Самые зрелые провайдеры облачных сервисов в России
Исследование TAdviser
Спрос на облачные сервисы в России продолжает расти более чем на 25% в год, а в сегменте IaaS – более чем на 35-40%, по оценкам TAdviser. В условиях сохраняющегося профицита мощностей конкуренция на рынке коммерческих дата-центров выстраивается за счет высоких показателей отказоустойчивости, безопасности и управляемости.
Содержание |
В ситуации перехода к цифровой экономике облако уже стало базовым требованием к трансформирующейся инфраструктуре. Главный фактор успеха в цифровых бизнес-моделях – быстрая реакция на изменения, и именно облачные ресурсы обеспечивают здесь бизнесу необходимый уровень гибкости и масштабирования. Как отмечают в Linxdatacenter, бизнес стремится получать все стратегические преимущества облачных решений: отказ от составных систем из компонентов разных вендоров, в том числе от унаследованного оборудования, централизованное управление информационными ресурсами, удобное и оперативное масштабирование, а также создание эффективной среды для разработки и тестирования.
Рынок сформировал стойкий интерес к публичным облакам, выступающим в качестве страховки на случай отказа локального «железа» или частного облака, - отмечает Андрей Захаров, директор по продуктам и инновациям Linxdatacenter. - Главная характеристика этого процесса – ведущая роль инфраструктурных сервисов IaaS, поскольку подавляющее большинство заказчиков стремятся с помощью этих сервисов повысить отказо- и катастрофоустойчивость. Так, почти 50% заказчиков используют публичные облака для снятия пиковых нагрузок с основной ИТ-системы. В рамках этой тенденции растет и спрос на сервисы связности с ресурсами глобальных провайдеров облачных ресурсов - Google, Azure, IBM Cloud, AWS. |
Как комментирует Антон Нагов, руководитель направления развития бизнеса, департамента облачных технологий группы компаний Softline, многие крупные глобальные вендоры уже предложили использовать программное обеспечение по подписке - это помогает формировать привычку к новым моделям потребления ИТ, ведь времена закупок лицензий «про запас» прошли. Бизнес уходит в облако: стратегии и подходы
Главным драйвером миграции в облако остается экономическая эффективность – возможность оптимизации издержек за счет перехода на сервисную модель. В структуре облачного потребления в России продолжает усиливаться востребованность IaaS. Аренда вычислительных мощностей позволяет крупному бизнесу решать задачи масштабируемости ресурсов и перераспределения затрат из CAPEX в OPEX. В облачном сценарии заказчику не нужно закупать дорогостоящее вычислительное оборудование, при этом он хочет получить легко развертываемый и управляемый сервис с высоким уровнем защищенности.
Перенос затрат из категории капитальных в операционные – одна из значимых причин использования облака, но не единственная. Пользователи облачных услуг также отмечают быстрый старт проекта (в нашем случае он может занимать до 10 минут после обращения), а также наличие высокопроизводительных вычислительных ресурсов и дублирующей площадки – решений уровня enterprise, которыми могут воспользоваться даже небольшие компании, - рассказывает Максим Березин, директор по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы. |
Критерии отбора
При выборе поставщика облачных услуг российские заказчики часто сравнивают технические параметры площадок, на базе которых разворачивается облако – в том числе, количество операторов связи, подключение быстрых сетей и т.д. В целом в Softline выделяют две основные группы облачных предложений на рынке.
Первая – это предложения по минимальной цене, где в угоду стоимости принесены в жертву практически все элементы отказоустойчивости, - считает Антон Нагов. - Используется более дешевое оборудование без сервисных контактов от вендоров, в штате работают люди с минимально достаточной квалификацией, а сами решения не отличаются функциональностью и стабильностью. Вторая категория – это провайдеры, ориентирующиеся на качество предоставляемых услуг, которые используют проверенные вендорские решения, гарантирующие стабильность работы инфраструктуры. Все оборудование находится на сервисной поддержке, присутствует резервирование оборудования на случай сбоев. Облако поддерживается командой инженеров, регулярно проходящих повышение квалификации. |
Помимо инфраструктурной базы, для непрерывной работы важны компетенции сотрудников провайдера, - подтверждает Андрей Захаров. - В идеале для поддержания непрерывности бизнес-процессов должен реализовываться принцип «единого окна». Современные облачные решения закрывают большую часть задач по обеспечению непрерывности бизнеса: позволяют реализовывать задачи по резервному копированию и аварийному восстановлению данных и приложений, управлению ИТ-системами компании, мониторингу инцидентов и оценке рисков в области ИТ. |
Зрелая управляемость
Управляемость обеспечивает заказчику максимальную отдачу от облака, позволяя ему быстро регулировать набор и объем потребляемых облачных услуг. Важным преимуществом виртуальной инфраструктуры является возможность самостоятельного управления – так, чтобы заказчик мог изменять конфигурацию в большую или меньшую сторону быстро, в несколько кликов, без необходимости обращаться к провайдеру. Спрос на автоматизацию управления облаком растет сегодня как глобально, так и на российском рынке.
Большинство клиентов действительно самостоятельно управляют инфраструктурой, используя распространенные средства автоматизации, доступные для работы из облака. Они включают, в том числе, самый популярный на текущий момент инструмент – утилиту Terraform. Есть также компании, которые обращаются за помощью в развертывании виртуальных сред. Мы консультируем таких заказчиков, либо же полностью берем на себя работу по созданию и изменению конфигураций виртуальных машин. Эти услуги осуществляем в формате managed services, - добавляет Максим Березин. |
Помимо требований к удобству, продолжают повышаться требования российских заказчиков к надежности, отказоустойчивости и безопасности облачных услуг. Крупному бизнесу и госорганизациям важно соблюдение SLA и наличие гарантий непрерывности сервиса от провайдера.
SLA как составная часть договора на услуги, которые мы подписываем с клиентами, призван защитить заказчиков – здесь содержатся не только параметры предоставления услуг, но и фиксируются штрафные санкции к провайдеру в случае длительной недоступности облачных сервисов, - поясняет Максим Березин. - Мы обязуемся выплачивать в самых сложных случаях компенсации в размере 100% от стоимости облачных услуг за месяц. |
Уровень зрелости и надежности провайдера в глазах заказчика подтверждают сертификации, в первую очередь о соответствии требованиям 152-ФЗ и 242-ФЗ, закрывающих вопросы, связанные с хранением и обработкой персональных данных. Кроме того, зрелость процессов в части информационной безопасности подтверждает сертификат ISO27001.
Методика рейтинга Топ-10 провайдеров облака
С учетом обозначаемых приоритетов бизнеса при выборе площадки для получения облачных услуг, при подготовке рейтинга TAdviser оценивались такие параметры, как управляемость, безопасность и доступность услуг ЦОД. Было выделено несколько критериев для сравнения: автоматизация, гарантируемость сервиса, производительность, безопасность.
В рамках критериев оценивались, в частности, параметры SLA, наличие сертификаций у площадок, обеспечение автоматизации управления, расширенные возможности для увеличения производительности, используемые технологические решения и др.
Сводный балл проставлялся исходя из оценки каждого параметра на основании данных, предоставленных самими провайдерами.
Топ-10 самых зрелых провайдеров облачных услуг
Компания | Сводный балл |
КРОК Облачные сервисы | |
Selectel | |
Софтлайн | |
Стек Групп | |
Linxdatacenter | |
Cloud4Y | |
ИТ Град | |
Ростелеком (НОП) | |
Даталайн | |
Ростелеком (SF Cloud) |
Источник: TAdviser, 2018
Сравнительная оценка уровня зрелости предложения облачных услуг
Компания | Дата лайн | ИТ Град | Крoк Облачныe сервисы | Мастер хост | РТК SF Cloud | РТК НОП | Софт лайн | Стек Групп | Cloud4Y | Linx datacenter | Selectel | СбКлауд | Corp Soft24 | Oncloud |
Наличие API | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | 1** | |
Совместимость с AWS API | 1 | 0,7 | 1 | 0,5 | 1 | 1** | ||||||||
Инструменты автоматизации | ||||||||||||||
Puppet | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5** | 1 | |||||||
Vagrant | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5** | |||||||||
AWS CLI | 1 | 0,5** | ||||||||||||
Ansible | 1 | 1 | 1 | 0,5** | 1 | 1** | ||||||||
Terraform | 1 | 1 | 1 | 0,5** | 1* | 1 | 1** | |||||||
Другие инструменты | 1 | 1*** | 1 | 1** | ||||||||||
Уровень SLA | ||||||||||||||
<99,9 | ||||||||||||||
99,9<SLA<99,95 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||||||||||
99,95<SLA<99,982 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7** | 0,7** | 0,7** | |||||
>99,982 | 1 | 1** | ||||||||||||
Параметры SLA | ||||||||||||||
Производительность ядра ВМ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | 0,4** | |
Производительность СХД/IOPS | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | 0,4** |
Средняя сетевая задержка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | |||||
Процент потери пакетов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | ||||||
Соответствие требованиям ФЗ-152 | ||||||||||||||
сертифицировано | 1 | 1 | 0,7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | |||||
да, но не сертифицировано | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5** | |||||||||
Наличие сертификации ЦОД | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | |||||
Наличие службы ИБ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | 1** |
Наличие защищенных каналов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | 1** | |
Отчетность об используемых ресурсах | ||||||||||||||
месячный биллинг | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5** | 0,5** | |||||
почасовой биллинг | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7** | 0,7** | ||||||||
посекундный биллинг | 1 | |||||||||||||
Количество операторов связи в ЦОД | ||||||||||||||
<4 | 0,3 | 0,3 | ||||||||||||
от 5 до 8 | 0,5 | |||||||||||||
от 9 до 12 | ||||||||||||||
>12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1* | 1** | 1 | 1** | 1** | 1** | ||||
Связанность между площадками ЦОД | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 0,7 | 0,5 | 1**** | 0,5 | 1 | 0,3** | 0,7** | 0,5** | |
Возможность подключения быстрых сетей (>10 Гбит/с) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1* | 1 | 1 | 1** | 1** | 1** | |
Возможность изменения производительности на лету | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1** | 1** | 1** | ||||
Сводная оценка | 11,4 | 12 | 19,6 | 8,7 | 11,3 | 11,8 | 16,7 | 18,9* | 15,4* | 14,9* | 18,7 | 13** | 15,1** | 10,5** |
Источник: TAdviser, 2018
* - Оценка изменена на основании данных, представленных дополнительно.
** - Данные представлены после публикации отчета.
*** - AutoMate, собственная разработка. Данные представлены после публикации отчета.
**** - Связь между ЦОДами Cloud4Y более 80Gb. Обновленные данные представлены после публикации отчета.