2017/09/24 20:40:39

Открытые данные
Open data

Открытые данные (англ. open data) — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля. Освободить данные от ограничений авторского права можно с помощью свободных лицензий, таких как лицензий Creative Commons. Если какой-либо набор данных не является общественным достоянием, либо не связан лицензией, дающей права на свободное повторное использование, то такой набор данных не считается открытым, даже если он выложен в машиночитаемом виде в Интернет.

Содержание

2018: 13 место в рейтинге открытости данных

24 сентября 2018 года World Wide Web Foundation обнародовала данные рейтинга открытости данных Open Data Barometer по состоянию на 2017 г. Россия заняла 13 место среди 30 стран мира в этом рейтинге . Из 100 баллов Россия набрала 51 — на два балла больше чем в 2016 году, когда она занимала в рейтинге 26 строчку.

Скачок на 13 позиций вверх объясняется тем, что результаты некоторых стран ухудшились по сравнению с 2016 годом. Кроме того, ряд государств, ранее принимавших участие в рейтинге, в редакции за 2017 г. не представлен. В 2013 г., когда Open Data Barometer был составлен впервые, Россия занимала в нем 20 место, с тех пор ее показатель улучшился на 10 баллов.

Лидеры рейтинга

Первое место в рейтинге поделили Канада и Великобритания, набравшие по 76 баллов из 10. Далее идет Австралия с показателем 75 баллов и Франция, набравшая 72 балла. Пятерку лидеров замыкает Южная Корея с результатом 72 балла.


Критерии оценивания

Общий балл Open Data Barometer рассчитывается исходя из нескольких показателей. В числе прочего учитывается, насколько открыты данные о расходовании государственного бюджета, законодательстве, преступности, избирательном процессе и государственных контрактах. Учитывается также, насколько часто эти данные обновляются, доступны ли они в машиночитаемом виде, легко ли их найти.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.5 т

Открытость данных о расходовании госбюджета и госконтрактах в России была оценена в 100 баллов, о международной торговле — в 95 баллов, о статистике преступлений и состоянии окружающей среды — в 80 баллов, о переписи населения и избирательном процессе — в 65 баллов, о транспорте, образовании и здравоохранении — в 60 баллов, о законодательстве — в 50 баллов, о картах и собственности на землю — в 30 баллов, а о тратах правительства и регистрации компаний — всего в 5 баллов.

Россия в мировых ИТ-рейтингах

Подводя в апреле 2018 г. итоги работы за шесть лет, Минкомсвязи отчиталось о ряде успехов России в международных ИКТ-рейтингах. Но при ближайшем рассмотрении эти рейтинги оказались локальными и узкоспециальными, в то время как в обобщенных авторитетных списках позиции России за отчетный период преимущественно ухудшились.

В качестве доказательств успешной деятельности ведомства в период с 2012 по 2018 г. приводились последние (вышедшие в начале 2017 г.) данные Всемирного экономического форума и международной школы бизнеса INSEAD. В соответствии с ними в России были зафиксированы самые низкие цены в мире на мобильный интернет и мобильную связь для конечных потребителей.

Однако в относительно недавно появившемся Рейтинге скорости мобильного интернета, составляемого компанией Ookla, владеющей одним из крупнейших сайтов для расчета данного параметра, позиции России в последнее время ухудшаются от месяца к месяцу. По итогам февраля 2018 г. наша страна откатилась на 77 место, пропустив вперед Никарагуа (76 место) и Гондурас (63 место).

Что касается Индекса развития ИКТ Международного союза электросвязи, то здесь позиции России с 2012 по 2017 гг. просели с 41 до 45 места. В мировом рейтинге инновационных стран Global innovation index Корнельского университета Россия с 2012 по 2016 гг. проделала путь с 51 на 43 место, но уже в 2017 г. откатилась на 45 место. В другом инновационном рейтинге с аналогичным названием (Global Innovation Index) агентства Bloomberg Россия некоторое время улучшала свои позиции, поднявшись с 18 до 12 места. Однако по итогам 2016 г. наша страна провалилась сразу на 14 позиций до 26 места[1].

2016: Россия заняла 34 место в списке стран с наибольшей открытостью данных

В мае 2017 года Фонд открытых знаний (Open Knowledge International) опубликовал новую редакцию рейтинга стран, проявляющих наибольшую открытость по отношению к государственным данным. Россия в списке Global Open Data Index, который составляет международная неправительственная организация, заняла 34-е место.

Рейтинг формируется на основе оценки открытости 16 различных сфер. Среди них — государственные финансы и расходы, госзакупки, государственная статистика, результаты выборов всех уровней, информация о землевладельцах, качестве воздуха и воды.

В рейтинге стран с наибольшей открытостью данных по итогам 2016 года Россия заняла 34-ю позицию против 61-го места в 2015 году и 45-й строчки в 2014-м

В части прозрачности госбюджета, национальной статистики и реестра компаний Россия получила наивысшую оценку — 100%. Открытость закупок и разработки законопроектов оценена в 85%.

Полностью не соответствуют заявленным критериям экологические сведения, данные о результатах выборов, государственных расходах и административных границах. Здесь России поставили по 0%.

В результате открытость госданных в РФ авторы исследования оценили в 20%, и наша страна набрала по методике рейтинга 43% баллов из 100% возможных. Последний показатель, для сравнения, у лидирующей в списке Австралии составил 79%. Столько же набрал идущий следом Тайвань. В тройку лучших вошла Франция (73%).

В рейтинге стран с наибольшей открытостью государственных данных по итогам 2016 года Россия заняла 34-ю позицию против 61-го места в 2015 году и 45-й строчки в 2014-м.

Украина в 2016 году расположилась на 24-м месте рейтинга, что сразу на 30 пунктов лучше, чем годом ранее. Комментируя это достижение, глава правительства Владимир Гройсман отметил такие инициативы, как запуск единого портала открытых данных, открытие для свободного доступа большинство базовых реестров, присоединение к международной Хартии открытых данных и утверждение соответствующей дорожной карты развития открытых данных.[2]

2015

Россия в мировом рейтинге по развитию открытых данных

По данным Фонда Всемирной паутины по использованию открытых данных, по итогам 2015 года РФ опустилась еще на 15 мест вниз и в итоге находится на 41 месте (полный текст отчета на английском).

Динамика позиций России в данном рейтинге неутешительная:

  • 2013 год - 20 место,
  • 2014 - 26 место,
  • 2015 - 41 место.

Открытые данные в сфере общественного транспорта Москвы

По расчетам исследователей Высшей школы экономики, совокупный экономический эффект от использования приложений на основе открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы может составить более 58 млрд. рублей в год (данные января 2015 года).

В России появилось множество наборов открытых данных, было создано несколько порталов для их публикации, стали появляться первые мобильные приложения на их основе. Вся эта работа требовала заметных финансовых и трудовых затрат, но до настоящего времени в нашей стране не было предпринято ни одной попытки оценить рациональность этих вложений, попробовать измерить их отдачу, оценить эффект от публикации данных.

Исследование, которое провели Центр анализа деятельности органов исполнительной власти и Дирекция по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ, стало первой попыткой в России проанализировать еще не опубликованные наборы открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы и выбрать из них те, которые могут сильнее всего повлиять на экономическую, социальную и другие сферы городской жизни.

На первом этапе исследования было выделено четыре основных набора данных (текущее положение транспортных средств, паспорт маршрута, паспорт остановки, система турникетов), на основе которых можно создать приложение, способное выстраивать связанные маршруты на различных видах общественного транспорта. Оно будет максимально точно указывать время прибытия на место, при этом учитывать различные критерии (минимизацию времени в пути, минимизацию расходов, максимальный комфорт, ограниченные возможности передвижения).

Исследователи также провели социологический опрос, в котором приняло участие 1,5 тысячи пользователей личного и общественного транспорта Москвы с целью выяснить, как же повлияет такое приложение на транспортную систему Москвы. Выяснилось, что при условии появления приложения с описанными выше характеристиками, 10% водителей личных автомобилей готовы полностью отказаться от использования личного автомобиля в будние дни (в дни пиковой нагрузки на транспортную систему) и пересесть на общественный транспорт.

Совокупный экономический эффект от разработки и использования приложений на основе открытых данных общественного транспорта Москвы, по мнению исследователей, может составить 58,753 млрд руб./год. Такая цифра достигается за счет:

  • Повышения наполняемости общественного транспорта, более эффективное использование единиц техники - 3,668 млрд руб./год
  • Уменьшения времени поездки на общественном транспорте -8,890 млрд руб./год
  • Уменьшения времени поездки на личном транспорте - 41,515 млрд руб./год
  • Изменение времени ожидания на остановках -11,967 млрд руб./год
  • Уменьшение потребления бензина и доходов от его продажи ( отрицательный экономический эффект) - 7,287 млрд руб./год

Отдельно в исследовании подсчитаны объемы уменьшения выбросов в атмосферу, а также выделены целевые показатели государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы», достижению которых будет способствовать появление подобного приложения.

«Раскрытие наборов данных общественного транспорта Москвы и последующее появление приложений на их основе оценивалось не только финансовыми показателями», - говорит аналитик Дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Руслан Артамонов. По его мнению, не менее важны сопутствующие эффекты, которые в настоящее время не могут получить доказанную количественную оценку. Например: повышение транспортной доступности объектов Москвы, оптимизация маршрутной сети и запуск новых маршрутов наземного городского транспорта, повышение качества жизни за счет высвобождения пространства от автомобилей и даже увеличение пунктуальности москвичей и т.д.

Таким образом, как считают исследователи НИУ ВШЭ, публикация востребованных открытых данных транспорта города Москвы позволит ощутить заметные позитивные социальные и экономические эффекты для города, а также стать источником дополнительных ресурсов решения транспортных проблем для Правительства Москвы.

2013: Хартия открытых данных G8

Согласно определению Википедии, «открытые данные (англ. open data) — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля». Хотя в этой формулировке не говорится о статусе владельцев ОД, но сегодня эта концепция ассоциируется в первую очередь с определенными обязательствами со стороны именно государства, в том смысле, что поддержка ОД является обязательным для правительственных структур, а коммерческие предприятия могут следовать ей на добровольной основе. То есть мы имеем дело с ситуацией, когда именно государство является своеобразным локомотивом продвижения идей ОД, подавая пример коммерческому рынку. Такая роль государства определяет тем, что именно оно аккумулирует огромные объемы разного рода данных, которые являются общественным достоянием.

Именно такое понимание роли государства было зафиксировано в Хартии открытых данных G8, которую Россия вместе с другими странами Большой восьмерки подписала в 2013 г. В этом документе, в частности, зафиксированы восемь базовых принципов ОД: полнота, первичность, своевременность, доступность, пригодность к машинной обработке, отсутствие дискриминации в доступе, отсутствие закрытых проприетарных форматов и лицензионная чистота.

Реализация положений Хартии подразумевает обязательства правительств по создания пространства открытых государственных данных (ОГД), которое должно стать не только средством расширения сферы применений ИТ и поддержки ИТ-бизнеса (в том числе на уровне стартапов), но и фактором общего развития социальной сферы и демократических моделей управления страной. С формальной точки зрения ОГД предназначены в первую очередь для разработчиков ИТ-систем, предпринимателей и разного рода исследователей, а уже через них — для более широкой общественности. Одна из ключевых идей концепции: разделение сфер деятельности органов власти и бизнес, когда первые берут на себя задачи предоставления ОГД, а вторые — создания собственно разного рода информационных сервисов и продуктов, имея в виду, конечно, получение определенных коммерческих результатов. При этом государство экономит бюджетные средства на разработку собственных сервисов и обеспечивает высокий уровень качества предоставления услуг конечным пользователям за счет рыночной конкуренции[3].

Смотрите также

Примечания