Содержание |
2024: 3 главных тренда в сфере юридических цифровых технологий
Интеграция новых технологий, в том числе генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ), помогает юридическим фирмам экономить время и средства, а также повышать продуктивность деятельности. Руководители таких организаций переходят от краткосрочной автоматизации задач к системам, которые расширяют возможности сотрудников в целом. Gartner прогнозирует, что к 2026 году половина работников юридических компаний во всем мире будут в том или ином виде применять ИИ — либо для улучшения производительности, либо для повышения качества результатов. В отчете от 23 октября 2024 года аналитики Gartner определили три ключевых тренда в сфере юридических цифровых технологий.
1. Более широкое использование ГенИИ
Применение таких инструментов позволяет ускорить и оптимизировать многие операции в юридической сфере. Варианты внедрения ГенИИ варьируются от анализа больших объемов данных и проведения исследований до формирования контрактов и управления делами. Системы вроде Microsoft Copilot, MindMeld и IBM Watson Studio благодаря алгоритмам обработки естественного языка могут с высокой эффективностью взаимодействовать с огромными массивами информации, упрощая извлечение и систематизацию нужных сведений. Кроме того, ГенИИ дает возможность автоматизировать рутинные повторяющиеся задачи, что позволяет сотрудникам сосредоточиться на более важных вопросах.
Вместе с тем интеграция функций ГенИИ в существующие юридические технологии позволяет расширить их возможности. Например, согласно опросу от 2023 года, более 50% поставщиков услуг по управлению рискам и соблюдению требований инвестируют в средства ИИ. Эти инструменты помогают юридическим фирмам снизить риски путем раннего выявления тревожных сигналов. ИИ также предсказывает вероятность и частоту возникновения проблем, создавая более эффективную систему управления рисками.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
2. Возрастающий спрос на системы самообслуживания
Профессиональное выгорание сотрудников во многом связано с постоянным выполнением повторяющихся задач. Такого рода монотонность можно автоматизировать с помощью инструментов самообслуживания, таких как платформы Legal Front Door (LFD), которые оптимизируют прием юридических запросов. Помимо частичного решения проблем с выгоранием персонала, инструменты самообслуживания обеспечивают и ряд других преимуществ:
- Экономия времени благодаря автоматизации процесса обработки поступающих запросов, которые в противном случае сотрудникам необходимо анализировать вручную;
- Ускорение ответов со стороны клиентов;
- Упрощение сортировки запросов и обеспечение прозрачности юридических рабочих процессов;
- Поиск информации в доступных источниках и автоматическая генерация готовых к использованию документов и шаблонов.
3. Альтернативные поставщики юридических услуг (ALSP)
ALSP — компании, специализирующиеся на предоставлении «массовых» юридических услуг. Это обзор документов, управление контрактами, поддержка судебных процессов, юридические исследования и пр. Отличительная черта ALSP заключается в том, что такие компании не придерживаются традиционных правил и методов, которые используются в юридической сфере. Альтернативные поставщики юридических услуг активно внедряют современные технологии для оптимизации деятельности и повышения производительности. ALSP, которые предлагают услуги с возможностями ГенИИ, могут помочь юридическим группам максимизировать использование соответствующих инструментов без необходимости вкладывать средства в адаптацию.[1]
2023: Расходы на цифровые технологии для юристов в мире за год выросли 9% и достигли $18,33 млрд
В 2023 году объем мирового рынка цифровых технологий для юридической сферы достиг $18,33 млрд. Годом ранее затраты в данной области оценивались в $16,75 млрд. Таким образом, рост превысил 9%, о чем говорится в обзоре Market Research Future, обнародованном в середине августа 2024 года.
В исследовании учитываются специализированные инструменты для управления делами, для юридических исследований, аналитики информации, а также средства eDiscovery (служат для выявления, юридической проверки достоверности цифровых доказательств, их анализа и выработки ответов на запросы) и пр. Говорится, что одним из ключевых драйверов рассматриваемого рынка является внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Юридическая отрасль построена на сложных и трудоемких процессах, которые могут становиться причиной значительных задержек и появления неточностей. Автоматизация операций путем внедрения ИИ-алгоритмов помогает юристам экономить время и другие ресурсы, а также повышать эффективность операций в целом. Кроме того, ИИ дает возможность улучшить юридические исследования и прогнозную аналитику.
В юридической отрасли также растет спрос на решения по кибербезопасности, поскольку организации все больше осознают риски, связанные с утечкой данных. Набирают популярность инструменты Low-code и No-code — методы проектирования и разработки приложений с помощью интуитивно понятных инструментов, которые снижают или устраняют потребность в традиционных разработчиках, пишущих код. Это ускоряет создание и развертывание юридических приложений. Облачные вычисления также играют важную роль, позволяя компаниям получать доступ к своей юридической информации и сервисам из любой точки мира.
Ключевыми игроками глобального рынка цифровых технологий для юристов названы Herbert Smith Freehills, Alston Bird LLP, Cooley LLP, Baker McKenzie, Bird Bird LLP, Jones Day, Dentons, Linklaters LLP, Freshfields Bruckhaus Deringer LLP, Clifford Chance, Norton Rose Fulbright и др. Многие компании, как отмечается, направляют инвестиции на исследования и разработки, связанные с созданием передовых платформ для автоматизации задач и повышения производительности рабочих процессов.
По модели развертывания юридических инструментов аналитики подразделяют рынок на три сегмента — локальный, облачный и SaaS (программное обеспечение как услуга). В 2023 году наибольшая доля в общем объеме затрат пришлась на облачную модель, к преимуществам которой аналитики относят экономическую эффективность, масштабируемость и простоту доступа. С географической точки зрения Северная Америка занимает доминирующее положение на мировом рынке цифровых технологий для рассматриваемой сферы. Развитая юридическая отрасль региона в сочетании с наличием крупных технологических центров стимулирует дальнейший рост. На втором месте находится Европа, где наблюдается активное внедрение новых технологических решений юридическими фирмами и корпоративными юридическими отделами. В Азиатско-Тихоокеанском регионе быстрому росту способствуют правительственные инициативы по модернизации юридического сектора. Южная Америка, Ближний Восток и Африка являются развивающимися рынками со значительным потенциалом, поскольку в этих регионах набирает обороты внедрение легальных технологий.
Аналитики Market Research Future полагают, что в дальнейшем показатель CAGR (среднегодовой темп роста в сложных процентах) на мировом рынке решений для юридической сферы составит 9,39%. В результате, к 2032 году затраты в глобальном масштабе достигнут $41,1 млрд.[2]
2021: Внедрение ИИ в российскую судебную систему
В начале апреля 2021 года стало известно о том, что рабочая группа «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика» одобрила концепцию машиночитаемого права и направила документ в Минэкономразвития для подготовки к принятию. Эта инициатива способствует внедрению искусственного интеллекта в суды, поможет сократить расходы россиян на юристов, а также преобразовать сферу контрольно-надзорной деятельности государства. Подробнее здесь.
2020
Доля расходов на LegalTech в глобальных ИТ-бюджетах выросла в 1,5 раза - Gartner
В 2020 году доля расходов на LegalTech в глобальных ИТ-бюджетах выросла в 1,5 раза - до 3,9% с 2,6% в 2017-м. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Gartner.
По словам аналитика Gartner Зака Хатто, нагрузка на юридические службы многих компаний чрезвычайно увеличилась, тогда как штаты их вряд ли будут значительно расширяться, учитывая состояние экономики, которое претерпело изменения на фоне пандемии коронавируса COVID-19. Поэтому юридическим службам придется увеличивать инвестиции в LegalTech, чтобы меньше зависеть от сторонних юридических компаний, эффективно решать задачи, связанные с пандемией COVID-19 и в целом модернизировать и автоматизировать юридическую работу.
Аналитики Gartner отмечают, что уже в 2020 году многим юристам, которые работают в юридической службе, приходится заниматься технической и операционной поддержкой. С 2018 по 2020 год доля служб, в которых появилась должность операционного руководителя (отвечающего за технический персонал) выросла в среднем с 34% до 58%, при этом гораздо более высокий процент использования этой должности среди компаний из списка Fortune 500. Наряду с этим некоторые службы в крупных компаниях увеличивают долю юристов узкого профиля, чтобы снизить затраты на оплату услуг сторонних юридических компаний. Как правило, узкопрофильная работа сложнее поддается автоматизации.
Исследователи утверждают, что достичь максимальной эффективности от инвестиций в технологии управления жизненным циклом контрактов удастся далеко не всем юридическим службам. Для получения полноценной отдачи компаниям необходимо разработать продуманный и практичный план внедрения технологий CLM, при этом расставить приоритеты желаемых бизнес-результатов и необходимых для их достижения операционных ресурсов.[3]
Deloitte: лишь 15% юридических компаний в России пользуются ИТ
Лишь 15% юридических компаний в России пользуются информационными технологиями. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном Deloitte Legal и Skolkovo LegalTech.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на директора по развитию юридических технологий фонда «Сколково» Антона Пронина, объем рынка юридических услуг в России они оценили в 222 млрд рублей, только 5% из них приходится на ИТ для этого сектора.
Сравнительно немного, особенно на фоне стран-лидеров в области правовых инноваций. Но этот сегмент активно развивается, государство и бизнес готовят комплексные стратегии по внедрению LegalTech, — директор по развитию юридических технологий Фонда «Сколково», член управляющего комитета ALITA Антон Пронин. |
Согласно докладу, после падения доходов на 20-30% юридические компании в России задумались о новых типах услуг, в том числе LegalTech-решения, интерес к которым рос в последние годы. Так, в 2019 году 49% российских компаний интересовались компетенциями ИТ-консультантов в сфере LegalTech против 26% в 2017-м. Таким образом, за два года зарегистрирован двукратный рост спроса.
По словам авторов исследования, на фоне беспрецедентных технологических и экономических вызовов (так, доходы российских юридических фирм в 2020 году упали на 20–30%) перед бизнесом все острее стал вставать вопрос об альтернативных подходах к предоставлению юридических услуг. Компании отходят от привычной почасовой или фиксированной оплаты в пользу более эффективных кастомизированных и клиентоориентированных моделей — популярность набирают дизайн-мышление, agile-методы и концепция Six Sigma.
Из доклада также следует, что Федеральная налоговая служба (ФНС) России лидирует в госсекторе по внедрению LegalTech, в тройку лучших вошли также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).[4]