Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/12 07:23:30

Северная Русь

.

Содержание

Основная статья: История России

III век: Неукреплённая стоянка финно-угорских рыболовов на месте будущей Любши

Более детальная информация о поселении в Любше, доступная Рябинину и Чернову, интерпретировалась ими как наличие следов неукреплённой стоянки финно-угорских рыболовов на месте городища с III века.

IV век: Путь из Швеции через Приладожье в Предуралье

Существовал древний путь из Швеции через Приладожье в Предуралье. Он интенсивно функционировал во второй половине IV - первой половине VI в[1]. Округ Ладоги, очевидно, был станцией на этом пути.

VI век: Владение скандинавских конунгов

Русь была включена в систему скандинавской мифологии и описывалась как владение одного из сыновей Одина, от которого происходила династия "русских конунгов", живших задолго до прихода Рюрика.

В скандинавском сказании "о древних временах", в "Саге о Хервёр", отмечена древняя династия ярлов Альдейгьюборга (Ладога) и Хольмгарда (вероятно, Предновгорода, Рюрикова городища). Сын верховного бога Одина Сигрлами царствовал в пределах Гардарики. Его преемник Свафрлами, согласно упомянутой саге, стал первым владельцем заговоренного меча Тюрфинга, который доставлял победу в битвах своему владельцу. Мечом завладел разбойник Арнгрим. Его сыновья дружили с ярлом Альдейгьюборга Бьяртмаром. Ангантюр, один из сыновей Арнгрима, женился на дочери ладожского ярла Свафе. Их дочь воспитывалась в Альдейгьюборге, и ей удалось заполучить заветный меч. Она сделалась очень сильной, постоянно упражнялась в метании копья, стрельбе из лука и владении мечом. Затем она передала Тюрфинг сыну, великому герою Хейдрику.Цифровизация в условиях Крайнего Севера. Интервью TAdviser с замгубернатора ЯНАО Константином Оболтиным 3.2 т

"Сага о Хервёр" записана в конце XIII - начале XIV в. Она была составлена двумя исландцами во второй половине Х века и повествует о событиях примерно V-VI вв. Заключает ли сага историческое зерно, судить трудно[2].

600

Заселение славянскими племенами Приильменья

По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.

На месте будущей крепости Любши находится деревянное укрепление финно-угорских племён

На рубеже VI—VII веков на месте будущей каменной крепости в Любше появляется и функционирует укрепление финно-угорских племён. Оно представляло собой деревянный острог, укреплённый тыном на валу. Неволинские пояса и некоторые другие случайные находки свидетельствуют о том, что поселение было включено в систему контактов между Прикамьем, Южным Приладожьем, Финляндией и Средней Швецией.

Неволинская культура - археологическая культура эпохи Великого переселения народов и начала Средневековья в основной части бассейна р. Сылва. Кунгурский р-н Пермского края. Верх-Саинский могильник: 1 – реконструкция женского пояса неволинского типа; 2 – детали мужского пояса 8 в. Собрание Удмуртского государственного университета (Ижевск)

Обнаружение этого раннего поселения дополнительно свидетельствует в пользу того, что контакты со скандинавами были начаты финно-угорским населением — пермью, весью, чудью и сумью, а славяне включились в них позднее.

Языки, на которых говорили в Европе, на Севере Африки и на Ближнем Востоке в 600 г (по данным на 2021 г)

650: Неукреплённое поселение на месте будущей Ладоги

Около 753 года, в 2 км от острога Любши выше по Волхову, на другом берегу уже существовало скандинавское (предположительно основанное выходцами с острова Готланд) неукреплённое поселение — будущая Ладога. В других источниках упоминается, что продвижение переселенцев с Аландских островов к Ладоге началось в вендельский период (550—793 гг).

Российские ученые определили эту дату по спилу из деревянной конструкции Земляного городища методом дендрохронологии. Однако позже специалисты обратили внимание на новые исследования археологических находок в радиоуглеродной лаборатории РГПУ: они показали, что формирование городища началось раньше.

"Заселение южного участка Земляного городища началось не позднее середины VII века. Деревянных конструкций там не сохранилось, в отличие от западного участка, поэтому нет возможности провести дендрохронологические исследования и установить точную дату", – говорила доцент кафедры геологии и геоэкологии РГПУ им. А.И. Герцена Марианна Кулькова в апреле 2023 г[3].

Работа по радиоуглеродному датированию археологических находок проведена РГПУ им. А.И. Герцена в рамках сотрудничества вуза с Институтом истории материальной культуры РАН.

700: Ильменские словене разрушают деревянные укрепления финно-угров и возводят каменно-земляную Любшанскую крепость

Разрушение финно-угорского укрепления в Любше вероятно датируется началом VIII века. Уничтожение финно-угорского поселения в VIII веке фиксировалось Рябининым и Черновым как катастрофическое — острог сожжён, предположительно в результате конфликта с появившимися в регионе ильменскими словенами, которых Рябинин считал носителями культуры длинных курганов[4].

В начале VIII века на месте финского острога строится каменно-земляная Любшанская крепость, истоки фортификационных традиций которой восходят к славянам Центральной Европы.

Таким образом, этот памятник предшествует по времени появлению застройки на Староладожском Земляном городище в середине VIII века. Характер находок и культурного слоя позволяет отнести её население к славянам среднеевропейского происхождения, имевшими связь с западными славянами Балтийского Поморья, славянами и кривичами Верхнего Поднепровья, и с отдалёнными славянскими землями Подунавья.

854: Словене, кривичи, меря и чудь платят дань варягам

В Новгородской первой летописи под 854 годом сказано: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици; а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди».

859: Выплата дани варягам от чуди, словен, мери, веси и кривичей

Согласно русским летописям, в середине IX века славянские племена словен, кривичей и финские племена чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского). Согласно «Повести временных лет»: «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ».

862

Изгнание варягов и начало конфликтов между племенами

В 862 году племена словен, чуди, кривичей, мери и веси изгнали варягов и начали править сами. После этого между ними начались усобицы. «Повесть временных лет»: «В лѣто 6370 [862]. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша».

Новгородская первая летопись: «И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды».

Призвание Рюрика для возобновления варяжского торгового пути на юг

Согласно русским летописям, словене наряду с кривичами и финно-угорскими племенами чуди, мери, а также, возможно, веси, участвовали в призвании варягов во главе с Рюриком на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.

Согласно «Повести временных лет»: В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…».

В.Т.Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол.

Распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны

  • договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом,
  • договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения.

Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами.

Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду.

Согласно БРЭ, «Нет оснований не доверять этому преданию, но летописная хронология событий (изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852, смерть Рюрика в 879, захват Киева Олегом в 882) явно условна».

Интересно, что в Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списках «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Летописца вскоре» патриарха Никифора, помещённой в Новгородской Кормчей книге (1280 год), русь названа в числе племён, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи».

По мнению Г. В. Вернадского, в районе озера Ильмень к середине IX века возникла община скандинавских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом. Последний, по мнению историка, располагался в устье реки Кубани на Таманском полуострове. Центром северного «отделения» Русского каганата Вернадский считал Старую Руссу. По Вернадскому в призвании варягов, согласно Ипатьевскому списку «Повести временных лет» («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами») — участвуют «под названием „русь` члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов` было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов».

Тамги Рюриковичей

Фамильные знаки Рюриковичей, тамги, появляются уже у первых представителей правящей династии.

Тамги Рюриковичей

Ремесленники маркировали ими различные предметы: монеты, печати, перстни, подвески и даже камни. Княжеские гербы были обязаны носить тиуны (княжеские или боярские управляющие) и дружинники. В отличие от западноевропейских дворянских гербов эти геральдические элементы имели не родовое, а персональное значение. У каждого князя был свой герб, который, очевидно, олицетворял его власть.

В целом все знаки на гербах древнерусских князей похожи. Они представляют собой фигуру, напоминающую перевернутую букву «П», нередко с дополнительным отростком посередине либо снизу. Если на печатях княжеские эмблемы изображались схематично, то на монетах они были орнаментированы: рисунок усложнялся крестами, завитушками, кружками.

Двузубые и трезубые тамги были характерны и для хазарской культуры (VIII — IX вв. н. э.). Они появлялись в качестве украшений на поясной гарнитуре, клейм на гончарных изделиях, граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей. Высока вероятность, что стилистика гербов древнерусских князей была взята именно у хазар. Хазары же в свое время переняли двузубый знак у покоренных языческих племен, он представлял собой изображение черепа рогатого скота и использовался в виде оберега над жилищем или стойбищем.

А.А. Молчанов в статье «Знаки Рюриковичей: древнерусская княжеская эмблематика» пришел к выводу, что трапециевидные подвески с княжескими гербами аналогичны скандинавским верительным знакам, призванным удостоверять официальный характер миссии. С таким заключением согласен и академик Валентин Янин, он предположил, что подвески с начертанными на них знаками Рюриковичей принадлежали вирникам – представителям княжеской администрации, занимавшимся сбором судебных пошлин и штрафов.

Князья до Владимира (Игорь, Святослав, Ярополк), как утверждает археолог Сергей Белецкий, пользовались двузубцами. А вот после правления Владимира на протяжении семи поколений доминировали знаки в форме трезубца. Правда, затем, примерно с XII столетия, снова начали преобладать двузубые фигуры.

879: Смерть Рюрика

В 879 году Рюрик скончался и Олег стал княжить в Новгороде как опекун его малолетнего сына Игоря.

882: Вхождение в состав Киевской Руси

В 882 году Олег пришёл в Киев, убил местных правителей Аскольда и Дира и объявил Киев «матерью городов русских», начал в нём править.

Примечания

  1. Мачинский Д.А., Кулешов В.С. Северные народы середины IV - первой половины VI в. в "Getica" Иордана // Ладога и Глеб Лебедев. 8-е чтения памяти А.Мачинской. СПб., 2004. С.67
  2. Кирпичников А.Н. Старая Ладога - первая столица Руси, М., 2013, С.17-18
  3. "Не позднее середины VII века". Ученые узнали, когда заселялась Ладога
  4. Рябинин Е. А., Дубашинский А. В. Любшанское городище в Нижнем Поволховье (предварительное сообщение) // Ладога и её соседи в эпоху средневековья.. — СПб., 2002. — С. 196—203.