Наземный транспорт
Строительство дорог
Основная статья: Росавтодор
Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) в России
Основная статья: Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) Россия
Автомобильный рынок России
Основная статья: Автомобильный рынок России
Водородный транспорт в России
Основная статья: Водородный транспорт в России
Беспилотные автомобили в России
Основная статья: Беспилотные автомобили в России
Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
Основная статья: Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
Железные дороги
Наземное метро
Водный транспорт
Основная статья: Водный транспорт в России
Воздушный транспорт
Транспорт в Москве
Основная статья: Транспорт в Москве
Эффективная транспортная система (нацпроект)
Основная статья: Эффективная транспортная система (нацпроект)
Хроника
2023: Мишустин выделил 44 млрд рублей на закупку отечественных автобусов
В конце января 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 44 млрд рублей на обновление парка общественного транспорта в регионах. Речь идет об инвестиционном проекте льготного лизинга отечественных автобусов, включенном в перечень самоокупаемых проектов, которые на возвратной основе получают финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Как сообщает пресс-служба кабмина, выделенные средства рассчитаны на период 2023-2024 гг., в течение которого Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) закупит 4130 автобусов различной модификации. Предполагается, что в 2023 году будет приобретено 1990 автобусов, а в 2024-м – 2140. Машины передадут в лизинг региональным транспортным компаниям сроком на семь лет под 6,8% годовых. Доля средств ФНБ в общем объёме финансирования этого проекта составит 60%.
Решение позволит ускорить реализацию программ импортозамещения, улучшить транспортное обслуживание населения, а также добиться роста объёмов пассажирских перевозок. Кроме того, будет увеличена загрузка автозаводов, производящих автобусы среднего, большого и особо большого класса, отметили в Правительстве РФ.
По данным Национального союза страховщиков ответственности, к началу 2023 года на городских и пригородных маршрутах работают 183,9 тысячи автобусов, из которых 31% старше нормативного срока эксплуатации (10 лет) и требуют обновления.Метавселенная ВДНХ
ГТЛК также является исполнителем программы по обновлению городского транспорта в рамках дорожного нацпроекта. Программа реализуется с использованием механизма лизинга ГТЛК и господдержки в форме субсидий Минтранса. Всего с 2020 года ГТЛК приобрела для 26 регионов порядка 1,5 тысячи единиц техники по нацпроекту на сумму 27 млрд рублей.
При этом потребности регионов в обновлении пассажирской техники значительно превосходили действующие объемы и ресурсы программы, что и привело к разработке профильного проекта с привлечением средств ФНБ, объяснили в ГТЛК.[1]
2022
Предложение Азербайджану и Ирану создания транспортного коридора "Север-Юг"
В октябре 2022 г Россия предложила Азербайджану и Ирану создать единого логистического оператора на международном транспортном коридоре Север—Юг по модели уже действующей ОТЛК ЕРА, которой на паритетных началах владеют железные дороги России, Казахстана и Белоруссии.
Однако, в отличие от маршрута ОТЛК ЕРА, железная дорога на новом направлении развита недостаточно, она даже не сплошная. Развитие путей гораздо активнее идет в сообщении Россия—Азербайджан, чем через границу Азербайджана с Ираном, где грузопоток не превышает 500 тыс. тонн.
Россия и Иран готовят новый трансконтинентальный торговый маршрут, который протянется от восточной окраины Европы до Индийского океана, - проход длиной 3000 километров, недоступный для любого иностранного вмешательства.
По информации Bloomberg на декабрь 2022 г, две страны тратят миллиарды долларов на ускорение доставки грузов по рекам и железным дорогам, связанным с Каспийским морем. Данные по отслеживанию судов, собранные Bloomberg, показывают, что по этому маршруту уже курсируют десятки российских и иранских судов, в том числе и те, на которые наложены санкции.
Создаваемый торговый коридор позволит России и Ирану сократить тысячи километров от существующих маршрутов.
Построен первый ж/д мост между Россией и Китаем
В конце апреля 2022 года между Россией и Китаем возведен первый железнодорожный мост. Его запуск позволит на 700 км сократить расстояние для грузов, следующих с территории РФ на северо-восток КНР.
Как сообщает ТАСС, возведение российской части первого железнодорожного моста через Амур между Россией и Китаем завершилось в районе села Нижнеленинское Еврейской автономной области. В церемонии завершения строительства принял участие вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Он поблагодарил строителей за работу и вручил им госнаграды. Трутнев добавил, что Россия готова к началу движения по мосту и теперь ждет, когда китайские партнеры объявят об открытии своей части переезда. По его словам, мост должен открыться и начать работать в течение месяца, то есть в мае 2022 года.
Первый железнодорожный переход между нашими дружественными странами станет ключевым звеном нового экспортного маршрута, стимулом для создания на Дальнем Востоке новых производств и логистических хабов, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока — отметил Юрий Трутнев. |
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал строительство моста важным событием, которое внесет свой вклад в развитие инфраструктуры региона. Он добавил, что президент Владимир Путин посетит объект в будущем.
Китай закончил свою часть моста в северо-восточной провинции Хэйлунцзян Тунцзян в октябре 2018 года. Целиком постройка состоит из 20 пролетов общей длиной 2,2 тысячи метров, большая честь находится на территории Китая. Согласно заключенному в 2013 году договору, Россия должна была построить три пролета, а Китай — оставшиеся 17. Строительные работы начались в 2014 году.
Изначально запуск движения по мосту планировался в августе 2021 года, но из-за несвоевременной реконструкции инфраструктуры станций Ленинск и Ленинск-2 неоднократно переносился.[2]
Транспортные компании обратились к государству за поддержкой из-за санкций
Ситуация на рынке грузоперевозок ввиду изменившихся экономических условий становится напряженной. Себестоимость транспортировки уже выросла на 10-12%, а стоимость обслуживания грузовой техники — на 60%. Об этом стало известно 31 марта 2022 года из письма, направленного уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову от сообщества топ-менеджеров логистических компаний. Среди подписантов документа компании ПЭК, GLT, «Альтика М», СПАК, а также Dentro.
Компании просят предоставить субсидируемые кредиты на пополнение оборотных средств, выплаты лизинговых платежей и покрытие кассовых разрывов сроком на 1 год с нулевой процентной ставкой. Участники отраслевого сообщества акцентируют внимание уполномоченного на том, что эти меры позволят сохранить не менее 90% рабочих мест, а также высвободить денежные средства на ремонт и обслуживание автопарка.
Транспортно-логистические компании предлагают приравнять размер субсидий к сумме повышения процентной ставки. По словам Игоря Илькаева, генерального директора Dentro, льгота позволит снизить финансовую нагрузку на перевозчиков, ведь 60% техники находится в лизинге.
Минимизировать издержки, полагают в компаниях, поможет также закрепление Центробанком РФ максимального размера биржевой разницы между курсом покупки и продажи валюты. Каждый банк устанавливает эту разницу самостоятельно, а спред может достигать 20%, что накладывает дополнительную финансовую нагрузку на участников ВЭД и организации, оплачивающие продукты и сервисы зарубежных партнеров в валюте. Такое мнение высказал Александр Кибальников, генеральный директор СПАК.
Отмена транспортного налога, приостановка утилизационного сбора, который уплачивают производители техники и дилеры, предлагаются среди отраслевых мер поддержки.
Это позволит снизить финансовую нагрузку при покупке техники, с учетом того, что иностранные грузовики уже выросли в цене в 2 раза, а стоимость отечественных увеличилась на 60%, — заявил заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. |
Помимо всего прочего, компании попросили у государства ограничить действие автоматизированной системы весогабаритного контроля сроком на 1 год. Работа АСВГК видится представителям бизнеса не достаточно корректной: нет учета возможностей смещения груза во время движения, не регламентированы места установки пунктов АВГК. В итоге перевозчики часто получают необоснованные штрафы, которые вынуждены оспаривать в суде, пояснили в ПЭК и Dentro.
Транспортные компании выступают за расширение номенклатуры товаров, на которые не действуют сезонные ограничения по осевой нагрузке при движении по автомобильным дорогам регионального и местного значения. На март 2022 года это такие категории, как продукты питания, медицинские и санитарно-гигиенические изделия. Предлагается дополнить список товарами народного потребления. По мнению Вадима Филатова, решение актуально, так как часть товарных категорий временно отсутствует на российском рынке, а для того, чтобы не допустить нехватки продукции важна бесперебойная доставка по всей территории РФ.
За последний месяц расходы транспортных компаний на автозапчасти и комплектующие выросли — на 87%. В совокупности до конца года увеличения затрат на обслуживание техники достигнет 90%, прогнозируют эксперты. Это произойдет в том числе в связи с приостановкой действия сервисных контрактов с авторизованными центрами зарубежных производителей Volvo, Scania, Mercedes-Benz, Iveco, MAN.
Ранее перевозчики оплачивали техническое обслуживание и ремонт в авторизированных центрах один раз в несколько месяцев. Теперь, если во время пути произойдет поломка транспортного средства (ТС), сервисный центр просит полную оплату услуг по ремонту заранее. Сложившаяся ситуация приводит к кассовым разрывам, из-за роста сроков ремонта могут увеличиваться и сроки доставки.
По итогам 2022 года в транспортно-логистических компаниях прогнозируют рост себестоимости перевозки на 32%.
Подписанты обращения уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей подчеркивают, «транспорт — системообразующая отрасль экономики России, задача которой обеспечивать бесперебойное транспортное сообщение, включая доставку продуктов питания, товаров первой необходимости, медицинских товаров и оборудования. В компаниях полагают, что меры поддержки в условиях санкционного давления способны не допустить резкого роста стоимости продукции для конечных потребителей[3].
Подготовка законопроекта о поддержке транспортной отрасли
Правительство РФ внесло в ГД второй пакет законопроектов по поддержке граждан и бизнеса Меры касаются поддержки строительной и транспортной отраслей, гостиничного бизнеса и туризма, ИТ-компаний, упрощают ввоз в Россию лекарств, а также вводят целый ряд мер по защите сбережений граждан. Об этом Госдума сообщила на своем сайте 10 марта 2022 года.
На март 2022 года в законопроекте есть норма о корректировке повышенного транспортного налога на дорогие автомобили. Теперь он будет начисляться на автомобили стоимостью от 10 млн рублей, а не от 3 млн рублей, как это было раньше.
Еще одним законопроектом устанавливаются нормы, позволяющие регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, и выдавать им российские сертификаты летной годности. Эта мера поможет российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов и даст возможность эксплуатировать их на внутренних линиях. Это направлено на обеспечение бесперебойной работы транспортной отрасли.
Также Правительство получит право ограничивать заход иностранных морских судов из перечня недружественных стран в российские порты и на внутренние водные пути. Кроме того, проектом закона предусмотрена отсрочка проведения сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, что позволит компаниям перераспределить финансовые средства в текущих условиях. Подробнее здесь.
Запуск программы модернизации электротранспорта на 400 млрд рублей
В середине февраля 2022 года стало известно о запуске федеральной программы обновления городского электрического транспорта. Предполагаемый объем финансирования оценивается в 400 млрд рублей.
Как рассказали «Коммерсанту» в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко, первые заявки на модернизацию городского электротранспорта подали Нижний Новгород и Курск - в них указаны бюджеты в 42,5 млрд и 12,4 млрд рублей соответственно. Также в программе участвуют следующие города: Владивосток, Иркутск, Ярославль, Краснодар, Красноярск, Тверь, Пермь, Саратов, Уфа, Южно-Сахалинск и Ростов-на-Дону.
Как пояснили изданию в «ВЭБ.РФ», проекты будут реализованы в рамках концессий — региональных или муниципальных, отбираться проекты будут Минтрансом. На субсидирование ставки по кредитам «ВЭБ.РФ», сообщили газете в в аппарате вице-премьера, в 2022–2024 годах планируется выделить 2,8 млрд рублей. В «ВЭБ.РФ» оценивают возможные инвестиции в такие проекты примерно в 237 млрд рублей.
По данным Министерства транспорта РФ, к февралю 2022 года фактический износ подвижного состава электротранспорта составляет порядка 70-80%. Это связано с длительным отсутствием инвестиций.
По словам замруководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Алексея Сафронова, электротранспорт является наиболее капиталоемким, «даже у федерального бюджета нет столько средств, сколько требуется для быстрого приведения общественного транспорта к цивилизованному состоянию», с чем и связано привлечение частных инвестиций. Предварительно, по его оценкам, после его модернизации смертность от ДТП в городах-участниках сократится на 15%, выбросы от транспорта — на 25%, а дополнительные доходы бюджетов составят около 10 млрд рублей в год.[4]
2021
Цифровые проекты, которые вошли в стратегию транспортной отрасли России
Стратегия развития транспортной отрасли России, утвержденная правительством в конце ноября 2021 года, содержит несколько цифровых проектов и связанных с ними планов.
Среди прочего в документе говорится о внедрении различных цифровых сервисов на общественном транспорте – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга» (Mobility as a Servic, MaaS).
Стратегия определяет следующие направления развития цифрового компонента транспортной отрасли:
- повышение уровня технологического развития транспортного комплекса, в том числе уровня цифровизации пассажирских и грузовых перевозок, в целях снижения издержек, повышения надежности, безопасности инфраструктуры и транспортных средств, а также экологичности транспортного комплекса;
- развитие цифровых решений для взаимодействия с клиентами и их информационного обеспечения;
- повышение уровня проникновения цифровых технологий по всему жизненному циклу транспортной инфраструктуры и транспортных средств для всех видов транспорта;
- повышение уровня цифровизации при организации управления транспортным комплексом.
По мнению авторов инициатива, реализация указанных ИТ-проектов в сфере транспорта является способом обеспечить следующие результаты:
- рост производительности труда минимум в два раза к 2035 году, в первую очередь за счёт технологий автономного вождения, автоматизации процессов управления на основе прогнозной аналитики, построенной на применении искусственного интеллекта;
- увеличение скорости мультимодальной перевозки в четыре раза, в том числе в части транзитных и внутрироссийских грузовых и пассажирских перевозок, за счёт цифровизации планирования и управления грузовыми и пассажирскими потоками и связанного документооборота;
- сокращение сроков ожидания и прохождения таможенных процедур в 10 раз за счёт цифровизации трансграничного информационного обмена;
- сокращение времени ожидания и прохождения контрольных процедур на всех видах транспорта в пять раз за счёт внедрения цифровых билетных систем.
Среди технологических трендов цифровизации в транспортной отрасли выделены системы обработки больших объёмов данных и искусственный интеллект.[5]
Мишустин утвердил транспортную стратегию на ₽60 трлн до 2030 года
В конце ноября 2021 года Правительство РФ утвердило транспортную стратегию до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Документ предполагает инвестиции, превышающие 60 трлн рублей. Большая часть этих средств до 2024 пойдет на железные и автомобильные дороги.
Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм, — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина. |
По его словам, эта стратегия в полной мере учитывает все поставленные президентом РФ Владимиром Путиным задачи по ускорению социально-экономического развития страны и достижению национальных целей. Мишустин также перечислил основные цели новой инициативы:
- повышение мобильности населения;
- развитие внутреннего туризма;
- увеличение объема и скорости грузоперевозок;
- транзита грузов;
- обеспечение транспортной доступности территорий;
- ускоренное внедрение технологий;
- низкоуглеродная трансформация отрасли.
В части пассажирских перевозок предполагается, что к 2035 году транспортная доступность магистральной инфраструктуры на общественном транспорте в рамках единого транспортного пространства не будет превышать двух часов. Доля поездок на общественном транспорте в крупнейших агломерациях по сравнению с 2019 годом увеличится на 15%. Активное внедрение цифровых сервисов увеличит к 2035 году долю пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, до 80%.
По словам главы кабмина, в рамках проекта в России построят высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта, проведут серьезную модернизацию аэродромной инфраструктуры, а также начнут активнее использовать внутренние водные пути.[6]
Примечания
- ↑ Правительство создало дополнительные возможности для обновления парка общественного транспорта в регионах
- ↑ Строители завершили возведение российской части первого ж/д моста через Амур
- ↑ Транспортные компании обратились к государству за поддержкой из-за санкций
- ↑ Электротранспорт встает на пути
- ↑ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 27 ноября 2021 г. № 3363-р
- ↑ В повестке: о проекте Транспортной стратегии до 2035 года, об установлении налоговых и таможенных льгот для бизнеса на Курильских островах, проекты федеральных законов, бюджетные ассигнования