскую информационную систему

Предполагается, что инициатива поможет решить проблему «колодцев данных», когда на уровне субъекта работают сразу несколько МИС разных ИТ-компаний. В Минздраве полагают, что отсутствие единой информационной системы затрудняет обмен данными между участниками отрасли здравоохранения и замедляет процесс цифровизации медучреждений.

Требования к единой МИС и порядок определения компании-поставщика в документе не обозначены. Отмечается, что по состоянию на 2022 год одной из самых распространенных МИС на территории РФ являлась платформа «ЕЦП.МИС», разработанная специалистами ООО «РТ МИС» — дочернего предприятия ПАО «Ростелеком». Эта система формирует электронный медицинский документооборот. Логической основой является электронная медкарта пациента, к которой прикрепляются результаты исследований. Такой подход исключает потерю данных на бумажных носителях. При этом можно просматривать назначения, записи и другую врачебную информацию.[1]

2022: 94% российских клиник используют в своей работе медицинские информационные системы

Как показал опрос участников Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО), к началу 2022 года 94% российских клиник используют в своей работе медицинские информационные системы (МИС). Об этом стало известно 16 марта 2022 года.

Исследование было проведено НАМО и компанией «ЭлНетМед» – разработчиком интеграционной платформы N3.Health. Его цель – оценить уровень цифровизации частных клиник и их интеграции с ЕГИСЗ МЗ РФ. Участниками опроса стали действующие члены ассоциации, которая является самой крупной организацией, объединяющей игроков рынка медицинских услуг России, – в ней на март 2022 года состоит 217 клиник различного профиля из 59 регионов.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250.1 т

Только у 6% опрошенных пока нет МИС, но в планах – их внедрение в ближайшее время.

К числу наиболее распространенных МИС среди клиник-респондентов относятся: , Arhimed+, Renovatio, Инфоклиника (в порядке убывания популярности).

94% опрошенных знают о необходимости передачи данных в ЕГИСЗ МЗ РФ. Однако лишь 31% клиник уже делают это, а 38% – собираются начать процесс интеграции с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения в ближайшем будущем. И примерно треть представителей рынка частной медицины пока не определились относительно выбора способа выполнения требований Минздрава РФ.

Недостаток информации по переходу к обновленным правилам работы подтверждает тот факт, что большая часть опрошенных (88%) призналась, что нуждается в экспертной помощи в вопросах интеграции с ЕГИСЗ МЗ РФ. В качестве предпочтительной формы взаимодействия они выбрали консультации, семинары с участием квалифицированных специалистов, а также подчеркнули необходимость подготовки и распространения справочных материалов.

«
Значительная часть клиник ассоциации потенциально готова к интеграции с ЕГИСЗ МЗ РФ, – прокомментировал итоги опроса генеральный директор «ЭлНетМед», эксперт компании «Нетрика Медицина» Владимир Соловьев. – В учреждениях установлены МИС, руководители знают о необходимости передачи данных на федеральный уровень, многие выполняют требования или собираются сделать это в обозримом будущем. Совместная работа экспертов N3.Health и Национальной Ассоциации медицинских организаций в части «просветительской» деятельности по вопросам цифровизации клиник, взаимодействия с государственной информационной системой дает свои результаты.
»

«
Проблема передачи сведений в ЕГИСЗ связана с необходимостью внедрения информационных технологий в повседневную деятельность частных клиник. Крупные клиники, как правило, уже внедрили подобные технологии, то же самое относится к участникам ОМС. Наиболее сложным данный процесс будет для субъектов МСП в силу ограниченности ресурсов: финансовых, интеллектуальных, кадровых, - отметил Сергей Мисюлин, руководитель НАМО, также отметил.
»

С 1 сентября 2021 года частные клиники обязаны передавать сведения о медицинской деятельности в ЕГИСЗ МЗ РФ. Требования приняты в рамках создания единого цифрового контура в здравоохранении и закреплены в постановлениях Правительства РФ №852 и №140 (вместо 555, который с 1 марта утратит силу). Выполнить их и можно как при помощи уполномоченных организаций, так и самостоятельно. Наиболее эффективным с точки зрения оптимизации временных, трудовых и финансовых затрат клиник является решение данной проблемы через взаимодействие с операторами иных информационных систем, к которым относится платформа N3.Health. Оператор полностью берет на себя все затраты на обеспечение безопасного канала взаимодействия и передачи данных в ЕГИСЗ, отслеживание изменений в законодательстве по данной теме, а также все технические аспекты в части реализации взаимодействия с ЕГИСЗ.

2021: Ирина Яровая попросила провести аудит эффективности региональных медицинских ИТ-систем

26 апреля 2021 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступая на Совете законодателей России, предложила провести аудит эффективности ИТ-систем в здравоохранении, чтобы «выйти на логику цифровизации, полезной пациенту, и эффективного использования бюджетных средств».

«
Сегодня есть информационные системы управления пациентами, но не их лечения: ЕГИСЗ, ГИС СЗ [социальной защиты] субъекта РФ, МИС в медицинских организациях, ИС фармацевтических организаций, создается ВИМИС по отдельным группам заболеваний… Проведенный мною анализ, а также постоянная работа с гражданами по обращениям и организация получения ими медицинской помощи говорят о том, что ни одна из федеральных информационных систем на практике не решает вопрос оформления направления, дистанционной выдачи справок, ведения истории болезни с сопоставлением анализов, — подчеркнула Яровая.
»

Яровая предложила организовать аудит эффективности региональных медицинских ИТ-систем

По ее словам, необходимо реализовать технологию умной медицинской электронной карты и организовать обмен данными между медицинскими учреждениями без участия пациента и без создания дополнительных систем.

Среди других предложения Яровой: по желанию пациентов направлять результаты исследований по электронной почте, федеральным центрам принимать электронные письма с направлениями и результатами исследования, бесплатно выдавать справки.

«
Речь не идет о создании систем в системе, речь идет о настройке взаимодействия через существующие электронные средства, — подчеркнула вице-спикер (цитата по «РИА Новости»).
»

Он добавила, что цифровые платформы, которые использует Москва и ориентированы на удобство пациента и на помощь пациенту, необходимо распространить в других субъектах РФ и провести обучающий семинар с участием Москвы, «чтобы созданный интеллектуальный продукт был использован и другими регионами».[2]

2019: Утверждены требования к медицинским информационным системам

17 июня 2019 года Минюстом России зарегистрирован приказ Минздрава России № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».

Приказ определяет обязательный состав функций, которые должны обеспечивать информационные системы в медицинских организациях, а также в государственных информационных системах регионального здравоохранения, в том числе: ведение электронной медицинской карты, централизованных систем (подсистем) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений) и лабораторных исследований, диспетчеризации скорой медицинской помощи, телемедицинских консультаций, льготного лекарственного обеспечения, управление потоками пациентов (электронная регистратура), а также ряд функций, обеспечивающих управление ресурсами здравоохранения и принятие решений. Важной составляющей приказа являются требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и к программно-техническим средствам этих систем.

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года и является обязательным для выполнения мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение», предусматривающих реализацию качественной информационной поддержки деятельности врачей и медицинских работников при оказании медицинской помощи, взаимодействие в цифровом формате участников системы здравоохранения в целях организации электронных услуг и сервисов для граждан.[3]

2016: Подробный анализ госзакупок МИС в России за три года

Подробный анализ госзакупок ПО и ИТ-услуг для здравоохранения содержится в исследовании Госзакупки ПО и услуг по информатизации здравоохранения в 2013-2016 гг.

2010: Объем мирового рынка ИТ в здравоохранении $310 млн

Согласно оценкам Frost & Sullivan, в 2010 г. общий объем расходов на ИТ в индустрии здравоохранения составил 310 млн. долл. США. К 2017 г., как ожидается, он достигнет 882 млн. долл. США при совокупном среднегодовом темпе роста (CAGR) в 16,1%.

Уровень развития ИТ-инфраструктуры на российских предприятиях сферы здравоохранения остается сравнительно низким. Согласно данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2009 г. лишь 20% российских медицинских учреждений имели в своем распоряжении современные ИТ-системы, призванные повысить операционную эффективность. В 2009 г. на одно медицинское учреждение приходилось в среднем 37 компьютеров, то есть одно устройство на пять сотрудников.

«Однако за последние пять лет расходы на ИКТ росли достаточно стремительно, эта тенденция вполне вероятно сохранится и в будущем, - отмечает аналитик департамента ИКТ, Frost & Sullivan».

Отсутствие законодательной базы, регулирующей нормы и стандарты электронных систем здравоохранения (e-Health), является одним из основных препятствий для дальнейшего развития ИКТ в этой области в России.

«Это порождает противоречие, с одной стороны, государство открыто заявило о необходимости внедрять элементы ИКТ в медицинских учреждениях; с другой стороны, действующее законодательство не допускает применения подобных решений, — говорит аналитик Frost & Sullivan».

В России функционирует свыше 300 медицинских информационных систем (МИС) (данные 2012 года). В условиях отсутствия стандартов обмена информацией внедрение МИС-систем выполняется неупорядоченно; многие используемые приложения несовместимы друг с другом. Проблемы совместимости не позволяют в полной мере раскрыть потенциал имеющихся решений.

Однако уже сейчас телемедицина развивается в России достаточно быстрыми темпами. Большинство медицинских учреждений, предлагающих широкий спектр услуг, располагаются в крупных городах, иногда поездка из сельской местности в город может быть весьма затруднительной. Быстрое развитие широкополосного доступа в Интернет и ресурсоэффективность являются основными движущими факторами развития телемедицины в России. Данная форма оказания медицинских услуг в основном используется для видео-консультаций и диагностики.

«Основными факторами, сдерживающими внедрение новых ИКТ-приложений в сфере здравоохранения, являются недостаток покупательской способности большинства медицинских учреждений, отсутствие у медперсонала необходимых навыков работы с такими системами, а также слабое понимание того, какие преимущества может принести внедрение подобных решений. Еще одной проблемой в этой связи является разнообразие доступных систем при отсутствии единых стандартов, — говорит аналитик Frost & Sullivan. — Вместе с тем, эти проблемы осознаются и решаются на государственном уровне, поэтому мы ожидаем роста рынка e-Health в России».

Новые технологии в здравоохранении



Примечания