Проект

«Элар» оцифровал переписку сына и внука Репина

Заказчики: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (НИМ РАХ)

Санкт-Петербург; Образование и наука

Продукт: Проекты ИТ-аутсорсинга

Дата проекта: 2020/01 — 2023/06
Технология: ИТ-аутсорсинг
подрядчики - 850
проекты - 2653
системы - 181
вендоры - 122

2023: Работы по оцифровке фондов и архивов музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты»

В 2023 году корпорация ЭЛАР продолжила оцифровку мемориальных фондов И. Е. Репина, П. П. Чистякова, а также фондов «Рисунок» и «Гравюра» в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств. Об этом 16 августа 2023 года сообщили представители ЭЛАР.

Основные работы по оцифровке фондов музея были связаны с фондами и архивами музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты». Большую историческую ценность представляет переписка сына и внука И.Е. Репина: Юрия Ильича (1877-1954) и Георгия Юрьевича (1906-1974) Репиных.

«
«В письма содержатся и «итальянские воспоминания» о поездке Юрия в Италию вместе с отцом, И.Е. Репиным. Они полны живых картин, – рассказала специалист видеографического банка данных НИМ РАХ Мария Хартанович. – «В воде я увидел местами живые ломтики лимона, они то сжимались, то расправлялись!? – Это медузы, - пояснил твой дедушка» – одна из многочисленных зарисовок о пребывании Репиных в Венеции. Материалы оцифровки буду использоваться в публикации генерального каталога мемориального фонда. Архив будет вводиться в научный оборот через научные, научно-музейные публикации. Уже сейчас большой популярностью пользуются открытки с фотографиями из жизни И.Е. Репина в Пенатах, а также другие фотоматериалы по истории русской художественной школы — редкие портреты выдающихся художников, архитекторов».
»

С 2021 года в Музее Академии художеств в сотрудничестве с корпорацией ЭЛАР проводится комплексная работа по современной цифровой визуализации и цифровой системной научно-музейной обработке фондов. Оцифровка производится на отечественном профессиональном оборудовании ЭЛАР, которое обеспечивает бережное и безопасное сканирование для оригиналов различного физического состояния и различных форматов. По состоянию на 16 августа 2023 года на сайте музея опубликовано 64 630 музейных предметов, отражена научно-исследовательская, публикационная и выставочная работа, сообщили в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств. В открытом доступе можно найти цифровые копии каталогов коллекций, сборников статей.

2022: Завершение масштабного этапа оцифровки в НИМ РАХ

Корпорация ЭЛАР сообщила 28 июля 2022 года о завершении масштабного этапа оцифровки в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств, - в ходе проекта проводилось не только сканирование бумажных экспонатов, но и оцифровка объемных предметов: скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, - всего около тридцати тысяч предметов.

С помощью профессиональных сканеров ЭЛАР в цифровой вид было переведено множество различных музейных предметов из различных коллекций. Эксперты ЭЛАР работали, в том числе, в мемориальном музее-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты», были созданы цифровые копии экспонатов мастерской художника, его личных вещей, а также работ сына И.Е. Репина – Юрия.

Цифровые копии были созданы и для работ таких крупных русских, советских архитекторов, как А.В. Щусев, И.А. Фомин, Н.А. Троцкий, А.Е. Белогруда, оцифрованы уникальные авангардные работы эпохи ВХУТЕМАС.

«
Цифровые копии активно используются в публикациях научного, научно-популярного характера, сувенирной продукции. Так, к юбилейной выставке «Дорогами Палестины»: к 140-летию Императорского Православного Палестинского общества» был выпущен альбом, воспроизводящий гравюры из серии «К путешествию с детьми по святой земле» (1849). К выставке «Барышня в пенсне». Графика А.П. Остроумовой-Лебедевой. К 150-летию со дня рождения» были выпущены наборы открыток с графическими работами известной ленинградской художницы,
рассказал специалист видеографического банка данных НИМ РАХ Мария Валерьевна Хартанович.
»

Специалисты Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств отмечают, что оцифровка музейных коллекций выполняет несколько задач, - обеспечение доступности коллекций музейного фонда Российской Федерации, хранящихся в музее, для профессионалов и самой широкой аудитории; создание охранных копий, позволяющих, не тревожа физически предметы, показывать их для исследовательских и музейно-выставочных целей, а также популяризация мирового архитектурно-культурного наследия.Метавселенная ВДНХ 4.6 т

2021

План оцифровать мемориальные собрания о жизни выдающихся педагогов и живописце

ЭЛАР 17 декабря 2021 года сообщил о том, что оцифрует мемориальные собрания о жизни выдающихся педагогов и живописцев в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Летом 2021-го года корпорация ЭЛАР оцифровывала один из крупнейших фондов музея - «Архитектурные чертежи» и «Архитектурная графика». На декабрь 2021 года работа идет над оцифровкой документации по учету и хранению музейных ценностей РФ, которая активно используется в повседневной работе хранителей и сотрудников отдела учета. Цифровая версия позволяет получить как оперативный доступ, так и исключить физический контакт с порой ветхими бумажными листами, - поясняют в МАХ.

«
В ходе текущего проекта продолжится работа с памятниками графики, живописи, скульптуры. Планируется создать электронную библиотеку изданий музея прежних лет. В результате проекта мы получим 238 877 графических образов, - рассказала заведующая видео-графическим банком данных Мария Валерьевна Хартанович. - Оцифровка затронет мемориальные собрания, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся художников, педагогов П.П. Чистякова, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, И.И. Бродского.
»

Оцифровка проводится на профессиональном сканирующем оборудовании, предназначенном для бережного и безопасного сканирования архивных, музейных, библиотечных и других фондов, имеющих в своем составе, в том числе, ценные и ветхие оригиналы, требующие особого подхода. В МАХ уверены, что качественные цифровые копии музейных предметов позволят значительно расширить аудиторию музея, круг общения с посетителями и профессиональным сообществом.

«
На портале музея оперативно публикуются как предметы, так и научные каталоги, сборники научных статей. Благодаря цифровым копиям, мы знакомим обширнейшую Интернет-аудиторию не только с музейным собранием, но и с научно-исследовательским осмыслением коллекций через участие в тематических выставках, научных публикациях, - сказала заведующая видео-графическим банком данных Мария Валерьевна Хартанович. - Интернет-портал музея с цифровыми копиями предметов рассматривается нами как площадка для сотрудничества и общения, расширения выставочной и научно-исследовательской деятельности. Наша совместная работа с ЭЛАР по цифровизации позволит достойно представить музей и на портале Государственного каталога музейного фонда РФ».
»

Оцифровка более 30 тысяч архитектурных материалов

Корпорация «Элар» 9 июня 2021 года сообщила о реализации проекта по оцифровке более 30 тысяч архитектурных материалов из Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств.

В частности, в процессе оцифровки находится один из крупнейших фондов музея – «Архитектурные чертежи» и «Архитектурная графика».

Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств – один из самых старых музеев России. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге была основана в 1757 году. За столетия существования в музее были собраны оригинальные проектные чертежи, обмеры, акварели, рисунки и модели как российских, так и французских и итальянских мастеров.

«
«В ходе текущего проекта электронные копии будут созданы для 30 472 музейных предметов, - рассказала заведующий отделом «Видеографический банк данных» ФГБУК «Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств» Марина Валерьевна Хартанович. – На такое количество экспонатов приходится вдвое больше цифровых файлов из-за необходимости оцифровывать оборотные стороны, содержащие важные пометы, штампы, подписи».
»

С помощью профессиональных сканеров ЭЛАР в цифровой вид будут переведены музейные предметы, например, в музее хранится одна из крупнейших коллекций работ Карло Росси, Огюста Монферрана, Александра Брюллова, коллекции и отдельные работы Ивана Фомина, Владимира Щуко, Александра Щусева, Ноя Троцкого, Леонида Руднева. Коллекционные работы использовались при воссоздании храма Христа Спасителя (Москва), храма Св. Владимира в Херсонесе (Севастополь), при изучении истории памятников архитектуры Крыма, центральной части России.

«
По словам заведующего отделом «Видеографический банк данных», оцифровка музейных коллекций выполняет как минимум три задачи: «Это обеспечение доступности коллекций музейного фонда Российской Федерации, хранящихся в нашем музее, для профессионалов и самой широкой аудитории; создание охранных копий, позволяющих, не тревожа физически предметы, показывать их для исследовательских и музейно-выставочных целей, а также популяризация мирового архитектурно-культурного наследия».
»

Изображения музейных предметов будут представлены на официальном информационном портале музея collection.artsacademymuseum.org.

2020: Оцифровка книг поступлений музейных предметов

Корпорацией «Элар» были проведены работы по оцифровке книг поступлений музейных предметов Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, - электронные копии будут использованы для наполнения автоматизированной музейной системы КАМИС и дальнейшей передачи в Государственный каталог музейного фонда РФ. Об этом «Элар» сообщил 5 августа 2020 года.

Книга поступлений

Корпорацией ЭЛАР были оцифрованы книги поступлений, в которых содержится описание музейных экспонатов. Учет музейных предметов – важнейшие направление деятельности любого музея, направленное на обеспечение физической и юридической сохранности фондов, а также имеющее большое значение для изучения и использования музейных коллекций. Создание же электронных копий учетной документации дает возможность оптимизировать ежедневную работу сотрудников самых разных отделов учреждения.

«
Оцифровка учетной документации позволяет повысить эффективность использования рабочего времени за счет оперативного доступа к документации. Это относится не только к сотрудникам отдела учета, но и к другим музейным службам, заинтересованным в получении самой разнообразной информации, - комментирует главный хранитель Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств Мария Александровна Янес. - Оцифровка оказывает качественный длительный системный эффект на работу музейных подразделений благодаря современному, мобильному доступу к данным.
»