2024/12/20 12:39:26

Рынок клининговых услуг России


Содержание

2024: В России сокращается число клининговых компаний из-за оттока трудовых мигрантов

Количество новых компаний и индивидуальных предпринимателей в сфере клининга за период с января по октябрь 2024 года уменьшилось на 14%, составив около 6 тыс. организаций. Такие данные 6 декабря 2024 года представил сервис «Контур.Фокус», отметив, что это минимальный показатель за последние четыре года.

Как пишет «Коммерсантъ», основной причиной сокращения числа новых клининговых компаний стал отток трудовых мигрантов. По оценкам директора платформы «Мигрант-Сервис» Андрея Кладова, в 2024 году Россию покинул 1 млн мигрантов.

В России сокращается число клининговых компаний из-за уменьшения трудовых мигрантов

Директор по управлению эксплуатацией объектов недвижимости CORE.XP Наталья Афанасова отмечает, что до 2022 года около 80% персонала в клининговой сфере составляли мигранты из-за рубежа. «В 2024 году дефицит рабочей силы в сегменте клининга превысил 20%, что привело к росту оплаты труда на 35-40%», — подчеркивает генеральный директор управляющей компании CMWP Денис Троценко.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

Вице-президент Союза торгцентров Павел Люлин указывает на ужесточение контроля со стороны налоговой службы, требующей от клининговых компаний обеления бизнеса, что делает вход на рынок новых операторов более затратным и сложным. Для небольших компаний это становится серьезным препятствием из-за роста административных и финансовых издержек.

В начале ноября 2024 года в России работало 38,6 тыс. клининговых организаций, что на 2,8% больше показателя 2023 года. За первые десять месяцев 2024 года ликвидировано 5 тыс. компаний, что на 12% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. По данным эксперта «Контур.Фокуса» Антона Яковлева, сегмент клининга становится все более популярным у самозанятых.

По данным Единого реестра субъектов МСП, в конце ноября 2024 года в России было зарегистрировано 11,96 млн самозанятых, что на 32% больше показателя 2023 года. На платформе «Профи.ру» в январе-ноябре 2024 года число заказов увеличилось на 20%, а количество специалистов, откликающихся на такие запросы — на 15%.[1]

2023

Продажи товаров для уборки помещений в России за год выросли на 17% до 49 млн штук

Объем реализации товаров для уборки помещений в России достиг 49 млн штук в 2023 году, что на 17% больше показателя 2022 года, с такими данными аналитической компании BusinessStat TAdviser ознакомился в декабре 2024 года.

По оценкам экспертов, за период с 2021 по 2023 год продажи уборочного инвентаря увеличились на 29%. Основными драйверами роста стали активные покупки недвижимости на фоне ожидаемого завершения льготных ипотечных программ, а также повышение тарифов клининговых компаний.

Онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» зафиксировал увеличение спроса на инвентарь для уборки в полтора раза в 2023 году. Наибольший рост показали Новосибирск — 157%, Волгоград — 120%, Казань — 115% и Омск — 113%.

Значительное увеличение покупок также наблюдалось в Нижнем Новгороде — 104%, Москве — 92%, Екатеринбурге — 90%, Челябинске — 75% и Самаре — 64%. Особенно вырос спрос на тряпки и салфетки — 78%, емкости для мусора — 76%, парогенераторы — 49%.

В число наиболее востребованных товаров вошли щетки, швабры, мусорные контейнеры, пылесосы, средства для прочистки канализации и труб, отпариватели, губки и салфетки, антинакипин, техническая соль, антискотч и мойки высокого давления.

На увеличение продаж также повлияла активность специализированных онлайн-магазинов DIY-сегмента, предлагающих товары для строительства, ремонта, дома, сада и дачи.

Аналитики прогнозируют, что в среднесрочной перспективе рост продаж уборочного инвентаря может замедлиться из-за ожидаемого снижения объемов вводимого жилья и сокращения числа домохозяйств.

За пятилетний период с 2019 по 2023 год объем российского рынка товаров для уборки продемонстрировал устойчивый рост. В 2019 году продажи составляли 37 млн штук, в 2020 году — 40 млн штук, в 2021 году — 38 млн штук, в 2022 году — 42 млн штук, достигнув максимума в 49 млн штук в 2023 году.[2]

Рост расходов на услуги клининга на 10,2% до 552,8 млрд рублей

В 2023 году оборот рынка клининга в России достиг 552,8 млрд рублей. Это на 10,2% больше по сравнению с 2022-м, когда затраты в данной сфере оценивались в 501,7 млрд рублей. Рост обусловлен увеличением объемов строительства жилых и нежилых зданий, повышением популярности клининговых услуг в частном секторе и передачей крупными компаниями деятельности вспомогательных служб (в частности уборки) на аутсорсинг. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого обнародованы в середине октября 2024 года.

По оценкам, в 2019 году затраты на услуги клининга в РФ составили 394,3 млрд рублей. В 2020 году расходы сократились на 2% — до 386,3 млрд руб. Причиной падения стали ограничения, введенные на фоне пандемии COVID-19: многие организации приостановили деятельность, в связи с чем потребность в уборке помещений снизилась. Месяцы карантина были непростыми для многих предприятий, занимающихся профессиональным клинингом, из-за ухода офисов и производств на вынужденные каникулы и удаленную работу. Но уже во второй половине 2020 года ситуация начала улучшаться: увеличились объемы уборки и дезобработки помещений и транспорта.

В 2021-м отмечен рост на 9,8% с результатом 424,1 млрд рублей, а в 2022 году прибавка составила еще 18,3%. Оборот операторов увеличился в результате повышения тарифов на услуги и увеличения обслуживаемых площадей.

В список крупнейших предприятий отрасли входят ООО «РТК», ООО «Партнеры Красноярск», ООО «ОМС-центр», ООО «Топ-сервис» и ООО «Современные технологии». Как правило, в ассортименте клининговых компаний представлены такие услуги, как разовая и регулярная уборка, генеральная уборка, уборка после строительства и ремонта, мойка окон и фасадов зданий, химчистка мебели и ковровых покрытий, уборка территорий и мест общественного пользования.[3]

Объем российского рынка клининговых услуг за год вырос на 11,5% и превысил 400 млрд рублей

В 2023 году объем российского рынка клининговых услуг превысил 400 млрд рублей. Рост по отношению к предыдущему году зафиксирован на уровне 11,5%, о чем говорится в исследовании NeoAnalytics, результаты которого опубликованы в конце февраля 2024 года.

Сегмент клининга в России демонстрирует устойчивую положительную динамику. Активное развитие рынка началось в конце 90-х годов, и было связано с приходом представительств зарубежных компаний в РФ, которые сформировали культуру уборки в нежилых помещениях. С 2000 года отрасль расширялась самостоятельно благодаря увеличению количества торговых центров, офисов, ресторанов, производственных площадок. Некоторое замедление темпов роста зафиксировано после 2013-го, что обусловлено сокращением количества новых нежилых площадей, вводимых в эксплуатацию.

Объем клининговых услуги в России вырос на 11,5%

В исследовании говорится, что в 2017 году затраты в области клининга в России составляли приблизительно 137,7 млрд. рублей. Таким образом, к 2023-му показатель вырос более чем в 3 раза, достигнув максимума. В общем объеме затрат на долю крупных, средних и малых организаций пришлось около 68%. С региональной точки зрения в 2023 году в тройку лидеров вошли Центральный федеральный округ (ЦФО) с долей примерно 35,9%, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) с 18,9% и Уральский федеральный округ (УФО) c 11,4%.

По состоянию на конец 2023 года из-за усиления конкуренции и замедления темпов роста клининговые компании стремятся диверсифицировать бизнес, зачастую предлагая заказчикам дополнительные услуги, не связанные непосредственно с уборкой. Это могут быть кейтеринг (организация питания), управление отходами, благоустройство территории и пр. Сотрудничество с организациями, предлагающими комплексный набор сервисов, позволяет владельцам коммерческих площадей не содержать в своем штате персонал, который отвечает за административно-хозяйственную работу и выполняет инженерные функции.[4]

2015

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка клининговых услуг в Москве и Московской области.

Объем рынка клининговых услуг в Москве и МО в 2015 году составил 15,4 млрд. руб., что на 10% больше показателя 2014 года. Основную долю рынка составляет рынок клининга Москвы – 9,4 млрд. руб. Доля рынка клининга Москвы и МО в общем объеме рынка Центрального ФО составила в 2015 году 69%. В 2014 году доля Москвы и МО равнялась 65%.

Основная доля клиентов клининговых фирм Москвы и МО – это предприятия розничной и оптовой торговли. Из-за влияния кризиса многие торговые помещения в Москве продолжают пустовать. Это приводит к тому, что клининговые компании теряют своих потенциальных клиентов и вынуждены менять стратегию бизнеса, чтобы остаться на рынке. Однако у многих компаний, занятых в сфере клининга, шансов остаться на рынке практически нет.

Некоторые компании стараются снизить свои издержки, в том числе и нечестными методами (закупка более дешевых чистящих средств). Однако авторитет клининговой компании выходит на первое место, поэтому на рынке клининга Москвы и МО останутся только конкурентоспособные фирмы.

2014

Рынок клининговых услуг в 2014 году составил 81,2 млрд. руб., что на 2,9% меньше показателя 2013 года. Объем рынка клининговых услуг в России в 2015 году составил 80,4 млрд. руб., что на 1% меньше показателя 2014 года. За период с 2007 по 2015 гг. рынок клининга в России развивается скачкообразно[5].

В 2015 году наибольшая доля рынка клининговых услуг принадлежит Центральному ФО – 28%. Далее следует Северо-Западный ФО – 24%. Замыкает тройку лидеров Приволжский ФО – 17%.

Рынок клининга в России определяется развитием нескольких федеральных округов, где клининговые услуги востребованы больше всего (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО). Соответственно, говорить о развитии рынка клининговых услуг можно, отталкиваясь от реалий в каждом конкретном регионе.

Несмотря на то, что на российский рынок клининга довольно легко прийти новым компаниям, развитие отрасли тормозится многими факторами.

В результате кризисных явлений 2014-2015 гг., доля пустующих торговых и офисных помещений достигла максимальных значений в 2016 году из-за значительного роста арендных ставок. В результате площадь помещений, требующих уборки, сокращается.

Примечания