Содержание |
2016
Обязательное использование с 1 августа
Все государственные закупки в Украине с 1 августа 2016 года должны совершаться через систему ProZorro. Использовать единую систему для проведения тендеров обязаны местные органы власти, коммунальные предприятия и другие организации, которые используют средства налогоплательщиков.
"Все тендеры, которые превышают пороговые значения, должны проводиться через Prozorro. Государственный заказчик (орган власти, государственное или коммунальное предприятие) должен загружать в ProZorro тендерные заявки, объявляя, таким образом, закупку. Далее он отвечает на вопросы поставщиков и проводит в электронной системе аукцион или другую процедуру, предусмотренную Законом "О публичных закупках", - отмечается в сообщении.
Использование закупок стоимостью до 200 тысяч гривен на товары и до 1,5 млн грн на работы в ProZorro является добровольным.
Президент Порошенко подписал закон "О публичных закупках"
В феврале 2016 года президент Украины Петр Порошенко подписал закон "О публичных закупках", принятый парламентом еще в декабре 2015 года.
Документ предусматривает введение электронной системы для всех государственных закупок товаров и услуг, стоимость которых должна быть равна или превышает 200 тысяч гривен.
А для работ - равна или превышает 1,5 миллиона гривен (для заказчиков, осуществляющих свою деятельность в отдельных сферах хозяйствования, стоимость товаров и услуг равна или превышает один миллион гривен и для работ - равна или превышает пять миллионов гривен).TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Кроме того, закон обеспечивает распространение системы электронных закупок в течение 2016 года в два этапа:
- с 1 апреля - для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования;
- с 1 августа - для остальных заказчиков.
2015: Начало работ по созданию системы
Старт работ по созданию электронной системы закупок ProZorro был дан в феврале 2015 года ещё при Кабмине Арсения Яценюка. Изначально Минэкономики Украины планировало перевести на электронный формат все центральные органы госвласти до 1 сентября 2015, но реформа затянулась.
Теневая экономика Украины побила многолетний рекорд в 2015 году – до 42% от ВВП. Потери от коррупции и непрозрачности только в госзакупках составляют около 50 миллиардов в год. Именно такую сумму власти хотели экономить ежегодно благодаря нововведению – электронным закупкам.
Организовать их взялись в Минэкономики во главе с Айваросом Абромавичусом. Активисты вместе с ведомством в феврале 2015 года запустили пилотный проект для е-торгов – сайт ProZorro. В это время он действует избирательно и не регулируется законом.
Сначала Минэкономики планировало перевести на электронный формат все центральные органы госвласти до конца 2016 года. Но после критики со стороны президента обязалось сделать это уже до 1 сентября.
К июню 2015 года к системе формально присоединились только около сотни госорганов и компаний. Это почти все министерства, Нацбанк, Государственное управление делами, Госфининспекция, КГГА, Львовский горсовет, некоторые вузы, медучреждения и др. Вместе с тем, тендеры там проводят частично и далеко не все.
Количество закупок в электронном формате пока небольшое. Если по данным Госстата за 1 квартал 2015 года на Украине было заключено сделок по госзакупкам на 122 млрд. грн, то на ресурсе Рrozorro закупки, дошедшие до аукциона, составляли только 194 миллиона гривен (по данным на 19 мая). По подсчетам аналитиков, ожидаемая экономия от этой суммы – 36 млн грн или 18,6%.
Всего к электронному аукциону дошло 356 закупок, из них только по 32 подписали контракты. Реальная экономия по ним составила пока только 200 тысяч гривен или 12,2% от плановой цены.
- Министерство обороны Украины: проведены 66 тендеров, предварительная экономия - 30 млн. грн. Подписаны договоры по результатам 6 тендеров, экономия - 30 319 грн.
- Министерство юстиции Украины: 21 тендер, предварительная экономия - 103 828 грн. Подписан договор по результатам 1 тендера, реальная экономия - 2029 грн.
- Энергоатом: 12 тендеров, предварительная экономия - 337 585 грн. Подписаны договоры по результатам 3 тендеров, экономия - 61 532 грн.
- КГГА: 4 тендера, предварительная экономия - 85 890 грн. Подписаны договоры по результатам 2 тендеров, экономия - 61 200
- Национальный банк Украины: 3 тендеры, предварительная экономия - 60 650 грн. Подписаны договоры по результатам 3 тендеров, экономия - 12 720 грн.
- Государственное управление делами: 3 тендеры, предварительная экономия - 10880 грн.
- Одесский морской торговый порт: 1 проведенный тендер, предварительная экономия - 17200 грн.
- Львовский горсовет: 3 незавершенные тендеры
- Министерство экономического развития и торговли Украины: 1 незавершенный тендер
- Государственная финансовая инспекция Украины: Отсутствуют тендеры
- Министерство здравоохранения: 1 незавершенный тендер
Запросы участников аукциона на торгах самые разнообразные – от конвертов для райадминистраций до осветительного оборудования для аэропортов. В основном на торгах компании покупают канцелярские изделия, компьютерную и офисную технику, стройматериалы.
Сайты покупок, на первый взгляд выглядят, действительно доступными и простыми в пользовании. Предоставленные участниками цены (учитывая, что заказчики изначально устанавливают потолок) соответствуют рыночным.
Так, компания Энергоатом закупила 17 февраля 25 тысяч конвертов за 15600 гривен. В Киевский горсовет приобрели за 25 тысяч гривен антивирусное программное обеспечение с лицензией на использование и обновление антивирусных баз в течение 1 года для 300 объектов. В заявке чиновники готовы были платить 75 тысяч гривен.
Вместе с тем, некоторые тендеры провели с помощью всего трех-четырех компаний. А значительная часть тендеров на сайте и вовсе отменена, или не состоялась. В пресс-службе Prozzoro поясняют это тем, что проект только недавно стартовал.
"За последний месяц к системе одновременно присоединилась большое количество новых участников (в том числе региональных), которые не имеют опыта работы с е-системами. Поэтому в них могут возникать ошибки, которые не дают качественно завершить объявленную закупку… Региональные поставщики также еще не готовы участвовать в е-закупках, поэтому возникают ситуации, когда на тендер не приходит достаточное количество поставщиков", - поясняла пресс-секретарь Кристина Гуцалова низкую активность участников торгов[1].
Несмотря на хорошие отзывы, специалисты отмечают, что система несовершенна и не может полностью исключить коррупцию.
"На электронных закупках украсть можно один в один так же, как и на обычных. Аукцион обходится при помощи подставных компаний и манипуляций типа "шаг-отказ". Ни одна идея не "спасет" (страну от коррупции – ред.) Спасет – качественная реализация идеи и неотвратимость наказания", – говорит журналист, руководитель проекта Наші гроші Денис Бигус.
Он подчеркивает, что сейчас нет механизма наказания госкомпаний за мошенничество на торгах. Вместе с тем отмечает позитивную тенденцию, что большинство участников уже подключились к тендерам добровольно, не дожидаясь указаний "сверху".
Отсутствие законодательного урегулирования электронных тендеров называют одной из главных проблем и сами руководители проекта. Например, рассказывает Кристина Гуцалова, наибольше было проблем с Минобороны. Там задерживали очень важно распоряжение Кабмина, которое позволяло бы министерству применять е-закупки как обязательную процедуру. Это привело к падению интереса поставщиков к тендерам.
Также из-за отсутствия четких инструкций, все сроки тендера пока устанавливает сам заказчик. Он же может его отменить или не провести.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что внедрение качественного, реально прозрачного ресурса попросту не выгодно правительству и поэтому там заинтересованны в затягивании реформы.
Охрименко подчеркивает, что в 2014 году 42% госзакупок были произведены с одним участником. Также, по его словам, в первом квартале 2015 года на открытых торгах было заключено сделок по госзакупкам только на сумму 24 млрд. грн., а большая часть была проведена без аукциона.
"Я уверен, что правительство намеренно не хочет электронных торгов. Потому что на сегодняшний момент, если посмотреть, сколько продали аукционов по закрытым тендерам, сколько там было откатов – станет понятно, почему его не хотят внедрять", – считает эксперт.
2012: Старт разработки системы под управлением НПО Transparency International
Журналисты из The Canada Files в августе 2023 г обратили внимание на роль, которую сыграли канадские политики и организации в планомерном захвате всей государственной системы Украины. В частности, «помощь» Канады во многом поспособствовала приватизации украинских земель.
В начале 2010-х годов, когда у власти еще находился Виктор Янукович, приватизационные процессы на Украине шли крайне низкими темпами. Это не устраивало западные государства, вся деятельность которых на украинской территории была нацелена на как можно более быстрый захват ее земель и ресурсов и передачу их в руки международных компаний.
Одним из серьезных препятствий на этом пути стала судебная система Украины, в которой значительный вес при принятии решений имели личность судьи и его взгляд на конкретную ситуацию — и взгляд этот слишком часто не совпадал с интересами глобалистов.
В 2012 году на Украине начинает функционировать программа помощи, которой управляет Национальный судебный институт Канады и финансирует Канадское агентство международного развития. В рамках инициативы проводятся курсы и семинары для украинских судей с целью «побудить судей обращать внимание на логику, а не интуитивные интерпретации законов». Больше всего внимания получали молодые представители судебной системы, более открытые и восприимчивые к демократическим ценностям.
В 2014 году под эгидой НПО Transparency International создается платформа для оптимизации госзакупок ProZorro. Сама Transparency International получает средства из госбюджетов ряда западных стран и фонда Джорджа Сороса.
Теперь в список задач канадской программы помощи вошла еще и популяризация ProZorro. Благодаря этим усилиям к 2021 году платформу удалось внедрить в 16 украинских городах, где все это время распродавались земельные участки по искусственно заниженной цене: продажи проводились по методу голландского аукциона и иногда финальная стоимость участка составляла 1% от стартовой.
См. также