Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/08/19 17:00:00

Системы корпоративного обучения

В эпоху экономики знаний человеческий капитал компании является ключевым фактором ее эффективности на рынке, так что корпоративное обучение становится одним из важнейших методов сохранения и развития этого капитала и, как следствие, повышения эффективности бизнеса.

Каталог HRM-систем и проектов смотрите на TAdviser

Содержание

[Свернуть]

Мировой рынок

Gartner выделяет системы корпоративного обучения (corporate learning systems, CLS) в отдельный сегмент рынка HRM систем. Вендоры CLS предлагают пакеты технологий, включая системы управления обучением (learning management systems, LMS), системы управления образовательным контентом (learning content management system, LCMS), виртуальные «классные комнаты» и средства доставки образовательных программ.

Часто CLS вендоры разрабатывают или приобретают у сторонних разработчиков системы управления талантами (TMS), тесно интегрируя их с решениями для корпоративного обучения. По данным Gartner[1], на мировом рынке систем корпоративного обучения лидируют компании Cornerstone OnDemand (Корнерстоун), Plateau Systems, Saba Software и SumTotal. Эти компании лидировали на рынке в период с 2008 года и далее.

Лидеры подсегмента систем корпоративного обучения по версии Gartner

Gartner,2011

К числу визионеров, то есть тех, кто наиболее близко находится по отношению к лидерам, отнесены компании Taleo, OutStart, IMC, SumTotal GeoLearning, Element K, Mzinga, Certpoint, Meridian Knowledge Solutions. Челленджерами (ожидающими своего "выхода") в сегменте систем корпоративного обучения являются SAP и Oracle EBS OLM and OiL. Что касается нишевых игроков, то это Blackboard, Oracle PeopleSoft ELM, Ancile Solutions, SilkRoad technologyКак COMITAS создает интеллектуальные WMS и WCS-системы: от архитектуры до реального эффекта на крупнейших складах России 20.9 т

Forrester[2] описывает расстановку сил на рынке CLS систем схожим с Gartner образом.

Лидеры подсегмента систем корпоративного обучения по версии Forrester

Forrester Research, 2011

В целом же в сегменте CLS присутствуют около 150 софтверных компаний, перспективы сегмента довольно значительны. Так, по данным Gartner на 2011 год, четверке лидирующих вендоров удалось увеличить выручку от реализации CLS систем с 15% до 50%. 76% опрошенных Gartner компаний признали, что внедряют системы корпоративного обучения централизованно на уровне всей компании. Главным же драйвером роста для этого сегмента остается потребность бизнеса в повышении эффективности, что напрямую связано с компетенцией сотрудников.

В России

2024: Объем российского рынка корпоративного ИТ-обучения за год вырос на 14% до 8 млрд рублей

По итогам 2024 года затраты на российском рынке корпоративного ИТ-обучения достигли 8 млрд рублей. Для сравнения, годом ранее объем отрасли оценивался в 7 млрд рублей. Таким образом, отмечен рост на 14%. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Б1, результаты которого опубликованы 18 августа 2025 года.

По оценкам, в 2024-м объем ИТ-рынка в России составил 2,81 трлн рублей. На корпоративное ИТ-обучение от этой суммы пришлось примерно 0,3%. Ключевыми факторами, способствующими развитию данного направления, названы изменения в связи с замещением обучения по компетенциям международных вендоров: многие зарубежные компании покинули Россию в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой. Поддержку сектору также оказывает спрос со стороны крупных корпораций, создающих внутренние центры компетенций для проведения цифровой трансформации. Дальнейшая траектория рынка будет определяться развитием всей ИТ-отрасли РФ и объемом новых внедрений отечественных поставщиков.

В сегменте корпоративного ИТ-обучения в РФ присутствуют более 70 значимых игроков, включая учебные центры вузов. По направлению B2B ИТ ДПО (дополнительное профессиональное образование) лидирует с долей примерно 14%. На втором месте располагается УЦ «Специалист» с 12%, а замыкает тройку FabricaONE.AI (УЦ Softline, Академия ИТ) с 10%.

В секторе B2C ИТ EdTech доминирующее положение занимает «Яндекс», доля которого составляет 40%. На втором месте находится VK с 26%, а замыкает тройку «Нетология», которая контролирует 20%. Таким образом, на тройку лидеров приходится 86% данной отрасли.[3]

2013

Применительно к российской действительности, обучение сотрудников следует делать отдельной частью HRM-стратегии в компаниях со значительным количеством операционного персонала. Это типично для таких отраслей как розничная торговля, дистрибуция, массовое сборочное производство (на предприятиях с большим количеством сотрудников и уровнем текучести кадров 20-50% в год). Большое количество персонала, высокая текучесть кадров и высокие требования к воспроизводимости – три фактора, которые определяют необходимость обучения: все сотрудники должны «ходить в ногу»», - пояснил он. В этих компаниях необходимо обеспечить полный цикл и непрерывное обучение.

Обучение сотрудников необходимо всем компаниям, где интенсивно меняется информация, и владение ей оказывает сильное влияние на успешность основной деятельности. Также в качестве актуальных областей применения система корпоративного обучения интеграторы называют сферу FMCG.

На российском рынке присутствуют средства автоматизации корпоративного обучения самых разных вендоров, однако, явных лидеров пока не намечается. Здесь представлены и предложения мега-вендоров HRM типа Oracle и SAP, и решения специализированных разработчиков (SuccessFactors, Moodle,WebSoft (ВебСофт Девелопмент), « Гиперметод»), и портальные решения на базе, например, Microsoft SharePoint, в том числе разработанные для нужд конкретной компании.

Функционал для обучения сотрудников часто присутствует и в ERP-системах, например, он есть в Microsoft Dynamics AX и других. Из отечественных систем можно упомянуть «Монолит: Персонал», которая содержит модуль управления производственным обучением персонала — очным и дистанционным, а также обучением на рабочем месте — «полевым».

Среди крупных примеров по корпоративному обучению, реализованных в России, можно упомянуть компанию ОМК, которая использует решения SAP для автоматизации аудиторного и дистанционного обучения более чем 10 тыс. сотрудников, а также для планирования затрат на обучение. При планировании обучения персонала система предоставляет информацию об отсутствии или истечении срока действия требуемых для сотрудника квалификаций/сертификатов, позволяет анализировать индивидуальные планы развития резервистов - это позволяет обоснованно и более точно планировать обучение.

Что касается перспектив корпоративного образования на российском рынке, то, по мнению опрошенных TAdviser системных интеграторов, в краткосрочной перспективе такие средства автоматизации останутся уделом крупных и территориально распределенных компаний.

Смотрите также

Системы дистанционного обучения