2024/07/23 13:50:25

Рынок клининговых услуг России


Содержание

2023: Объем российского рынка клининговых услуг за год вырос на 11,5% и превысил 400 млрд рублей

В 2023 году объем российского рынка клининговых услуг превысил 400 млрд рублей. Рост по отношению к предыдущему году зафиксирован на уровне 11,5%, о чем говорится в исследовании NeoAnalytics, результаты которого опубликованы в конце февраля 2024 года.

Сегмент клининга в России демонстрирует устойчивую положительную динамику. Активное развитие рынка началось в конце 90-х годов, и было связано с приходом представительств зарубежных компаний в РФ, которые сформировали культуру уборки в нежилых помещениях. С 2000 года отрасль расширялась самостоятельно благодаря увеличению количества торговых центров, офисов, ресторанов, производственных площадок. Некоторое замедление темпов роста зафиксировано после 2013-го, что обусловлено сокращением количества новых нежилых площадей, вводимых в эксплуатацию.

Объем клининговых услуги в России вырос на 11,5%

В исследовании говорится, что в 2017 году затраты в области клининга в России составляли приблизительно 137,7 млрд. рублей. Таким образом, к 2023-му показатель вырос более чем в 3 раза, достигнув максимума. В общем объеме затрат на долю крупных, средних и малых организаций пришлось около 68%. С региональной точки зрения в 2023 году в тройку лидеров вошли Центральный федеральный округ (ЦФО) с долей примерно 35,9%, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) с 18,9% и Уральский федеральный округ (УФО) c 11,4%.Персональный сайт в эпоху цифровых технологий 2.9 т

По состоянию на конец 2023 года из-за усиления конкуренции и замедления темпов роста клининговые компании стремятся диверсифицировать бизнес, зачастую предлагая заказчикам дополнительные услуги, не связанные непосредственно с уборкой. Это могут быть кейтеринг (организация питания), управление отходами, благоустройство территории и пр. Сотрудничество с организациями, предлагающими комплексный набор сервисов, позволяет владельцам коммерческих площадей не содержать в своем штате персонал, который отвечает за административно-хозяйственную работу и выполняет инженерные функции.[1]

2015

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка клининговых услуг в Москве и Московской области.

Объем рынка клининговых услуг в Москве и МО в 2015 году составил 15,4 млрд. руб., что на 10% больше показателя 2014 года. Основную долю рынка составляет рынок клининга Москвы – 9,4 млрд. руб. Доля рынка клининга Москвы и МО в общем объеме рынка Центрального ФО составила в 2015 году 69%. В 2014 году доля Москвы и МО равнялась 65%.

Основная доля клиентов клининговых фирм Москвы и МО – это предприятия розничной и оптовой торговли. Из-за влияния кризиса многие торговые помещения в Москве продолжают пустовать. Это приводит к тому, что клининговые компании теряют своих потенциальных клиентов и вынуждены менять стратегию бизнеса, чтобы остаться на рынке. Однако у многих компаний, занятых в сфере клининга, шансов остаться на рынке практически нет.

Некоторые компании стараются снизить свои издержки, в том числе и нечестными методами (закупка более дешевых чистящих средств). Однако авторитет клининговой компании выходит на первое место, поэтому на рынке клининга Москвы и МО останутся только конкурентоспособные фирмы.

2014

Рынок клининговых услуг в 2014 году составил 81,2 млрд. руб., что на 2,9% меньше показателя 2013 года. Объем рынка клининговых услуг в России в 2015 году составил 80,4 млрд. руб., что на 1% меньше показателя 2014 года. За период с 2007 по 2015 гг. рынок клининга в России развивается скачкообразно[2].

В 2015 году наибольшая доля рынка клининговых услуг принадлежит Центральному ФО – 28%. Далее следует Северо-Западный ФО – 24%. Замыкает тройку лидеров Приволжский ФО – 17%.

Рынок клининга в России определяется развитием нескольких федеральных округов, где клининговые услуги востребованы больше всего (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО). Соответственно, говорить о развитии рынка клининговых услуг можно, отталкиваясь от реалий в каждом конкретном регионе.

Несмотря на то, что на российский рынок клининга довольно легко прийти новым компаниям, развитие отрасли тормозится многими факторами.

В результате кризисных явлений 2014-2015 гг., доля пустующих торговых и офисных помещений достигла максимальных значений в 2016 году из-за значительного роста арендных ставок. В результате площадь помещений, требующих уборки, сокращается.

Примечания

  1. Российский рынок клининговых услуг: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.
  2. Данные маркетингового агентства DISCOVERY Research Group