2018/07/24 15:56:48

Облачные сервисы для среднего, малого и микробизнеса в России

.

Содержание

Основная статья: Облачные сервисы (рынок России)

2018: Обзор рынка облачных сервисов для СММБ от HeadWork Analytics

В июле 2018 года экспертный центр инфраструктурных отраслей HeadWork Analytics (входит в ТОП-3 консультантов в области маркетинга и PR, согласно рейтингу РА Эксперт по итогам 2017 года) при поддержке TAdviser завершил исследование российского рынка облачных сервисов для среднего, малого и микробизнеса (СММБ).

Меры поддержи и среда для развития СММБ

В последние годы сегменту СММБ уделяется большое внимание: в 2016 году Правительство РФ приняло Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, целевой ориентир которой – увеличение вклада СММБ в ВВП России с текущих 20% до 40% к 2030 году, приближая к среднемировым показателям (вклад СММБ в ВВП США и Великобритании составляет порядка 50%, в Германии и Китае 60%, в Индии 45%).

Среди мер господдержки:

  • право вести бухгалтерский учет на УСН,
  • доля 15% в госзакупках,
  • право на получение госгарантии,
  • надзорные каникулы (освобождение от плановых проверок для компаний с оборотом до 800 млн).

Государство, банки, телеком операторы, технологические компании ведут системную работу, направленную на повышение финансовой и управленческой грамотности предпринимателей:

  • бесплатные обучающие семинары и вебинары,
  • статьи,
  • блоги,
  • истории успеха,
  • встречи с успешными предпринимателями и
  • экспертами для обмена опытом.

У многих компаний на сайтах есть специальные разделы для СММБ с полезными инструментами для ведения бизнеса. Среди таких инструментов – онлайн сервисы для бизнеса:

  • облачное программное обеспечение (SaaS),
  • виртуальные серверы (IaaS),
  • аутсорсинг бэк-офиса (услуги бухгалтеров, юристов, бизнес ассистентов) и другие услуги.

Размер и динамика рынка

Рынок облачных сервисов для малого и среднего бизнеса составляет более 35 млрд руб., из них 94% – SaaS сервисы, порядка 6% – IaaS и менее 1% – PaaS. Динамика облачных сервисов для СММБ находится в диапазоне 40% в год, при этом появляются новые сегменты, показывающие кратный ежегодный рост.

«
«Говоря об облачном рынке для СМБ, мы говорим в основном о SaaS, спрос на который останется стабильно высоким, но не сильно растущим год к году. Существуют барьеры: во-первых, SaaS - это не всегда дешево, и это решать надо с двух сторон: удешевлять саму услугу, например, при прочих равных, облачная бухгалтерия должна быть дешевле удаленного бухгалтера. И поддерживать малое предпринимательство в стране, чтобы росло количество новых юридических лиц и ИП, а у уже существующих предпринимателей появлялись свободные средства, которые можно инвестировать в цифровизацию бизнеса. Во-вторых, многие до сих пор предпочитают хранить все у себя, это связано с низкой, хоть и растущей, информированностью бизнесменов о возможностях и свойствах облачных решений», - комментирует Егор Ганин, руководитель направления облачных и бизнес-сервисов Mail.Ru Group.
»

Структура рынка

Более половины рынка занимают финансовые сервисы: отчетность онлайн, облачная бухгалтерия, сервисы проверки контрагентов, сервисы выставления счетов и другие. Рост поддерживается главным образом государственной политикой, партнерством и интеграцией сервисов с крупными банками, удобством и простотой облачных сервисов - происходит переток от традиционных систем на к облачным.

Виртуальные АТС занимают значительную долю рынка – 14%. Драйверами развития облачной телефонии являются стремление малых компаний снизить капитальные затраты на установку телефонии, простота установки и подключения, желание руководителей повысить эффективность работы операторов благодаря возможности вести аналитику звонков, большое количество интеграций с другими сервисами, возможность легко масштабировать телефонию, а также рост мобильности бизнеса и проникновения Интернета. Главные сдерживающие факторы – наличие уже существующей инфраструктуры у компаний, высокая стоимость использования виртуальной АТС на длительном сроке эксплуатации по сравнению со стоимостью стационарной телефонии. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.4 т

На сегмент облачных CRM приходится 9% облачного рынка для СММБ. Драйверами развития сегмента является высокая информированность бизнеса о возможностях сервиса, желание предпринимателей повышать эффективность продаж и автоматизировать рутинные процессы за счет использования возможностей облачных CRM, наличие большого количества готовых интеграций с другими сервисами. Основные барьеры – нежелание предпринимателей платить за сервисы, пользование бесплатными версиями и минимальными тарифами.

Торговые компании являются главным адептом облачных сервисов, на рынке облачной торговли - онлайн касс и систем товарного учета - ожидается бум в 2018 году. Главным драйвером здесь выступает государство: закон 337-ФЗ об обязательных онлайн-кассах для ИП вступил в силу 1 июля 2018 года, а также обязательная маркировка отдельных групп товаров до 2024 года, которая не возможна без автоматизации торговли. Рынок онлайн касс превышает 30 млрд. руб. (оборудование, программное обеспечение и услуги), только ПО – более 1 млрд руб.

«
«Здесь государство последние пару лет практически всё определяет. Помимо онлайн-касс значимый драйвер – это обязательная маркировка товаров. Прошли проекты по алкогольной и табачной продукции, сейчас по лекарственным препаратам, а в планах - чуть ли не всё, на что можно штрих-код наклеить. Для работы с этими системами маркировки нужна автоматизация. Еще один важный драйвер – появление интернета на всех торговых точках в связи с онлайн-кассами, что для SaaS тоже огромный плюс», - комментирует Аскар Рахимбердиев, генеральный директор "МойСклад".
»

«
«Рынок дико растущий, но по законодательным инициативам. В 2017 году на учет поставлено порядка 1,5 млн касс. Но это те клиенты, которые кассами уже пользовались - они либо обновили свои кассы, либо приобрели полностью новые. А в этом году и в следующем на рынок придут ИП, которые ранее кассами пользоваться не обязаны были. Это рынок вновь созданный, он с 1,2-1,5 млн касс вырастет до примерно 4,5 млн, это фантастический рост», - добавляет Максим Митусов, создатель Модулькассы, советник предправления КБ Модульбанк.
»

Рост рынка онлайн касс стимулирует и рост других ниш – например, систем финансового и управленческого учета. Этот рынок достаточно молодой в России и показывает кратный ежегодный рост. Игроки рынка видят хорошие перспективы для развития этой ниши.

«
«Большой потенциал роста сервисов финучета мы видим за счет торговой сферы, они используют онлайн кассы, у них появляется дополнительное желание, необходимость и возможность анализировать данные. Кроме того, постепенно растет уровень финансового управления в малом бизнесе. Предприниматель понимает, что нужно просчитывать кассовые разрывы, следить за план-фактом. В поиске решений и инструментов он приходит к нам», - говорит Альберт Янов, директор по развитию Seeneco.
»

Высокие темпы роста отмечаются также у сервисов для коммуникаций с клиентами - онлайн чаты, сервисы совместной работы, рассылки.

«
«Коммуникации между компаниями и клиентами уходят в соцсети - это теперь не просто телефон и e-mail, компании общаются с клиентами и в Facebook, и в WhatsApp, и в Instagram. Каналы коммуникации меняются, часто люди предпочитают писать в компании, чем звонить. Соцсети, мессенджеры - это очевидный тренд в обслуживании клиентов на будущие несколько лет. Многие крупные американские компании уже внедрили поддержку клиентов через Facebook. Например, неплохо этот процесс построен у T-Mobile»,- отмечает Тимур Валишев, генеральный директор JivoSite.
»

«
«Большая часть малого бизнеса еще пока за пределами этих систем, но она непременно там окажется. Потому что чем дальше, тем сложнее без них обходится, даже если это совсем маленькая компания с парой-тройкой человек. Кто-то написал в ВК, кто-то в WhatsApp или Viber, а тебе нужно это все в кучу собрать, и не просто всем ответить, а еще и распланировать. А в сервисе все в одну ленту попадало, прямо там можно ответить клиенту, запланировать какие-то следующие действия. Кто это успевает понять первым, тот получает конкурентное преимущество», - говорит Дмитрий Гончаренко, директор по развитию PlanFix.

«Сейчас достаточно много сервисов e-mail рассылок разного уровня, разных по цене. И в целом, все они чувствуют себя неплохо, потребность в них есть. Мы находимся в верхней ценовой категории, наш основной сегмент – это средний и крупный бизнес. Тем не менее, есть такой парадокс, что малый бизнес, но настроенный на рост, достаточно активно хотел бы с нами сотрудничать. У нас есть клиенты, которым мы на данном этапе пока дороговаты, но они хотят сразу все настроить, чтобы в будущем им не нужно было переходить с одного решения на другое», - комментирует Кристина Маркина, директор по развитию ExpertSender.

»

«
«Сервисы e-mail рассылок популярны в основном в Интернет коммерции. Если говорить про другие сегменты, которые не так оккупировали Интернет, у которых есть офлайн точки продаж и офисы, к ним рассылки приходят медленно. Но всё равно офлайн бизнес понимает, что пора захватывать диджитал коммуникации с клиентом, приходит, пробует, и видит пользу и необходимость сервиса. Так что рынок интересно меняется с точки зрения портрета клиента» - добавляет Юлия Савицкая, генеральный директор Mailigеn.
»

Сегмент IaaS для СММБ достигает 2 млрд руб., растет на 20% в год. В последние годы рынок получил новую волну развития за счет выхода крупных игроков, таких как Mail.Ru, SberCloud (Сбербанк), BeeCloud (Билайн).

«
«Цифры разнятся, но я согласен, что сейчас рост в районе 20%. Но, учитывая размер рынка, количество клиентов уровня СМБ, процент мог бы быть еще больше. Сказать, что рынок в целом созрел, еще однозначно нельзя, особенно для сегмента СМБ. С точки зрения насыщения, я думаю, это перспектива даже не 5 лет», - комментирует Алексей Пронин, руководитель по облачным продуктам и сервисам безопасности "Билайн".
»

Факторами развития рынка выступают желание предпринимателей снизить капитальные затраты, экономия на покупке физических серверов, возрастающая мобильность малого бизнеса, возможность легкой масштабируемости бизнеса. Среди барьеров – риск повышения стоимости сервиса из-за курса доллара (оборудование иностранное), опасения предпринимателей потерять информацию, а также что производительность будет ниже по сравнению с собственным сервером.

Тенденции рынка

Отвечая на запросы клиентов, провайдеры продолжают развивать свои продукты, делают интерфейс максимально простым и удобным для пользователей.

«
«Мы идем к упрощению. Как оказалось, 90% функционала не используется. Поэтому мы уже сделали ре-дизайн всего блока совместной работы. Он один из первых сервисов на рынке, и морально немного устарел. Мы «омолодили» продукт, он стал намного проще, быстрее, удобнее, воздушнее», - отмечает Дмитрий Харитонов, директор по маркетингу "Мегаплан".
»

Многие крупные провайдеры развивают каналы самообслуживания, стремясь свести к минимуму участие отдела продаж и поддержки. Так, например, Битрикс24 запустил самообучаемого чат-бота на базе искусственного интеллекта по имени Марта. Она отвечает на вопросы поддержки, помогает в освоении продукта и доступна в любое время в веб-мессенджере.

«
«Мы смотрим в сторону развития каналов самообслуживания, когда продавец не участвует в сделке, потребитель сам все нашел в интернете, сам все выбрал, нажал кнопку, купил, продлился», - говорит Максим Нахабо, руководитель управления маркетинга "СКБ Контур".
»

Одним из главных требований предпринимателей к сервисам и сильным конкурентным преимуществом провайдера является большое количество интеграций со смежными сервисами, с , почтой, календарем, CRM, системами банков. У некоторых провайдеров более 100 интеграций. Это делает работу клиента удобнее и упрощает внедрение сервиса в существующую инфраструктуру заказчика.

Растущая мобильность предпринимателей, удаленных сотрудников и фрилансеров диктует тренд на мобильность SaaS-сервисов - создание мобильного приложения или адаптивный дизайн. 43% владельцев малого бизнеса используют смартфон как основное устройство для запуска бизнес-операций и сервисов. На зарубежных рынках действует принцип `mobile first` – сначала провайдер выпускает мобильное приложение, затем web-версию.

Новые технологии - искусственный интеллект, машинное обучение, IoT, Big Data и другие, находят применение в SaaS-сервисах для автоматизации рутинных процессов.