Содержание |
Основная статья: История музыки в России
Научная статья: Стихиры «На подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Н.В.Парфентьева, Н.П.Парфентьев. 2015 г. PDF
Почитание иконы Иваном Грозным
Царь Иоанн Васильевич Грозный не раз прибегал к иконе Владимирской Божией Матери, моля о заступлении. Причем каждый раз он вспоминал помощь Богородицы от безбожного царя Темир-Аксака в 1395 г. При набеге в 1541 г. на Русь крымского царя Саип-Гирея и казанского царя Сафа-Гирея 11-летний Иоанн IV на коленях со слезами молился перед Владимирской иконой о помощи против татар. И вражеское нашествие было отражено.
Отправляясь в Казанский поход, царь 16 июня 1552 г. пришел в храм Успения Божией Матери, где «слезно припадает чудотворному образу Богоматери, с плачем на долг час молитвы простирающи». После возвращения с победой Царь в Успенском соборе Кремля произносил благодарственные молитвы: «Прииде Государь к Царствующему граду Москве, и встречах Государя множество народа... у Пречистыя у Сретения Митрополит со кресты и с чюдотворными образы и с самим Богоматерним образом, иже прогна безбожнаго Темир-Аксака... И Царь благочестивый поиде в соборную апостольскую церковь Пречистыя Богородицы чеснаго Ея Успения и припадает любезно к чюдотворному образу Богородицы и многи молитвы благодарны со слезами изрече»[1].
Есть летописное свидетельство об участии Царя Иоанна IV и Царевича Иоанна в службе Сретению Владимирской иконы Божией Матери 23 июня 1571 г. в Новгороде, когда крымский царь Девлет-Гирей, неожиданно достигнув Москвы, сжег ее всю, кроме Кремля.
Датировки
1547: в связи с пожаром в московском кремле (Н.Ф.Финдзейн)
Н.Ф. Финдзейн полагает, что эта стихира Ивана Грозного была написаны около 1547 года в связи с пожаром московского Кремля 21 июня этого года[2]. Если эта версия верна, то автору стихиры в это время было только 17 лет.
1552: в связи со взятием Казани (Н.С.Серегина)
В стихире «Вострубите трубою песней» сконцентрированы праздничные образы: каждый из перечисленных элементов победного благодарения. Все в стихире говорит о том, что она посвящена большой победе, триумфальному торжеству. Пространные описания в летописи празднования Казанской победы в 1552 г. содержат многие моменты, наводящие на мысль о том, что стихиры редакции Ивана Грозного составлены к этому празднику.
1572: в связи с победой в битве при Молодях (Н.В.Парфентьева, Н.П.Парфентьев)
В преддверии нового крупного набега крымского хана Девлет-Гирея с объединенным татарским войском на Москву, лишившуюся оборонительных укреплений во время набега и пожара 1571 г., государь с семьей и двором в мае 1572 г. отбыл в Новгород Великий. Туда же была перевезена и Владимирская икона Богородицы, которую поместили в церкви Великомученика Никиты в Никитине улице, где расположился Государев двор. Отсюда 23 июня 1572 г.и совершалось празднование Сретения Владимирской чудотворной. Торжественный вынос иконы из храма проходил в присутствии царя и царевича Ивана. В ходе шествия из церкви Знамения Богородицы был вынесен также её престольный и особо чтимый в Новгороде образ. Затем все «поиде с ыконами» в храм Святой Софии. Находившиеся в составе двора государевы певчие дьяки во время шествий с иконами, в церквах и Софийском соборе пели каноны, «стихи многие» и «стихи богородичныи». По завершении праздничной службы так же торжественно поставили «Пречистую Владимерскую на своем месте» в церкви Никиты.
Вторгшиеся через месяц после этого события войска Девлет-Гирея потерпели сокрушительное поражение от русского войска (битва при Молодях). В конце августа царь возвратился в столицу, и Владимирская икона заняла свое место в Успенском соборе.Рынок IIoT в РФ: рост или тупик?
Как видим, летом 1572 г. Иван Грозный пережил чрезвычайно тяжелые дни. Именно в это время он начал составлять свое Духовное завещание (1572—1578), адресованное сыновьям Ивану и Фёдору. Своим детям он завещал жить так, чтобы с ними всегда был «Бог мира» молитвами «заступницы християнския» Богородицы и «милость честнаго ея образа иконы Владимерския — державы Руския заступление».
Характеризуя чудотворный образ как державы Руския заступление, царь Иван еще раз подчеркнул государственное значение святыни. Она вновь помогла сохранить Русь. Причем произошло это в дни совершения в ее честь праздника, восходящего к аналогичным событиям. Вполне возможно, что в эти же дни царь и решил дополнить праздничную службу на 23 июня новыми, своими, стихирами, исполнявшимися его певчими дьяками (пели «стихи многие»).
Отметим, что в 1570-е гг. создаются также 115 миниатюр к «Повести на Сретение Владимирской иконы» в Лицевом летописном своде, готовящемся под надзором царя. В это же время появляются иконы «Сретение Владимирской иконы Богородицы», композиция самой ранней из которых напоминает миниатюру к указанной повести.
Три стихиры 1 гласа
Наиболее ранние источники службы относятся к началу XVI века. Первоначально она ограничивалась лишь тропарем и кондаком, но уже в минее 1511 г. содержится 19 песнопений Владимирской иконе. Нотированная же служба появляется в стихирарях с середины XVI века.
Стихиры творения Царя Иоанна Грозного известны в списках 80-х годов XVI века. Исследовавшая их Н. С. Серегина пишет:
«Стихир «творения» Ивана Грозного в службе Владимирской иконе четыре: группа стихир 1 гласа на подобен «О дивное чюдо» («О великое милосердие», «Дивное Твое милосердие», «Твое славят заступление») и слава 6 гласа «Вострубите трубою песней» [...]
Из сравнения трех стихир на подобен «О дивное чюдо» редакции Ивана Грозного с самоподобном «О дивное чюдо» из службы на Успение Богородицы вытекает следующее:
а) структура стиха — количество строк, основные соотношения и типы кадансов строк — осталась неизменной и восходит не только к самоподобну современной Ивану Грозному редакции XVI в., но даже и к редакции XII в.;
б) при этом изменилась протяженность строк, обусловленная новым текстом, — например, вместо исходного «О див-но-е чю-до» (6 слогов) роспевается «О ве-ли-ко-е ми-ло-сер-ди-е» (10 слогов), что отразилось в напеве: способ роспева избран не речитативный (стопицами), а мелодический (наряду со столицами используются и двухступенные знаки). Сравнение роспева стихир Ивана Грозного со стихирами на подобен «О дивное чюдо» из служб Митрополиту Алексию, на Покров Богородицы и на Успение Богородицы позволяет увидеть в стихирах Владимирской иконе большую свободу в развитии мелодического стереотипа. Однако это только роспев на подобен — каждый из трех напевов родствен друг другу и общему исходному стереотипу. [...]
Роспев стихир редакции Ивана Грозного опубликован по известному Троицкому списку. Однако здесь таится большая неожиданность: опубликованный список не представляет типовой редакции роспева стихир «творения» Ивана Грозного, а является каким-то особым, существенно отличающимся от распространенного в других списках. Троицкий список принадлежит руке известного головщика и роспевщика демественника Лонгина и представляет собой загадку, поскольку по типу нотации и по редакции роспевов стихираря не совпадает во многих своих разделах с типовыми редакциями путевого и знаменного роспевов. Расшифровка стихир, данная в известной публикации [архимандрита] Леонида по этому списку, вызывает сомнения в аутентичности данному музыкальному тексту.
Четвёртая стихира «Вострубите трубою песней»
Вопрос об авторстве четвертой стихиры редакции Ивана Грозного гораздо более сложен, поскольку это самогласная стихира. История стихиры «Вострубите трубою песней» восходит к древнейшим спискам стихир конца XI-XII в., где стихира «Въстроубимъ въ троубоу песнии» адресована Николаю Мирликийскому на 6 декабря. [...] Кроме службы Николаю Чудотворцу, в XVI в. эта стихира используется во многих праздниках — Димитрию Солунскому, Трем Святителям Великим, Стефану Сурожскому, Александру Свирскому. В конце XVI в. она включается в службу Василию Блаженному, Лазарю Сербскому, трем Святителям Московским — Митрополитам Петру, Алексию и Ионе. Кроме этой стихиры — славы 5-го гласа «Вострубим трубою песней» — с XVI в. в тех же певческих циклах вводится богородичен «Вострубим трубою песней» 5-го же гласа, имеющий в целом другие напев и текст, но совпадающий со стихирой инципитом теста и напева. Обычно в рукописях они следуют парами один за другим. Оба песнопения — слава «Вострубим трубою песней, возыграем празденика» и богородичен «Вострубим трубою песней, преклонши бо ся свыше» — выписывались на хвалитех.
Текст новой стихиры Владимирской иконе Богоматери «Вострубите трубою песней» (существенна смена «Вострубим» на «Вострубите») представляет собой соединение элементов четырех песнопений. Во-первых, это структурные элементы славы «Вострубим» и богородична с тем же инципитом. Новый текст более свободен по структуре, а также по содержанию — в нем говорится о молебном торжестве в честь победы «всей Руси». Вобрав в себя элементы песнопений двух жанров, стихира по масштабу превышает исходное последование этих двух песнопений. Она изменила глас, форму и получила новое функциональное назначение в службе — она звучит не на хвалитех, а на Господи воззвах, в особо торжественный момент на целовании Владимирской иконы Богоматери. Изменилась функция стихиры в службе — она вобрала в себя черты стихиры на целование с характерными возгласами: «Радуйся», роспеваемыми пространными фитными юбиляциями. И, наконец, новая стихира вобрала в себя восторженные начальные возгласы предшествующих ей трех стихир на подобен «О дивное чюдо», повторив их троекратно.
Как видим, в стихире «Вострубите трубою песней» сконцентрированы праздничные образы: каждый из перечисленных элементов победного благодарения. Все в стихире говорит о том, что она посвящена большой победе, триумфальному торжеству. Пространные описания в летописи празднования Казанской победы в 1552 г. содержат многие моменты, наводящие на мысль о том, что стихиры редакции Ивана Грозного составлены к этому празднику. [...]
По напеву новая стихира «Вострубите трубою песней» составляет сложное соединение мелодических формул. Она роспета не в 5-м гласе, как роспевался текст «Вострубим», а в 6-м — соответственно стихире на целование «Приидите Рустии соборы», входящей в цикл песнопений Владимирской иконе в начала XVI в. и составленной по образцу стихиры на Успение Богородицы «Придите всекрасное Успение». [...] В силу того, что текст представляет собой сложное и весьма свободное соединение нескольких типов форм, в напеве потеряна возможность следования какому-то одному прототипу и он сочиняется заново. [...] В стихире «Вострубите трубою песней» мы видим именно пример «творения» — создания стихиры не по образцу существующей, а соединения и переплавления нескольких типовых форм, образующих в новой стихире высокое символическое и вместе с тем историческое содержание. [...] По творческому почерку в этой стихире ощущается рука большого мастера».