В России стартует проект информатизации «архаичного рынка» автобусных перевозок
На протяжении 2015 года чиновники из Минтранса и Минкомсвязи совместно с представителями государственных ИТ-структур (ФРИИ, НЦИ и др.) изучали возможность регулирования и информатизации рынка автобусных перевозок. Проблемы выявлены, пути решения намечены, в первые месяцы 2016 года ожидается поручение Президента, которое даст старт этой теме.
Содержание |
Междугородние перевозки
Объем рынка пассажирских перевозок наземным транспортом, по разным оценкам, составляет от 60 до 300 млрд рублей в год. Миллиарды транзакций ежегодно совершается при покупке билетов. По всей стране действует более 9 тыс. автобусных перевозчиков.
При этом число автоматизированных автовокзалов оценивается не более чем в 15% от общего числа. Отсутствует общедоступная первичная информация о маршрутах и тарифах. Купить билет удаленно (например, через интернет) можно только в редких случаях, а приобрести обратные и стыковочные (с пересадкой) билеты практически невозможно.
Для сравнения, объем рынка авиабилетов в 2014 году, по оценкам Ozon.travel, составил около 230 млрд рублей. Около 20% билетов продаются через интернет (как через сайты авиакомпаний, так и через различные онлайн-сервисы).
Первым шагом на пути к совершенствованию билетного рынка автобусных перевозок должна стать единая платформа на базе реестров межрегиональных маршрутов, из которой продавцы услуг могли бы черпать необходимую информацию, говорила замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Алла Сологубова на форуме «Интернет-экономика», состоявшемся в конце декабря 2015 года.
Кроме того, добавляла она, Минтранс «собирается сделать шаги» в направлении того, чтобы перевозчик взял на себя обязанность продавать услуги через интернет (для этого потребуется внести изменения в принятый летом 2015 года 220 ФЗ[1]).
В "Национальном центре информатизации" (наряду с ФРИИ участвуют в рабочей группе Минкомсвязи и Минтранса по проработке проекта) также считают, что прежде всего необходима централизация: аккумулирование в одном месте информации обо всех имеющихся междугородних маршрутах и их расписании; централизованный учет имеющегося парка транспортных средств, обслуживающих маршруты, их вместимости, пунктов посадки и остановки.
Кроме того, необходима автоматизация процессов согласования открытия, изменения и отмены маршрутов. Сейчас этот процесс занимает очень много времени, не до конца прозрачен, а перевозчику, который хочет открыть новый маршрут, попросту негде взять информацию для анализа рынка.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Все перечисленные действия, уверены в НЦИ, обеспечат предпосылки для:
- Появления систем актуального и достоверного информирования граждан
- Создания агрегаторов в автобусных перевозках и развития рынка систем дистанционного бронирования мест и продажи билетов
- Развития транспортной сети автобусных перевозок
Рынок междугородних перевозок довольно архаичный, говорит TAdviser Евгений Борисов, директор по развитию Фонда развития интернет-инициатив, поэтому нужно создать приоритетные для его развития регуляторные механизмы.
В первую очередь, речь идет о создании технологического стандарта для транспортных билетных решений. России необходим единый эффективный стандарт для автобусных билетов по всей стране. Регулятору также необходимо решение для надлежащего контроля за продажей и распространением билетов. Одним из финальных шагов станет непосредственное внедрение среди всех участников рынка единого стандарта электронных билетов. |
Параллельно с этими процессами, по мнению Борисова, необходимо разработать новые механизмы тарификации, которые были бы не только приемлемы для вокзалов, но и позволяли перевозчикам развивать сервисы и улучшать качество оказываемых услуг.
Потенциальный объем инвестиций, необходимых для реализации подобного проекта (с учетом разработки новых решений и закупок ИТ-инфраструктуры для перевозчиков), ФРИИ оценивает в 5 млрд рублей. Только автоматизация вокзалов обойдется более 1 млрд рублей, считает он.
Игроками рынка могут стать как стартапы, так и крупные компании.
Стартапы в первую очередь могут занять нишу агентов по продаже билетов, обеспечивая дополнительные сервисы для пассажиров (выбор посадочного места, просмотр соседей по поездке и т.д.), а также разрабатывая более сложные решения для вокзалов и перевозчиков. Большие корпорации традиционно более сфокусированы на комплексных платформенных решениях, плюс они будут заинтересованы в приобретении стартапов на более поздних этапах, когда проекты смогут, например, успешно наладить продажу билетов в одном или нескольких регионах или внедрить свои B2B-решения для нескольких значимых клиентов, считает Борисов. |
Городские перевозки
В крупных городах появляются электронные табло на остановках, создаются мобильные приложения с расписанием и отслеживанием автобусов в реальном режиме, внедряются новые билетные решения. Электронные проездные в некоторых городах можно пополнить удаленно, отмечают в НЦИ.
Но как только регион или муниципалитет внедряет билетное решение, он тут же становится его заложником. Ведь для того, чтобы решение действительно заработало, заказчик должен потратить много ресурсов (как финансовых, так и административных), подключить к билетному решению всех перевозчиков, организовать систему продаж билетов, выпустить необходимую нормативку и т.д. А в результате у поставщика решения появляется монопольное положение и возможность диктовать свои условия, например, в стоимости обслуживания этого решения, говорит Александр Ярошко, замгендиректора НЦИ. |
Сменить же билетное решение в случае возникновения проблем с поставщиком или оператором становится крайне затруднительно. Это может привести как к финансовым, так и к репутационным потерям.
Так, например, в результате разрыва отношений и смены билетного решения скорее всего произойдет отказ в обслуживании уже выпущенных пополняемых карт. Ведь вопросы генерации ключевой информации для карт, да и организации процессов диверсификации и ротации ключей заказчик отдает на откуп оператору или производителю билетного решения, уверен эксперт.
Возникают сложности и с кросс-продажами внутри городов. Решения, которые используют региональные власти, являются проприетарными и не совместимы между собой. Поэтому автобусные билеты нельзя использовать для оплаты аренды велосипеда или для посещения общественного туалета, если там не внедрено то же самое билетное решение.
В НЦИ считают, что рынок билетных решений для городского транспорта необходимо стандартизировать:
- Ввести требования к структуре хранения и правилам доступа к данным на карте
- Ввести требования к самой дистрибуции ключевой информации, диверсификации и ротации ключей
- Передать в руки регулятора отсутствующие сейчас инструменты контроля ключевой информации
- Ввести требования к используемым радиочастотам и настройкам считывателей
- Описать порядок и правила взаимодействия билетных решений
- Предъявить требования к поддержке соответствующих протоколов и наличию программных интерфейсов в билетных решениях
В результате мы получим возможность быстрой и легкой интеграции различных билетных решений друг с другом, а как следствие регионы и муниципалитеты смогут использовать различные билетные решения для разных перевозчиков (при условии создания над ними системы клиринга), что повысит конкуренцию между производителями и будет способствовать более активному развитию рынка билетных решений, считает Ярошко. |
Обсуждение темы регулирования и информатизации пассажирских перевозок проходило в рабочей группе Минкомсвязи и Минтранса на протяжении всего 2015 года, увенчавшись докладами в рамках форума "Интернет-экономика", на котором среди прочих выступил Президент России Владимир Путин. Теперь собеседники TAdviser ожидают официального поручения со стороны Администрации Президента, которое позволит проекту полноценно стартовать.