Основная статья: История России
II век: Штрихованная керамика на Новгородском городище
Рюриково Городище 1 эпохи раннего металла — раннего железного века имеет культурный слой со штрихованной керамикой, относящейся к первым векам новой эры[1].
III век: Неукреплённая стоянка финно-угорских рыболовов на месте будущей Любши
Более детальная информация о поселении в Любше, доступная Рябинину и Чернову, интерпретировалась ими как наличие следов неукреплённой стоянки финно-угорских рыболовов на месте городища с III века.
IV век: Путь из Швеции через Приладожье в Предуралье
Существовал древний путь из Швеции через Приладожье в Предуралье. Он интенсивно функционировал во второй половине IV - первой половине VI в[2]. Округ Ладоги, очевидно, был станцией на этом пути.
600
Заселение славянскими племенами Приильменья
По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.
На месте будущей крепости Любши находится деревянное укрепление финно-угорских племён
На рубеже VI—VII веков на месте будущей каменной крепости в Любше появляется и функционирует укрепление финно-угорских племён. Оно представляло собой деревянный острог, укреплённый тыном на валу. Неволинские пояса и некоторые другие случайные находки свидетельствуют о том, что поселение было включено в систему контактов между Прикамьем, Южным Приладожьем, Финляндией и Средней Швецией.
Обнаружение этого раннего поселения дополнительно свидетельствует в пользу того, что контакты со скандинавами были начаты финно-угорским населением — пермью, весью, чудью и сумью, а славяне включились в них позднее.
650: Неукреплённое поселение на месте будущей Ладоги: славяне, скандинавы, финны
В 2 км от острога Любши выше по Волхову, на другом берегу уже существовало неукреплённое поселение — будущая Ладога. В других источниках упоминается, что продвижение переселенцев с Аландских островов к Ладоге началось в вендельский период (550—793 гг).
Российские ученые определили дату 753 г по спилу из деревянной конструкции Земляного городища методом дендрохронологии. Однако позже специалисты обратили внимание на новые исследования археологических находок в радиоуглеродной лаборатории РГПУ: они показали, что формирование городища началось раньше. Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
"Заселение южного участка Земляного городища в Ладоге началось не позднее середины VII века. Деревянных конструкций там не сохранилось, в отличие от западного участка, поэтому нет возможности провести дендрохронологические исследования и установить точную дату", – говорила доцент кафедры геологии и геоэкологии РГПУ им. А.И. Герцена Марианна Кулькова в апреле 2023 г[3].
Работа по радиоуглеродному датированию археологических находок проведена РГПУ им. А.И. Герцена в рамках сотрудничества вуза с Институтом истории материальной культуры РАН.
Находки, связанные с первым столетием жизни Ладоги, как и вся её культура этого и последующих периодов, полиэтничны, писал А.Н.Кирпичников. Сортировка находок, связанных с первыми ладожанами, свидетельствует о наличии трёх главных материальных компонентов: славянском, скандинавском и финском.
Тысячи обломков славянской глиняной посуды представлены во всех напластованиях Ладоги. Однако особое внимание обращают на себя височные кольца и некоторые украшения женского убора, которые могут служить устойчивым этноопределяющим признаком.
В Старой Ладоге обнаружены бронзовые височные кольца с завитком. Старейшие кольца этой формы найдены в Побужье, Смоленском Поднепровье и на Псковщине; они относятся к VI-ІХ вв. На ладожский север эти украшения проникли вместе со славянами, переселившимися сюда не позже VII - VIII вв. из зоны между Балканами и Днепром.
Эти украшения примечательны в том отношении, что позволяют твердо удостоверить славянский компонент в полиэтничной по происхождению культуре раннесредневекового населения в низовьях р. Волхов и указывают на присутствие южных групп славян среди населения нижнего Поволховья.
Осевшие в Ладоге скандинавы, составлявшие здесь, "вероятно, сравнительно самостоятельную политическую организацию" (Лебедев 1975. С. 41), создали топоним Aldeigja, а затем дали городу имя Aldeigjuborg (Альдейгьюборг), в соответствии с привычной для себя топонимической моделью X- borg.
Из финского названия реки Ладоги (совр.: Ладожки) произошел скандинавский топоним Aldeigja (вероятнее всего, сначала как имя реки, а затем - поселения), а из него (с метатезой ald > lad) - древнерусское Ладога[4].
Русь была включена в систему скандинавской мифологии и описывалась как владение одного из сыновей Одина, от которого происходила династия "русских конунгов", живших задолго до прихода Рюрика.
В скандинавском сказании "о древних временах", в "Саге о Хервёр", отмечена древняя династия ярлов Альдейгьюборга (Ладога) и Хольмгарда (вероятно, Предновгорода, Новгородского городища). Сын верховного бога Одина Сигрлами царствовал в пределах Гардарики. Его преемник Свафрлами, согласно упомянутой саге, стал первым владельцем заговоренного меча Тюрфинга, который доставлял победу в битвах своему владельцу. Мечом завладел разбойник Арнгрим. Его сыновья дружили с ярлом Альдейгьюборга Бьяртмаром. Ангантюр, один из сыновей Арнгрима, женился на дочери ладожского ярла Свафе. Их дочь воспитывалась в Альдейгьюборге, и ей удалось заполучить заветный меч. Она сделалась очень сильной, постоянно упражнялась в метании копья, стрельбе из лука и владении мечом. Затем она передала Тюрфинг сыну, великому герою Хейдрику.
"Сага о Хервёр" записана в конце XIII - начале XIV в. Она была составлена двумя исландцами во второй половине Х века и повествует о событиях примерно V-VI вв. Заключает ли сага историческое зерно, судить трудно[5].
700: Ильменские словене разрушают деревянные укрепления финно-угров и возводят каменно-земляную Любшанскую крепость
Разрушение финно-угорского укрепления в Любше вероятно датируется началом VIII века. Уничтожение финно-угорского поселения в VIII веке фиксировалось Рябининым и Черновым как катастрофическое — острог сожжён, предположительно в результате конфликта с появившимися в регионе ильменскими словенами, которых Рябинин считал носителями культуры длинных курганов[6].
В начале VIII века на месте финского острога строится каменно-земляная Любшанская крепость, истоки фортификационных традиций которой восходят к славянам Центральной Европы.
Таким образом, этот памятник предшествует по времени появлению застройки на Староладожском Земляном городище в середине VIII века. Характер находок и культурного слоя позволяет отнести её население к славянам среднеевропейского происхождения, имевшими связь с западными славянами Балтийского Поморья, славянами и кривичами Верхнего Поднепровья, и с отдалёнными славянскими землями Подунавья.
760: Поток арабского серебра по Волжскому пути привлекает викингов в Ладогу
На ладожском торжище пушнина (меха соболей, белок, куниц, горностаев, лисиц, бобров), бусы, костяные гребни, украшения из металла, оружие, воск, янтарь, и, вероятно, рабы продавались (или менялись) приезжим купцам за дирхемы, частью же отвозились в страны Запада и Востока самими ладожанами.
В Старой Ладоге и ее окрестностях в разные годы найдено не менее 7 кладов и порознь 34 куфические монеты. В общей сложности насчитывается более 467 найденных монет. Суммарно эти находки датируются VII-ХI вв., а по времени сокрытия или потери второй половиной VIII-ХІ в.
По концентрации находок кладов и отдельных монет, соответствующих первым трем векам ее существования, Ладога не знает себе равных как среди русских городов, так и среди городов и торговых мест Балтийского региона.
Примечательно, что в Старой Ладоге была найдена монета (в отложениях 750-760 гг.), изготовленная в Дамаске в 699-700 гг., и клад из 28 целых и 3 обломков дирхемов, чеканенных в 749-786 гг. Эти монеты, одни из самых древних среди до сих пор встреченных в Восточной Европе, с учетом времени распространения и всякого рода случайностей свидетельствуют о начале международной «серебряной» торговли, достигшей низовьев Волхова не позднее 750-760-х гг. Именно Ладога один из первых центров русской равнины, где дирхемы зафиксированы сразу же, как только началось их распространение в странах Восточной и Северной Европы.
Этот факт подкрепляет и очень редкий золотой динар 738/739 г., найденный в Ладоге в 1866 г. при рытье могилы на территории крепости.
Найденные в Ладоге монеты попали в Нижнее Поволховье по Великому Волжскому пути, а, следовательно, его поэтапное функционирование началось, скорее всего, до середины VIII в. Именно этот начальный поток арабского серебра привлек в Ладогу викингов[7].
800
Славянская княжеская династия в Великом городе, вероятно, Ладоге
Сообщения Иоакимовской летописи были опубликованы историком XVIII в. В.Н. Татищевым. Ученого поразили сведения этой летописи о Северной Руси и русско-скандинавских отношениях. Часть упомянутой летописи была прислана Татищеву в 1748 г., а затем исчезла, что в дальнейшем дало повод ученым усомниться в ее достоверности. Сомнения в объективности этого источника не улеглись бы и по сей день, если бы некоторые изложенные в утраченном манускрипте известия неожиданно не нашли подтверждения.
В Иоакимовской летописи сообщается о местной славянской княжеской династии, которая властвовала на севере Руси до появления здесь в 860-е гг. Рюрика. Приводятся имена князей нескольких поколений, отмечены войны, которые они вели, указана их резиденция - Великий город основанный князем Славеном. Этот Великий город был возведен славянами, переселившимися из далекого Подунавья.
Не только летопись, но и археология, открывшая существование Ладоги в VIII - первой половине ІХ в., позволяет считать сопоставление Ладоги с Великим городом не столь уже легендарным. Развитое ремесло и жилые кварталы появились в поселении в низовьях Волхова уже в первые десятилетия его существования. В Ладоге же, как сложившемся межплеменном центре, могла существовать и «доваряжская» племенная княжеская династия.
Ювелирное ремесло - одно из основных занятий ладожан
В культурных напластованиях Ладоги найдены остатки мастерских по изготовлению бронзовых и стеклянных изделий, обработке кожи и кости. При раскопках, которые проводила Староладожская археологическая экспедиция, почти во всех жилых постройках постоянно встречаются тигли, льячки, иногда ремесленные инструменты, а также куски янтаря, заготовки из кости, обломки бронзы, полуобработанные бусы, капли стекла и бронзы, литейные формочки, в том числе для отливки слитков из металла и стекла. Очевидно, что владельцы этих построек занимались ювелирным и отделочным ремеслом, иногда сразу нескольких разновидностей. Можно предполагать, что эти дома служили жильем и одновременно мастерскими, в которых ремесленники изготовляли различные украшения.
Комплексное многоассортиментное ювелирное ремесло составляло одну из основных, если не главную сферу деятельности ладожан, как в VIII - ІХ, так и в Х в, писал А.Н.Кирпичников[8].
Характерно, что курганы юго-восточного Приладожья, принадлежавшие финнам-чуди, наполнены бусами, застежками, браслетами, подвесками, гребнями, топорами, копьями, ножами, либо произведенными в Ладоге, либо поступившими сюда через этот город.
Городок ильменских словен на Новгородском городище
На Благовещенском раскопе Новгородского городища, разработанном на месте храма Благовещения, под древнейшим укреплением (под Городищенским валом, укреплённым бревенчатыми срубами) археологами был найден культурный слой небольшого по размерам городка ильменских словен со славянской лепной керамикой и со следами пожара. Слой датируется VIII — первой половиной IX века.
Святилища Перуна у Новгорода и Велеса у Ладоги
На берегах Волхова в районе современного Новгорода в VIII—IX вв., если не с VII столетия, формируется племенной центр словен ильменских со святилищем Перуна в Перыни в качестве одного из важных административно-культовых компонентов.
Мифологической границей ассоциированного с древним небесным богом-громовержцем пространства (Ильмень, Ильмсрь — от Ilmeri, имя небесного божества у дославянского автохтонного населения) были, видимо, Волховские пороги в 180 км ниже по течению Волхова от Новгорода (в индоевропейской мифологии речные пороги — место битвы Громовержца со Змеем, его главным противником). Нижняя часть течения Волхова, от Порогов до Ладожского озера, морских побережий, приневской низменности, ассоциировалась в мифологии словен (а по-видимому, и автохтонных предшественников, протокарельской «чуди». — ПВЛ) со вторым по значению после Перуна божеством языческого пантеона, Велесом, владыкой путей в Заморье и хозяином земных и подземных вод, покровителем мира мертвых, леса, зверя, скота, богатства, торговли, поэзии.
Перуном и Велесом, «скотьим богом», клялась языческая «русь» Олега в 907 и Святослава в 971 годах: «мужи его по Русскому закону кляшася оружьем своимъ, и Перуномь, богом своимъ, и Волосомъ, скотьемъ богомъ…», «да имьемъ клятву оть Бога, въ негоже вьруемъ в Перуна и въ Волоса, скотья Бога, и да будем золоти яко золото, и своимъ оружьемь да исьчеии будемъ» (ПВЛ 1926: 31, 72; Рабинович 2000: 348-352).
Перыни в Новгороде соответствовало святилище Велеса, урочище Велеша в Ладоге.
Волхов, в соответствии со славянской семантикой своего названия (волхъв — жрец, посредник между мирами богов и людей), в естественном движении течения сверху вниз, соединял область Перуна и Велеса, «верх» и «низ», Новгород и Ладогу, Ильмень и озеро Нево (Ладожское).
Славянские и скандинавские могильники в Ладоге на берегах Волхова
В древности ладожское поселение было окружено могильниками - курганными, грунтовыми, групповыми или одиночными сопками. Все они могут быть датированы VIII-X вв. или даже более ранним временем и свидетельствуют о постоянном пребывании населения, избиравшего для похорон определенные кладбища прямо на окраинах своего города[9].
Сопками на Дальнем Востоке называют пологие невысокие холмы. Однако в XIX веке стали применять этот термин к определенному типу памятников на Северо-Западе России - курганам, отличающимся особой высотой. Сам термин ввел в обиход Зориан Доленга - Ходаковский. Он, вероятно, использовал определение, которое упоминали местные жители, восходящее к глаголу "сыпать".
Сопки насыпались в VIII-IX вв. и, возможно, служили домовыми и семейными усыпальницами. Там находят захоронения по разным обрядам, но преимущественно по обряду трупосожжения. Как полагают, такие холмы впервые были возведены именно в Ладоге и ее окрестностях, а уже затем распространились на более широкую территорию славянского заселения Северной Руси.
Большинство исследователей связывают сопки с новой волной славянского заселения Северо-запада России - как раз с начала появления здесь данного типа памятников.
Сопки – высокие крутобокие насыпи с несколько уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал Сопок охватывает бассейны озера Ильмень, рек Мста, Волхов и Луга. На территории Ленинградской области они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском районах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей.
Сопки – коллективные погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях некоторых сопок встречаются каменные кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями.
В окрестностях села Старая Ладога раскопаны сопки со сложными каменными обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности.
Удалось проследить этапы создания сопок. Сначала местность выжигалась для "ритуального очищения". Затем в несколько этапов формировалась насыпь, внутри которой создавались каменные конструкции, в которых и совершались захоронения.
Также существует предположение, что сопки это языческие святилища. Предполагают, что на капищах могли хоронить, а некоторые из захоронений в сопках могут трактоваться как жертвоприношения.
Наиболее впечатляющие сохранились у Старой Ладоги в урочище Сопки, на левом берегу Волхова, за церковью Рождества Иоанна Предтечи и протекавшим здесь ручьем Стрековец (ныне пересох). В центре этого урочища большой холм высотой около 10 м (первоначально не менее 15 м). Ранее его называли местом погребения Олега Вещего объединителя северной и южной Руси. Летописцы точно не знали обстоятельств конца жизни этого князя. По одной версии, Олег «иде к Новгороду и оттуда в Ладогу (...) есть могила его в Ладозе». По другой, он умер и был погребен в Киеве на горе Щековице. Сказывали также, что Олег ушел «за море». Северо-русская версия признана более правдоподобной. Ладога была, очевидно, связана с именем Олега. В поисках его останков в Старой Ладоге в 1820 г. десять человек в течение девяти дней колодцем, под присмотром археолога-любителя З.Д. Ходаковского, раскапывали уже поврежденную ранее так называемую «сопку Олега», пока не дошли до ее основания. Находки оказались более чем скромными: сожженные кости, нечто похожее на задвижку замка, еловые, сосновые, ольховые угли, наконец, двушипный железный дротик длиной около 34 см. По этим находкам трудно сказать что-либо определенное о погребенном.
Археологи исследовали в сопке захоронение по обряду кремации. Как писал советский и российский археолог и специалист по варяжским древностям Лебедев Г. С., оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.
На правом берегу Волхова в урочище «Плакун» располагался другой некрополь «городской» зоны. Он представлен группой сопок на высоком краю террасы (в раскопанных насыпях отмечены балтские черты обряда: погребение коня с уздой «восточнолитовского» облика, перевернутая урна и др.) и курганным могильником на нижней площадке террасы. Плакунский некрополь связывают с варяжской дружиной времен Рюрика и Олега, наиболее ранние (в том числе женские) погребения здесь датированы временем не позднее второй половины IX в., и могильник использовался до середины X в. (Корзухина 1971: 128-131; Лебедев 1977а: 184-188; Михайлов 2002: 63-68).
850
Викинги переключают продажу рабов, захваченных в Европе, с европейских маршрутов на Волжский и Днепровский торговые пути
До IX века викинги переправляли европейских рабов, захваченных ими в Европе, из Балтийского моря на севере или из Северного моря на Западе через реки Висла или Донау на юго-восток через Европу в Черное море.
Маршрут работорговли викингов был перенаправлен в IX веке, и до XI века пролегал по двум направлениям:
- по Волжскому торговому пути в Аббасидский халифат через Каспийское море (и Бухарскую работорговлю);
- "Из варяг в греки" из Балтийского моря через Ладогу, Новгород и реку Мста в Византийскую империю через Черноморскую работорговлю.
Согласно исследованиям Т. Нунена, во второй половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с первой половиной IX века, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути из Северной Руси в Скандинавию.
Поселения IX века, носящие в археологи названия Новгородское городище, Крутик у Белоозера, Сарское городище, позднее — древнейшие поселения во Пскове, Холопий городок на Волхове, Петровское, Тимерёво и др. — располагались на Волжском торговом пути или его ответвлениях.
В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
Надпись в датской рунической традиции на стержне в Ладоге
В 1950 г на Земляном городище в Ладоге в слое, датированном 840-860 гг, был найден деревянный стержень с рунической надписью, которую читают по-разному.
В переводах она звучит так:
- «Сверкающий лунный альф (сверкающее чудовище), будь под землей»
- или «Наверху (щита виден) облаченный в свое оперение (сокола), покрытый инеем господин; сияющий лунный волк; пядей плуга широкий путь»,
- или «Хвост (стрелы) одет в оперенье, блестящий наконечник притягивает добычу в большом числе»,
- или «Шатры Вальфрида / объяты колдовством / От копий Нифлунгов / урожай трупов будет ужасен»,
- или «Умер (попал после своей смерти) в выси одетый в / могильный / камень владетель трупов (воин), сияющий губитель мужей, в могучей дороге плуга (в земле)».
Дешифровка надписи не окончена, но как бы ее ни толковать, она явно имеет заклинательный смысл. Ясно и другое: образцы рунического письма попали в Ладогу не в результате торговли, а вместе с их владельцами-скандинавами, постоянно проживавшими или временно останавливавшимися здесь. Замечено, что надпись на деревянном стержне связана с датской рунической традицией, что напоминает о временах Рюрика и его возможном датском «адресе»[10].
854: Словене, кривичи, меря и чудь платят дань варягам, которые захватили Великий город
В Новгородской первой летописи под 854 годом сказано: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици; а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди».
В Иоакимовской летописи отмечено, что славянским Великим городом (предположительно Ладогой) стали обладать варяги, «дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь».
859: Выплата дани варягам от чуди, словен, мери, веси и кривичей
Согласно русским летописям, в середине IX века славянские племена словен, кривичей и финские племена чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского). Согласно «Повести временных лет»: «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ».
862
Изгнание варягов Гостомыслом и начало конфликтов между племенами
В 862 году племена словен, чуди, кривичей, мери и веси изгнали варягов и начали править сами. После этого между ними начались усобицы. «Повесть временных лет»: «В лѣто 6370 [862]. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша».
Новгородская первая летопись: «И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды».
То, что внутри Северной конфедерации племён, созданной для отпора общему противнику, начались конфликты интересов между старейшинами вполне соответствует реалиям того времени: такие исторические прецеденты зафиксированы и у балтийских славян, и у пруссов.
Как сообщает Иоакимовская летопись, освободил от дани упомянутые племена князь Гостомысл, который «варяги бывшия овы изби, овы изгна, (...) и шед на ня победи (...) учини с варяги мир, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим».
Изложенное в определенной мере соответствует свидетельствам «Повести временных лет» о том, что варяги брали дань со славянских и финских племен до тех пор, пока эти племена «изгнаша Варягы за море, и не даша им дани». Происходить эта «налоговая» война могла с наибольшей вероятностью в Ладоге, наиболее пригодном для славяно-скандинавских контактов и единственном крупном поселении на всем севере Руси. Поэтому, как писал Кирпичников, нет особого риска в отождествлении Великого города и Ладоги, ставшей, как сообщает «Повесть временных лет», местом антиваряжского выступления.
Отсутствие наследников у Гостомысла. Призвание Рюрика в Ладогу и заключение с ним договора об управлении и суде в соответствии с нормами местного права
Согласно русским летописям, словене наряду с кривичами и финно-угорскими племенами чуди, мери, а также, возможно, веси, участвовали в призвании варягов во главе с Рюриком на княжение в Ладогу в 862 году.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик (по версии данной летописи, полускандинав-полуславянин), и его братья были приглашены на Русь в связи с отсутствием наследников по мужской линии у местного князя Гостомысла.
Никоновская летопись, вобравшая в себя неизвестные источники, характеризует это событие необычайно подробно и с подкупающей непротиворечивостью: «И по сем (раздоры между племенами) събравъшеся реша к себе: поищем меж себе, да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас, или от Козар, или от Полян, или от Дунаичев, или от Варяг. И бысть о сем молва велия: овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в варяги»[11].
Согласно «Повести временных лет»: В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Применительно к имени «Рюрик» приводится детально проработанная фонетическая трансформация из древнескандинавского имени «Hrórekr», что означает «богатый славой» или «славный правитель», имени в достаточной степени распространенного, особенно в Ютландии.
Ученые давно обратили внимание, что, согласно мекленбургским преданиям, Рюрик с братьями Сиваром и Труваром по своему происхождению связан с племенным объединением ободритов, населявших южное побережье Балтийского моря. Одним из их городов был Рерик. Племенное самоназвание могло относиться к князю Рюрику. Упомянутые три брата были призваны на Русь в 840 г. Происхождение этих сведений восходит к утраченному манускрипту Шверинского архива[12]. Насколько достоверны эти сведения, не выяснено. О славянской и скандинавской вероятных генеалогиях Рюрика см.: Пчелов С.В. Генеалогия древнерусских князей. М., 2001. С. 53.
Кем бы ни был Рюрик, датчанином, ютландцем или славянином, ободритом или по крови тем и другим, этнически он не был связан с конфликтными шведами-варягами, собиравшими дань в северо-русских областях, поэтому приглашение «русской конфедерацией» такого независимого человека выглядит вполне оправданным.
В.Т.Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол.
Распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны
- договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом,
- договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения.
Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами.
Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду.
Согласно БРЭ, «Нет оснований не доверять этому преданию, но летописная хронология событий (изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852, смерть Рюрика в 879, захват Киева Олегом в 882) явно условна».
Интересно, что в Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списках «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Летописца вскоре» патриарха Никифора, помещённой в Новгородской Кормчей книге (1280 год), русь названа в числе племён, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи».
По мнению Г. В. Вернадского, в районе озера Ильмень к середине IX века возникла община скандинавских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом. Последний, по мнению историка, располагался в устье реки Кубани на Таманском полуострове. Центром северного «отделения» Русского каганата Вернадский считал Старую Руссу. По Вернадскому в призвании варягов, согласно Ипатьевскому списку «Повести временных лет» («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами») — участвуют «под названием „русь` члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов` было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов».
Легенда о братьях Рюрика: фольклорный сюжет, совпадающий с призванием варягов бриттами
В «Сказании» записано, что упомянутые братья Рюрика Синеус и Трувор умерли бездетными в 864 г. Поиски их имен в древнескандинавской ономастике не привели к ясному результату. Замечено, к тому же, что сюжет о трех братьях-чужестранцах основа- телях городов и родоначальниках династий своего рода фольклорное клише.
По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…».
Высказана гипотеза, что Синеуса и Трувора не существовало, а летописец буквально передал слова старошведского языка sine hus и thru varing, означавшие «с родом своим» и «верной дружиной». Это предполагает существование документа на старошведском языке, договора, который был заключен с Рюриком - «ряда» - в связи с его призванием славянскими и финскими старейшинами. Возможно, что этот договор сохранялся в княжеском государственном архиве и был использован в начале XII в. летописцем, не понявшим некоторых его выражений.
Если верить тому, что Рюрик и датский викинг Рёрик одно и то же лицо, то у последнего действительно были два брата, Гемминг и Гаральд, но они относительно рано умерли (в 837 и 841 гг.) и поэтому не могли сопровождать брата на Русь. Определенное недоумение вызывают и города, или местности, куда направились Синеус и Трувор по приезде к славянам и финнам. Белоозеро как город возникло в X веке, то есть позже событий, описанных в "Сказании", а в Изборске не обнаружено характерного комплекса скандинавских изделий.
Скандинавский могильник Плакун на правом берегу Волхова в Ладоге
Среди населения Ладоги с самого момента ее основания, с середины VIII в., присутствовали выходцы из Скандинавии. В ІХ-Х вв. эта этническая группа хоронит своих умерших в курганном могильнике в урочище Плакун, на правом берегу Волхова. Насыпи плакунского могильника выделяются среди других погребальных памятников Ладожской округи ярким ритуалом, имеющим прямые аналогии в Средней Швеции и Южной Дании. B одних случаях - это обряд трупосожжения с помещением кальцинированных костей в урну или кучкой в центре кургана. Не менее чем в четырех насыпях представлен обряд трупосожжения в ладье. Особое устройство имел курган № 11, где находилось трупоположение в деревянном ящике, помещенном в камеру.
Погребальный инвентарь курганов составляют металлические детали игральных досок и ларцов, пряжки, ледоходные шипы, стрелы, ножи, бусы. Среди ярких находок - фрагмент клинка меча, бусы из серебряной рубчатой проволоки, и обломки "фризских кувшинов" 1-й половины ІХ в.
Могильник в урочище Плакун - единственный чисто скандинавский некрополь на территории Восточной Европы. Плакунские курганы являются не могилами заезжих купцов скандинавских варягов-наемников, a кладбищем части населения Ладоги. He исключено, что начало функционирования могильника связано с приходом в Ладогу Рюрика с дружиной.
864: Рюрик перебирается в деревянную крепость скандинавов на Новгородском Городище (Хольмгард)
Через 2-4 года после обоснования в Ладоге Рюрик перебирается в Предновгород (Хольмгард). Согласно Иоакимовской летописи, содержащей немало сведений о подлинных событиях, Рюрик, будучи в предшественнике Новгорода, сам же «проименовался князь великий, еже греческий архикратор или василевс»[13]. Речь явно идет о своеобразном короновании Рюрика и присвоении ему высшего титула «великий князь»[14].
Впервые т.н. "Рюриков городок" упомянут в летописи как Городище под 1103 г. Так обозначались места бывшего поселения. Под этим же названием данное место фигурирует в летописи и в дальнейшем (Новгородская первая летопись младшего и старшего извода. М.; Л., 1950. С. 19 сл.). Первоначальное наименование поселения в русских источниках не приводится, а в скандинавских указан Хольмгард в расшифровке «огражденный двор на острове»[15]; возможно, что в русской речи это чужеземное слово не прижилось, за поселением закрепилось название Городище.
Возникло такое обозначение, очевидно, не позже того времени, когда историческая роль приволховской резиденции ушла в прошлое. В середине Х в. выдвинулся существующий на новом месте Новгород. В третьей четверти Х стала хиреть восточная торговля, внимание городников обратилось на природно более защищенные и пространственные типы укреплений, вообще, сложились обстоятельства, способствующие так называемому «переносу городов». Характерно, что предшественники таких городов, как Смоленск, Ярославль, возможно, Чернигов, также не сохранили своих наименований, не исключено, скандинавской огласовки. Перенос городов открыл новую эпоху их развития под новыми русскими названиями.
На территории Городища, как крупного административного и торгового- ремесленного центра, уже в ІХ в. располагались княжеские хоромы, жилые дома, гридница, административные и хозяйственные постройки, ремесленные мастерские.
Поселение находилось на острове, что давало ему естественную защиту, а его центральная мысовая часть была дополнительно укреплена рвом глубиной 4.5 м и шириной до 28 м, на краю которого стояла крепость, срубленная из толстых дубовых бревен. Дендрохронологический анализ спилов из деревянных конструкций крепости дал дату ее строительства 862 г., что совпадает с летописной датой призвания легендарного князя Рюрика.
Как заключил Е.Н. Носов, в отличие от Ладоги с ее выраженными торгово-ремесленными функциями, городище у будущего Новгорода являлось военно-административным городком. Это нашло определенное подтверждение в устройстве укреплений «городка» в виде подковообразного плана. Дерево-земляной обвод стен и рвы прерывались в месте выхода к урезу воды Волхова. Там, конечно, были какие-то заграждения, но кроме них существовали причалы, места стоянок судов, портовые сооружения.
Подобные оборонительные устройства не свойственны древнерусским, зато оказались аналогичными некоторым фортификациям эпохи викингов в Англии, Дании, Ирландии, на острове Готланд. Похоже, что именно таким и был Предновгород - своеобразная корабельная крепость, явно контролировавшая движение товаров и судов на водных путях. Основание данной военно-инженерной постройки, заложенной на необжитом месте, примерно соответствует сообщению о граде, воздвигнутом в Приильменье, согласно летописи, в 864 г. Западная по происхождению форма укреплений прямо или косвенно подтверждает скандинавский «адрес» ее основателей, применивших известный им тип новостроящейся военной резиденции «у воды».
Новгородское городище, как и городища Георгий и Сергов городок на реке Веряже, фактически представляют собой укреплённые корабельные стоянки. Наиболее похожими на ранние укрепления Новгородского городища являются более поздние укрепления на Старокиевской горе[16].
С городищенского холма было легко контролировать проход судов из Волхова в озеро Ильмень. На противоположном берегу Волхова выше по течению от Городища находились славянские языческое святилище Перынь и селище на реке Прость.
Коллекция находок, полученных в результате археологических исследований, позволила ученым сделать вывод, что наряду с повседневными занятиями сельским хозяйством, рыболовством, охотой, различными промыслами, приоритетными направлениями деятельности его обитателей были торговля, ремесло и военное дело. Характер материальной культуры свидетельствует о полиэтничности жителей княжеской резиденции, значительную часть которых составляли выходцы из Скандинавии, входившие в число княжеских дружинников, торговцев, ремесленников и частично жившие семьями.
Разнообразный ассортимент привозных изделий и украшений, найденных во время раскопок, демонстрирует широкий круг торговых связей жителей Городища: восточные и византийские монеты, хрустальные, сердоликовые бусы, стеклянные сосуды, изделия из драгоценных металлов, редкие деликатесы (грецкие орехи, персики, миндаль), доставленные из южных стран; вещи финно-угорского типа из Пермского края, Среднего Поволжья и Прибалтики, фризские гребни, предметы из стеатита, оружие и украшения из Скандинавии и Западной Европы.
Наделы парцеллы у реки в Ладоге датского типа
Превращение Ладоги в столицу империи Рюриковичей сказалось и на ее гражданском строительстве. Во время раскопок в 1991 г. археологи достигли пятиметровой глубины, ниже залегал материк - непотревоженная глина. И вот в последний день работ в предматериковом слое проступили контуры сгоревшего двухчастного жилища с прямоугольной печью в одной из камер.
Сходные по типу дома-пятистенки в Ладоге строили, начиная с VIII в. По соседству с жилищем был расчищен горн для плавки железа, а также предгорновая яма, где стоял работник, нагнетавший мехи. Жилая и производственнал зоны были разделены канавами, скорее всего служившими для вытаскивания на сушу речных судов. Участки земли, разделенные канавами, по ширине составляли около 7 м и тянулись к реке Ладожке. Очевидно, их торцы подходили к берегу реки, где были пристани. Видимо, человек, живший в постройке, рядом и работал - достаточно было переступить канаву. Он, должно быть, являлся одновременно и ремесленником, и торговцем. Не этот ли универсальный класс береговых жителей (на Западе Европы они назывались штедингами) обеспечил невиданный тогда подъем благосостояния города, задавался вопросом А.Н.Кирпичников [17]. Дата всего обнаруженного вторая половина ІХ в., то есть время первых норманнских властителей Руси.
На удивление сходные по планировке участки земли с мастерскими по изготовлению изделий из бронзы, янтаря и кости были обнаружены археологами в датском городе Рибе. Там участки были также разделены канавами на одинаковые полосы шириной около 7 м. Они также выходили своими торцами к воде. Получается, что в городах, разделенных 1600 км, строили по одному землеустроительному плану. Как можно это объяснить?
Деление городской территории на участки, примыкающие к реке, улице, крепостной стене, характерно для планировки ряда европейских городов, в том числе и скандинавских. К примеру, по свидетельству «Саги об Олаве Святом» (помещенной в сочинении «Круг земной» Снорри Стурлусона) при основании торгового города Нидароса (Тронхейма в Норвегии) конунг «размечал участки для застройки и давал их бондам, купцам и другим людям, которые пришлись ему по нраву и хотели там обосноваться». Становится понятным, что «разметка участков» свидетельство определенного порядка городского землепользования и наличия администрации, осуществлявшей раздел территории, особенно в таких удобных и выгодных районах города, каким была в то время прибрежная суша. На примере Рибе и Ладоги появление такой практики следует отнести к VIII-IX вв.
Заманчиво связать ладожские наделы парцеллы с деятельностью Рюрика или его продолжателя Олега Вещего. При них ладожское поселение расширилось и заняло оба берега реки Ладожки, а ее устье стало служить естественной общегородской гаванью.
Тамги Рюриковичей в виде сокола
Фамильные знаки Рюриковичей, тамги, появляются уже у первых представителей правящей династии.
Ремесленники маркировали ими различные предметы: монеты, печати, перстни, подвески и даже камни. Княжеские гербы были обязаны носить тиуны (княжеские или боярские управляющие) и дружинники. В отличие от западноевропейских дворянских гербов эти геральдические элементы имели не родовое, а персональное значение. У каждого князя был свой герб, который, очевидно, олицетворял его власть.
О.М. Рапов в статье «Знаки Рюриковичей и символ сокола» обратил внимание не только на символическое сходство некоторых эмблем, использовавшихся князьями-Рюриковичами, с пикирующим соколом, но и на то, что «соколами» русские князья назывались в былинах и в таком знаковом произведении русской литературы как «Слово о полку Игореве». Возможно, что сокол в глубокой древности был тотемом рода, из которого происходила княжеская семья.
Двузубые и трезубые тамги были характерны и для хазарской культуры (VIII — IX вв. н. э.). Они появлялись в качестве украшений на поясной гарнитуре, клейм на гончарных изделиях, граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей. Высока вероятность, что стилистика гербов древнерусских князей была взята именно у хазар. Хазары же в свое время переняли двузубый знак у покоренных языческих племен, он представлял собой изображение черепа рогатого скота и использовался в виде оберега над жилищем или стойбищем.
В целом все знаки на гербах древнерусских князей похожи. Они представляют собой фигуру, напоминающую перевернутую букву «П», нередко с дополнительным отростком посередине либо снизу. Если на печатях княжеские эмблемы изображались схематично, то на монетах они были орнаментированы: рисунок усложнялся крестами, завитушками, кружками.
А.А. Молчанов в статье «Знаки Рюриковичей: древнерусская княжеская эмблематика» пришел к выводу, что трапециевидные подвески с княжескими гербами аналогичны скандинавским верительным знакам, призванным удостоверять официальный характер миссии. С таким заключением согласен и академик Валентин Янин, он предположил, что подвески с начертанными на них знаками Рюриковичей принадлежали вирникам – представителям княжеской администрации, занимавшимся сбором судебных пошлин и штрафов.
Князья до Владимира (Игорь, Святослав, Ярополк), как утверждает археолог Сергей Белецкий, пользовались двузубцами. А вот после правления Владимира на протяжении семи поколений доминировали знаки в форме трезубца. Правда, затем, примерно с XII столетия, снова начали преобладать двузубые фигуры.
В 1970 г. В.П. Петренко в одной из сопок, находящейся в южной части урочища Победище у Старой Ладоги, обнаружил трупосожжение с четырьмя бусами, семью гирьками и бронзовой подвеской, украшенной знаками Рюриковичей. На одной стороне пластины представлен трезубец князя Владимира Святославича (годы правления 980-1015), на другой выполненный более декоративно знак князя Ярослава Мудрого (годы правления 1019-1054).
По остроумной догадке С.В. Белецкого сочетание на подвеске знаков двух князей могло появиться в период новгородского княжения Ярослава Мудрого до его ссоры с отцом, то есть около 1010-1015 гг. В описанном случае речь, возможно, идет о погребении купца, обладавшего правом вольной торговли. Владелец подвески мог подтвердить свой статус, демонстрируя знаки владетельных отца и сына. Его похороны, возможно, были, произведены по языческому обряду уже после принятия крещения на Руси в 988 г.
879: Смерть Рюрика
В 879 году Рюрик скончался и Олег стал княжить в Новгороде как опекун его малолетнего сына Игоря.
882: Вхождение в состав Киевской Руси
Основная статья: Киевская Русь
В 882 году Олег отправляется в поход на Киев. По пути, как пишет летописец, Олег "овладел" двумя городами, посадив в них своих наместников. Города эти не подвергались осаде и разорению. Смоленск - это город кривичей, которые занимали верховья Днепра, Западной Двины и Волги, часть бассейна Немана и озера Ильмень. Кривичи были в числе тех, кто призывал на княжение Рюрика и находился во время похода в войске Олега.
Любеч, стоявший на Днепре несколько выше от впадения в него Припяти, был городом полян. Эти русские земли грабить Олег не хотел и никому из своих воинов не позволил. Он лишь заменил глав местных администраций.
В том же 882 году Олег пришёл в Киев, убил местных правителей Аскольда и Дира и объявил Киев «матерью городов русских», начал в нём править.
Новгородская и Ленинградская области
Примечания
- ↑ Еремеев И. И. Планиграфия и хронология древнейших этапов жизни Рюрикова Городища по материалам исследований 2013—2016 гг. / Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2019. No 2 (26). Июль—Декабрь // Славяно-русская археология: открытия и гипотезы (памяти Е. Н. Носова)
- ↑ Мачинский Д.А., Кулешов В.С. Северные народы середины IV - первой половины VI в. в "Getica" Иордана // Ладога и Глеб Лебедев. 8-е чтения памяти А.Мачинской. СПб., 2004. С.67
- ↑ "Не позднее середины VII века". Ученые узнали, когда заселялась Ладога
- ↑ Т. Н. Джаксон АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА
- ↑ Кирпичников А.Н. Старая Ладога - первая столица Руси, М., 2013, С.17-18
- ↑ Рябинин Е. А., Дубашинский А. В. Любшанское городище в Нижнем Поволховье (предварительное сообщение) // Ладога и её соседи в эпоху средневековья.. — СПб., 2002. — С. 196—203.
- ↑ В.Кирпичников "Старая Ладога - первая столица Руси, 2013, с.58
- ↑ А.Н.Кирпичников "Старая Ладога - первая столица Руси", С.65
- ↑ В.Н.Кирпичников "Старая Ладога - первая столица Руси", С.45-46
- ↑ А.Н.Кирпичников "Старая Ладога: первая столица Руси", 2013 г. С.153
- ↑ А.Н.Кирпичников "Заря русской государственности" в сборнике "Старая Ладога - первая столица Руси", 2014, С.194
- ↑ Меркулов В.И. Из окна в Европу увидели Рюрика // Родина. № 5. 2012, С. 64-67
- ↑ См.: Татищев. История Российская. Т. 1. М., 1994. С. 110
- ↑ А.Н.Кирпичников "Старая Ладога - первая столица Руси", 2013, Примечания
- ↑ Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. М., 2012. С. 374; о названии городища высказаны разные предположения, не исключая того, что это и есть летописный Новгород
- ↑ Михайлов К. А. Реконструкция древнейших укреплений Старокиевского городища
- ↑ А.Н.Кирпичников "Ладога - первая столица Руси", С.86