Виген Симонян: «Мосты – опора экономической активности и комфорта жителей»
20.01.24, Сб, 10:30, Мск,
Ведущий инженер специализированной организации России по эксплуатации искусственных сооружений рассказал подробности реконструкции одного из старейших мостов в центре Москвы и об уровне финансовой ответственности при ремонте подобных объектов.
Содержание |
Инфраструктурное строительство и поддержание существующих объектов в отличном состоянии — один из эффективных инструментов антикризисной политики. Для сохранения текущего уровня качества инфраструктуры в ближайшие десять лет в России, согласно данным аналитиков рейтингового агентства АКРА, необходимо расходовать на нее в среднем около 2,5–3,5% ВВП в год. Одна из важнейших частей инфраструктуры – дороги и мосты, которые обеспечивают развитие экономики. При ремонте таких объектов нельзя нарушать движение транспортных потоков — это может серьезно отразиться на работе многих предприятий и повлечь убытки, говорит ведущий инженер ГБУ «Гормост» Виген Симонян. Он отвечал за реконструкцию и капитальный ремонт десятков объектов транспортной инфраструктуры в Москве, центре всех денежных потоков страны. Среди его объектов — старейшие мосты через Москва-реку и визитные карточки столицы Большой Москворецкий и Большой Каменный. Задача инженера — провести работы так, чтобы продлить жизнь путепроводу на десятки лет, сохранить при этом трафик, а также не нарушить культурный облик столицы.
Ключевая транспортная артерия
Большой Каменный мост в Москве — не просто переправа через реку. Он соединяет Боровицкую площадь, улицу Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове. В 2007 году архитектурное сооружение с уже почти вековой историей признали объектом культурного наследия столицы России. С него открывается вид на Кремль, храм Христа Спасителя и Дом на набережной. Вместе с тем, Большой каменный мост выполняет и основную связующую функцию, обеспечивая ежедневное движение транспорта и пешеходов между районами столицы на разных берегах реки, где работают тысячи предприятий. Однако обследование показало — наследие обветшало и нуждалось в срочном ремонте. В итоге были выполнены масштабные работы в короткие сроки. Как отметил Виген Симонян, качественно проведенная работа проверена годами — мост не нуждается в дополнительной реставрации вот уже несколько лет.
«Провели реставрацию гранитной облицовки и ограждений, ремонт бетонной поверхности и металлоконструкции, заменили асфальтовое покрытие, воссоздали исторические витражи», — рассказывает Виген Симонян, ведущий инженер специализированной организации по эксплуатации искусственных сооружений ГБУ «Гормост». |
Виген Симонян занимался восстановлением одной из ключевых городских артерий, и, чтобы вернуть исторический облик, разрушенный годами эксплуатации, ему, как хирургу, предстояло фактически пересобрать ее заново. И добавить важных деталей: в проекте были предусмотрены замена уличного освещения моста, архитектурной подсветки, а также судоходной сигнализации и ливневой канализации. Кроме того, дорожного шума стало меньше, отметил эксперт.
«На мосту мы предусмотрели 18 деформационных швов, два из которых — заполненного типа с резиновым компенсатором для уменьшения шумового воздействия на окружающую среду с шумопоглощающими пластинами», — рассказывает инженер. |
Как правило, в России недостаточно внимания обращают на деформационные швы на мостах, считает эксперт, и при разрушениях их просто закатывают асфальтом, откладывая ремонт или полную замену швов. Из-за этого швы теряют герметичность, и через них просачивается вода, что и вызывает разрушение бетона, арматуры на конструктивных узлах сооружения. Виген Симонян в своей деятельности обращает на этот факт особое внимание и передает свои знания коллегам.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Именно от работы Вигена Симоняна зависело, каким предстанет мост перед москвичами и гостями столицы. Обследование сооружения, расчеты, чертежи и контроль работ на месте — за все это отвечает инженер. При этом мост полностью не закрывали для транспорта. А чтобы процесс завершился как можно быстрее и с меньшими экономическими потерями, в работах задействовали около 200 специалистов-мостовиков и 60 единиц строительной техники, поделился эксперт.
Артерии экономики
Один из важных и сложных моментов при ремонте мостов и подземных путепроводов — сохранение трафика. Организовать работы так, чтобы движение продолжалось — задача инженера, объясняет Виген Симонян. Закрыть даже небольшой мост в городе, соединяющий экономически значимые районы — значит причинить не только дискомфорт жителям, осложнить работу экстренных служб, но и принести вполне ощутимые финансовые потери. Виген Симонян как инженер предприятия, обслуживающего столичные транспортные сооружения, не раз решал подобные задачи. Как рассказал эксперт, под его контролем отремонтированы 90 подземных пешеходных тоннелей в Москве, крупнейшие эстакады, тоннели и мосты, среди которых — Большой Москворецкий мост.
«Эта переправа была построена еще в 1937 году, я стал первым, кто с тех пор занимался капитальным ремонтом моста, который соединяет Васильевский Спуск и улицу Варварку с улицей Большая Ордынка — туристические и деловые районы столицы», — уточнил инженер. |
Сложная конструкция моста, который состоит из русловой и двух береговых арочных конструкций, а также двух эстакадных участков, более 80 лет подвергалась серьезным нагрузкам и воздействию грунтовых вод. Обследование показало многочисленные дефекты основных конструкций и зафиксировало снижение реальной грузоподъемности моста, говорит Виген Симонян. Он отвечал и за эту часть работы, и за поиск решений, и за их эффективную реализацию.
«Было решено использовать наномодифицированный бетон, что уменьшило нагрузку на железобетонные пролетные строения сооружения. Работы мы организовали так, чтобы мост продолжал пропускать автомобильный и пешеходный трафики», — рассказывает инженер. |
А главное, ему удалось провести реконструкцию максимально быстро — работы шли круглосуточно. Капитальный ремонт Большого Москворецкого моста начался в сентябре 2018 года, а завершился уже в декабре 2019-го. Такие же задачи он смог решить при капитальном ремонте московского Большого Каменного моста, поделился Виген Симонян.
Знак столицы
За грандиозными ремонтными работами, которые видят москвичи, стоит большая скрытая от их глаз часть, от которой также зависит успех предприятия. Еще до начала ремонта идет серьезный подготовительный процесс, составляется смета, а после, каждое действие нужно проконтролировать, чтобы дебет не расходился с кредитом. А речь о крупных суммах — по словам эксперта, в случае с ремонтом Большого Каменного моста в Москве это более 2,5 млрд рублей. Виген Симонян проверяет сметы перед их подписанием, ведет строительный контроль на объекте, фиксирует результаты.
«Мосты — опора экономической активности и комфорта жителей. Небольшая ошибка может привести к серьезным убыткам, поэтому изучение проектной и сметной документации может занять много часов, иначе можно упустить сомнительные моменты. Причем в моей практике это относилось к любому объекту, что к маленькому, вроде пешеходного тоннеля, что к большому, по типу Большого Каменного моста», — говорит инженер. |
Без этой работы невозможно сохранить бюджет, эффективное расходование которого влияет на экономику столицы, а также связано с улучшением городской среды и повышением привлекательности города для жителей и гостей, подчеркнул Виген Симонян. Согласно проекту реконструкции Большого Каменного моста, работы продлили его безопасное функционирование как минимум на 25 лет до следующего капитального ремонта, а общий срок эксплуатации важной транспортной артерии Москвы увеличился еще на столетие. Приятная деталь: новое дорожное полотно — бесшовное, заключил инженер.
Автор: Юрий Мельниченко