2023/10/13 15:21:52

Развитие медицинской и фармацевтической промышленности (госпрограмма)


Содержание

Промышленное производство в России

Основная статья:Промышленное производство в России

2023

Минпромторг представил план мероприятий по реализации стратегию развития фармпромышленности

В октябре 2023 года Минпромторг представил план мероприятий по реализации стратегии развития фармацевтической промышленности. Документ включает в себя восемь разделов, которые содержат всего 47 мероприятий.

Минпромторг представил план мероприятий по реализации стратегии развития фармацевтической промышленности
  • Совершенствование обеспечения лекарственных средств, в том числе нормативного правового регулирования — 19 мероприятий, в том числе дифференциация размера пошлин за регистрацию ЛС; актуализация перечня СЗЛС; внедрение практики научного консультирования.
  • Доступ к российскому фармацевтическому рынку, совершенствование ценообразования на ЛС, установление приоритета российской фармпродукции — девять мероприятий, в том числе внедрение «второго лишнего»; внедрение системы прослеживаемости фармсубстанций; совершенствование регулирования цен.
  • Системные меры поддержки организации производства лекарственных средств на территории России — пять мероприятий, включая налоговые режимы для стимулирования трансфера технологий; грантовая поддержка разработок препаратов и проведения КИ.
  • Поддержка экспорта российской фармпродукции, в том числе гармонизация регулирования с совершенствующимися наилучшими мировыми практиками — шесть мероприятий, включая возврат части стоимости экспортируемой продукции; переговоры с другими странами о признании документов, подтверждающих качество производства; определение перспективных стран.
  • Создание общей научно-исследовательской инфраструктуры и систем общего пользования этой инфраструктурой — три мероприятия, в том числе совершенствование системы поиска и анализа результатов НИОКР.
  • Декомпозиция задач для смежных отраслей российской фармпромышленности — два мероприятия: формирование перечней химических веществ, используемых в синтезе и контроле качества; создание агрегатора информации о фактическом производстве и потребностях в вещества, оборудовании, комплектующих и т.д.
  • Подготовка научных, технологических и производственных кадров — два мероприятия: обеспечение непрерывного образования, а также создание программ по двойным специальностям; установление квот для приема на целевое обучение на основании потребностей фармпроизводителей.
  • Иные мероприятия — мониторинг и реализация мероприятий, предусмотренных планом, и подготовка изменений на период 2027—2030 годов.[1]

Мишустин утвердил стратегию развития фармацевтической промышленности до 2030 года

В июне 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил стратегию развития фармацевтической промышленности в России до 2030 года. По сообщению кабмина, основными целями документа стали:

  • разработка и производство новых лекарственных препаратов;
  • увеличение количества предприятий, внедряющих передовые технологии и инновации;
  • повышение конкурентоспособности российских производителей на внешнем и внутреннем рынках.

Премьер-министр Михаил Мишустин

Решение этих задач сочетании с развитием отечественного производства позволит обеспечить лекарственную независимость и безопасность страны и удовлетворить потребности системы российского здравоохранения в необходимых препаратах, считают в правительстве.

Реализация стратегии будет вестись в соответствии с девятью основными задачами. Среди них – поддержка организации производства лекарств и их экспорта, а также подготовка научных, технологических и производственных кадров для отрасли. Стратегия в том числе предусматривает меры нефинансовой поддержки – устранение административных барьеров и ускоренное внедрение новых технологических решений.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.4 т

В стратегии также представлены сценарии развития фармацевтической промышленности и её ключевые показатели до 2030 года. Согласно базовому сценарию, доля лекарств российского производства в общем объеме потребления вырастет с 61,8 до 66,6%. Объём экспорта лекарственных препаратов должен вырасти с $1,28 млрд до $3,4 млрд к 2030 году.

Еще один ключевой показатель – доля российских препаратов, входящих в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых ведется по полному циклу. К середине 2023 года она составляет 67,44%. К 2030-м это значение должно вырасти до 80%.

Минпромторгу поручено в течение шести месяцев представить план мероприятий по реализации стратегии, сообщила пресс-служба кабмина 19 июня 2023 года.

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 7 июня 2023 г. №1495-р

Правительство отказалось от отдельной госпрограммы по развитию фармпромышленности

В июне 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым объединил госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Таким образом, Правительство РФ решило отказаться от отдельной госпрограммы по развитию фармпромышленности.

Из документа следует, что Минпромторг разработал проект постановления по резолюции премьер-министра от 16 февраля 2023 года №ММ-П12–2204 «о согласии на консолидацию мероприятий» госпрограммы по развитию фармацевтической отрасли и более масштабной госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Правительство отказалось от отдельной госпрограммы по развитию фармпромышленности
«
Такая консолидация позволит гибко реагировать на потребности в дополнительных механизмах поддержки фармацевтической и медицинской промышленности, оперативно определять их ресурсное обеспечение и обеспечить реализацию, — сообщили в ведомстве.
»

Как отмечает председатель правления Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России Захар Голант, это может означать, что в перспективе госпрограмма по развитию фармацевтической отрасли станет частью более масштабной госпрограммы по развитию химической промышленности в целом.

«
И это было бы верным решением — те задачи, которые необходимо решать фармкомпаниям, нельзя рассматривать вне контекста формирования в РФ средне- и малотоннажной химии, производства соответствующего оборудования, создания образовательных программ для кадров,— говорит он.
»

При этом, подчеркивает он, сами по себе цели по развитию отрасли, как и меры ее поддержки, вряд ли принципиально изменятся, поскольку их Минпромторг планирует зафиксировать в другом нормативном документе, стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года — «Фарме-2030».

Постановление правительства № 945 от 8 июня 2023 г.

Минпромторг представил стратегию развития фармпромышленности. Она должна вырасти до 3,7 трлн рублей

Минпромторг представил для обсуждения с экспертным сообществом стратегию развития фармпромышленности РФ на период до 2030 года. Об этом стало известно в начале апреля 2023-го.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ,ведомство считает, что благодаря реализации программы «Фармы-2020» с 2009 по 2022 год объем производства лекарств в стране вырос (номинально, в рублях) на 533,3% — с 96 млрд рублей до 607,9 млрд рублей. Доля препаратов, произведенных в РФ, увеличилась с 24% в 2009 году до 36% в 2022 году (также в денежном выражении). По данным ассоциации международных фармпроизводителей, на которые ссылается Минпромторг, совокупный объем прямых инвестиций иностранных компаний в отрасль РФ за это время составил более 80 млрд рублей, — с 2010 года более 100 иностранных производителей локализовали на территории страны более 400 международных непатентованных наименований препаратов.

Доля препаратов, произведенных в РФ, увеличилась с 24% в 2009 году до 36% в 2022 году

Так, до 2030 года объем рынка лекарств в РФ должен вырасти с 2,2 трлн рублей до 3,7 трлн рублей, доля российских препаратов — с 35,9% до 42,6% (в денежном выражении), объем экспорта — с $1,26 млрд до $3,4 млрд, а доля препаратов, которые производятся в рамках полного цикла и входят в перечень стратегически важных, — с 67% до 80%.

Для дальнейшего развития отрасли, по мнению Минпромторга, необходимы меры по совершенствованию обращения лекарств, в том числе его госрегулирования, доступа к фармрынку, ценообразования и обеспечения сбыта продукции, а также системные меры по поддержке организации производства и экспорта.

Как отмечает председатель правления Ассоциации фармпроизводителей Евразийского экономического союза (АФПЕАЭС) Алексей Кедрин, текущий вариант документа «мог бы быть и более амбициозным в части целей», но в целом отвечает потребностям отрасли. «Его можно принять, а дополнительные меры из числа необходимых зафиксировать в дорожной карте», — сказал он в разговоре с газетой.[2]

2021

Минздрав перечислил приоритеты госпрограммы «Развитие здравоохранения» на 2022 год

В августе 2021 года Министерство здравоохранения РФ представило стратегические приоритеты развития медицины в стране. Соответствующий проект постановления правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

К основным приоритетам госпрограммы на 2022 год Минздрав отнес поддержание готовности системы здравоохранения к оказанию медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями, разработка иммунобиологических препаратов и обеспечение иммунопрофилактики, модернизация инфекционной службы и восстановление плановой работы медучреждений.

Минздрав представил приоритеты госпрограммы «Развитие здравоохранения» на 2022 год

Достигнуть целей госполитики в сфере поддержки демографии и развития человеческого потенциала планируется за счет решения следующих задач:

  • увеличения ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности уровня инвалидизации населения, профилактики профессиональных заболеваний;
  • повышения качества и доступности медпомощи, включая вакцинацию, и лекарственного обеспечения;
  • обеспечения устойчивости системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создания резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • повышения мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;
  • развития системы мониторинга биологических рисков для предупреждения угроз и реагирования на них;
  • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, развития социально-гигиенического мониторинга.

Ранее сообщалось, что расходы на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» в 2021-2023 годах составят около 2,5 трлн рублей.[3]

Татьяна Голикова - куратор программ развития здравоохранения и медпромышленности

Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил перечень кураторов государственных программ на уровне вице-премьеров. Список был опубликован на сайте Правительства РФ 8 июля 2021 года.

Программы «Развитие здравоохранения», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» и «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации» будет курировать вице-премьер Татьяна Голикова. В общей сложности под её наблюдение отошло девять госпрограмм.

Мишустин утвердил куратора программ развития здравоохранения и медпромышленности - Татьяну Голикову

В правительстве рассчитывают, что внедрение института кураторства позволит сделать управление госпрограммами более гибким. Помимо этого, под руководством кураторов начнут работать управляющие советы. Они должны будут оперативно вносить в паспорта госпрограмм изменения, тем самым поддерживая их в актуальном состоянии.

Предполагается, что курирование станет одним из этапов перехода к новой системе управления государственными программами, которая предусматривает формирование перечня общественно значимых показателей, упрощение процедуры корректировки программ и утверждение их единой структуры. Помимо этого, в них станет обязательной проектная часть с выполнением конкретных задач за ограниченный период времени.

Во время прямой линии в конце июня 2021 года президент России Владимир Путин сообщал, что за вице-премьерами планируется закрепить также кураторство по конкретным территориям страны.

Бюджет госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (2013–2024), согласно паспорту, составляет 147 млрд рублей. На программу «Развитие здравоохранения» (2018–2024) выделяется 32 трлн рублей. Информация о финансировании и показателях программы «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации» (2019–2025) относится к сведениям ограниченного доступа.[4]

Счетная палата признала госпрограмму развития медпромышленности худшей

Счетная палата (СП) признала госпрограмму развития медпромышленности худшей по итогам первого квартала 2021 года. За этот период исполнение расходов по государственной программе «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности» составило лишь 1,2%. Об этом в СП сообщили в июне 2021 года в рамках оперативного доклада об исполнении федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2021 года ответственный исполнитель госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» Минпромторг исполнил расходы на 83,5%.

Счетная палата РФ признала госпрограмму развития медпромышленности худшей по итогам первого квартала 2021 года

Кроме того, аудиторы отметили несоответствия в государственной программе «Развитие здравоохранения» и Стратегии развития здравоохранения до 2025 года. По их мнению, в госпрограмме отсутствуют цели, задачи и показатели, содержащиеся в стратегическом документе.

По данным СП, расходы федерального бюджета на здравоохранение за первый квартал 2021 года исполнены лишь на 19,4% против 33,8% годом ранее. На борьбу с пандемией коронавируса COVID-19 Минздраву РФ было выделено 39,4 млрд рублей, в том числе 29 млрд рублей на дополнительное финансовое обеспечение медучреждений в рамках территориальных программ. 4,6 млрд рублей получил Московский фонд ОМС Campus Management, 2,7 млрд были направлены субъектам на закупку препаратов для лечения пациентов на дому.

Ранее замглавы Счетной палаты РФ Галина Изотова заявила, что пандемия коронавируса должна мотивировать власти к формированию новой модели здравоохранения и основных социальных и экономических институтов. По ее словам, по итогам своих проверок СП неоднократно делала акцент на необходимости увеличения финансирования и повышения качества профессиональной подготовки медперсонала — около 41% пациентов не доверяют диагнозу врача.

Кроме того, в Счётной палате сообщали, что ведомство готовит экспертно-аналитическое мероприятие для выработки рекомендаций по модернизации системы здравоохранения.[5]

Примечания