Антон Атоян, «СберТех»: Импортозамещение корпоративной сервисной шины — хороший повод снять архитектурные ограничения
Корпоративные сервисные шины (интеграционные шины) – одна из наиболее импортозависимых составляющих ИТ-ландшафта российских корпораций. Директор производства продуктов Platform V «СберТеха» Антон Атоян рассказал, как компании могут совместить замену таких продуктов с цифровой трансформацией.
В 2022 году многие зарубежные вендоры ушли с российского рынка и прекратили поддержку своих решений. Импортозамещение каких категорий ПО наиболее остро стоит для корпораций сегодня?
Антон Атоян:Потребность в импортозамещении сейчас в целом высокая, но наиболее она актуальна для тех категорий продуктов, которые традиционно были представлены преимущественно зарубежными решениями. Особенно хочется выделить интеграционные решения. Подавляющее большинство крупных российских компаний для этих задач использовали корпоративные сервисные шины иностранных вендоров, которые недавно ушли с российского рынка. Такие решения были не просто «транспортом», который передает данные, в них была запрограммирована важная бизнес-логика. В любой момент она могла перестать корректно функционировать и поставить под вопрос непрерывность бизнеса компании из-за того, что вендор прекратил поддержку российских клиентов.
При этом нельзя не отметить, что ИТ-архитектура на основе классических корпоративных сервисных шин в значительной мере морально устарела и имеет ограничения в производительности и масштабируемости. Она не позволяет добиться ускорения времени вывода продуктов на рынок и обрабатывать операции в режиме реального времени, что особенно важно для компаний со значительной цифровой составляющей.
А какой подход будет отвечать их потребностям?
Антон Атоян:Раньше интеграция представляла собой единую сервисную шину, с помощью которой интегрировались все монолитные автоматизированные системы. Исходя из этого появлялась сильная связанность и зависимость между системами. Все это замедляло создание новых взаимодействий и скорость вывода продуктов на рынок.
Описанный тип интеграции подходил для монолитной архитектуры, широко распространённой в российских корпорациях ранее. Но времена изменились: сегодня клиенты хотят получать услуги в режиме реального времени, нематериальные активы также требуют real-time обработки, необходимо быстро выводить новые релизы, а также предоставлять комплексные сервисы с учетом потребностей клиентов.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
В этом контексте есть смысл рассмотреть переход на микросервисную архитектуру. При этом подходе для внедрения релиза новой функциональности отдельного приложения достаточно внести изменения в один или несколько микросервисов. Таким образом, задача заключается в выносе всей интеграционной бизнес-цепочки из «транспорта» в микросервисную архитектуру, при которой число интеграций у компании возрастает в тысячи раз, и классическая корпоративная сервисная шина дает ограничение пропускной способности. Выходом может стать переход на паттерн Service mesh — выделенный слой инфраструктуры для обеспечения взаимодействия между сервисами для интеграции и оркестрации микросервисов.
Вы используете такой подход?
Антон Атоян:Раньше мы использовали описанный выше тип интеграции: множество монолитов связаны с помощью классической корпоративной шины данных от популярного западного вендора. Это замедляло время вывода продуктов на рынок, частоту релизов и сокращало число независимых друг от друга команд. Было решено перейти к архитектуре нового поколения. Чтобы управлять интеграцией множества микросервисов прозрачно, безопасно и эффективно, мы создали продукт Platform V Synapse Service Mesh. Он обеспечивает связь и оркестрацию микросервисов напрямую по децентрализованной модели.
Решение создано на базе открытого ПО?
Антон Атоян:Да, в основе продукта сетевая инфраструктура Service mesh, которая позволяет системам обмениваться миллионами событий в режиме реального времени c высокими доступностью и пропускной способностью. Однако мы доработали продукт на соответствие повышенным требованиям корпораций к надёжности, производительности и безопасности.
Что вам дала замена интеграционного решения?
Антон Атоян:Переход к микросервисной архитектуре и использование собственного интеграционного решения помогли нам значительно ускорить время вывода продуктов на рынок, улучшить наши сервисы и сэкономить: совокупная стоимость владения интеграционным слоем снизилась в 6 раз по сравнению с корпоративной шиной данных от западного вендора, разработка интеграций новых сервисов стала дешевле почти вдвое, время задержки передачи данных сократилось в 6 раз до 8 миллисекунд – взаимодействие между сервисами стало быстрее, что улучшило пользовательский опыт. Кроме того, оно обеспечивает повышенный уровень надежности (99,99%), который предъявляется к нашим системам.
Возможно ли произвести переход на микросервисную архитектуру бесшовно и незаметно для пользователей?
Антон Атоян:Наш набор интеграционных продуктов Platform V Synapse в том числе позволяет включать текущие legacy-системы в интеграционный ландшафт. Это дает возможность стартовать разработку новых процессов, когда часть шагов будет использовать текущие решения, а другая часть уже будет реализована новыми микросервисами. Так, постепенно и без влияния на бизнес можно будет трансформировать ИТ-ландшафт, переходя на российское решение.
Доступно ли решение рынку?