2014/09/29 10:34:08

Интервью с начальником Службы технической инфраструктуры Дирекции по ИТ аэропорта Шереметьево Кириллом Куликовым

Начальник Службы технической инфраструктуры Дирекции по ИТ аэропорта Шереметьево Кирилл Куликов в интервью TAdviser в сентябре 2014 года рассказал о том, как устроена ИТ-инфраструктура одного из крупнейших транспортных узлов России, о текущих и планируемых проектах, а также об ИТ-услугах, которые аэропорт предоставляет сторонним компаниям.

Кирилл Куликов

TAdviser: Кирилл Валерьевич, существует ли у аэропорта Шереметьево ИТ-стратегия? Если да, то на какой срок она рассчитана и каковы ее ключевые направления?

Кирилл Куликов: Международный аэропорт Шереметьево реализует масштабную программу развития - Мастер-план до 2030 года. Это основной стратегический документ, на который мы ориентируемся при планировании проектов. У нас есть план внедрения новых систем – их список, рассчитанный на пять лет, на три года и на один год. Поскольку мы проводим все закупки по ФЗ-223, у нас всегда есть четкий план закупок на год, который утверждается советом директоров. Также мы ориентируемся на ежегодный план-график мероприятий по развитию аэропорта Шереметьево, куда входят и пункты, связанные с ИТ.

Как отдельного документа ИТ-стратегии у нашего аэропорта пока нет, но в данный момент мы самостоятельно ведем его разработку. Стратегия позволит Дирекции по ИТ проще планировать бюджет, более четко объяснять руководству, какие продукты мы планируем внедрить и для каких целей. Для Совета директоров, в свою очередь, стратегия позволит указать, насколько мы вписываемся в мастер-план, и насколько это соответствует их представлениям о том, как будет развиваться аэропорт. Мы рассчитываем разработать стратегию на срок до 2020 года. Метавселенная ВДНХ 4.5 т

В последние годы аэропорт Шереметьево быстро развивается: строятся новые терминалы, к 2018 году планируется запустить новый Терминал B и тоннель между Северным терминальным комплексом (Терминал С и Терминал B) и Южным терминальным комплексом (Терминалы E, F, D). В последние годы идет сильный рост пассажиропотока и взлетно-посадочных операций. Все это требует поддержки со стороны ИТ, и стратегия поможет упростить и оптимизировать этот процесс.

TAdviser: Что представляет собой ИТ-дирекция аэропорта? Сколько человек в ней работает?

Кирилл Куликов: У Дирекции по ИТ есть пять основных направлений: Служба технической инфраструктуры, которая отвечает за сопровождение и поддержку ИТ-инфраструктуры аэропорта, Служба информационно-производственных систем (развитие аэропортовых, специализированных и производственных систем), Служба информационно-управленческих систем (блок финансовых систем - SAP и «1С»), Служба электросвязи, отвечающая за сопровождения магистральных линий связи и телефонии, Служба информационной безопасности, которая была создана в 2014 году. Общая численность Дирекции по ИТ – более 343 человек.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, как устроена ИТ-инфраструктура аэропорта? Какие основные ИТ-системы используются для поддержки деятельности и управления компанией?

В общей сложности у нас на обслуживании находится 251 система. Большой блок – производственные системы, которые делятся на системы обслуживания пассажиров и аэропортовые системы. К системам обслуживания пассажиров, например, относятся системы регистрации пассажиров. Здесь мы используем две основных платформы общего доступа к приложениям авиакомпаний - SITA CUTE и ARINC MUSE, но в следующем году мы рассчитываем перейти на единую платформу. В эту же группу попадают киоски саморегистрации, системы центровки воздушных судов и системы бронирования.

К системам обслуживания пассажиров также относятся системы обработки багажа, которые позволяют багажу с конкретного рейса попасть в конкретную тележку и уехать нужным рейсом. Также есть системы передачи багажных сообщений и система розыска багажа - World Tracer, и системы информирования пассажиров – визуального и звукового.

В части аэропортовых систем инфраструктура включает системы парковки воздушных судов – это специализированная система, когда борт подруливает к телетрапу, чтобы правильно встать в нужную точку, система авиационных сообщений, и целый пул систем управления специализированными ресурсами. К таковым, например, относятся система учета автотранспорта, распределения персонала, управление стоянками воздушных судов (количество стоянок для воздушных судов ограничено, и специальная система позволяет оптимально расставить воздушные суда на перронах с учетом более сотни правил).

Кроме того, у нас есть собственная система расписаний «Синхрон» – так называемая центральная аэропортовая база данных, в которую заносится все, что связано с расписанием, с рейсами и производственными процессами по обслуживанию воздушных судов и пассажиров. «Синхрон» - это собственная разработка аэропорта. «Синхрон» позволяет охватить все бизнес-процессы в аэропорту, связанные с обслуживанием воздушных судов, пассажиров, груза, почты. На базе системы «Синхрон» осуществляется планирование и анализ сезонного расписания, формирование суточных планов полетов, сопровождение суточного плана, согласование дополнений, задержек, работа служб, участвующих в подготовке воздушных судов и обслуживании пассажиров.

В штате Дирекции по ИТ есть группа программистов, которые занимаются ее сопровождением и развитием. «Синхрон» используют как сотрудники аэропорта Шереметьево, так и компании-партнеры аэропорта. Система «Синхрон» интегрирована со всеми основными системами аэропорта и его партнеров.

Аэропорт - это сложная среда с большим числом участников. Его клиентами являются пассажиры, авиакомпании, а также компании, предоставляющие свои услуги на территории аэропорта. Основная задача аэропорта заключается в организации всего процесса обслуживания пассажиров и воздушных судов. В конце 2011 г. для управления производственной деятельностью Международного аэропорта Шереметьево, совершенствования качества бизнес-процессов и предоставления новых услуг клиентам был создан Центр управления аэропортом (ЦУА). Основными задачами ЦУА являются управление, планирование и контроль осуществления операционной деятельности и прогноз на складывающуюся в аэропорту обстановку, принятие всех возможных мер по исключению аварийных, сбойных, нештатных, чрезвычайных ситуаций и координация совместной деятельности заинтересованных сторон по предотвращению аварийных и чрезвычайных ситуаций. Основной целью было собрать в единый центр управления все подразделения аэропорта и партнеров, которые задействованы в производственной деятельности Шереметьево. В ЦУА представлены инфраструктурные и производственные подразделения самого аэропорта, включая подразделения авиационной безопасности, а также ключевые авиакомпании и партнеры.

Что касается систем управления предприятием, в качестве основной системы по финансам мы используем SAP с массой модулей.

Отдельным блоком у нас выделены системы безопасности. Это различные антиспам-решения и антивирусы. В числе используемых решений – Symantec и TrendMicro. Также мы помогаем дирекции по авиационной безопасности аэропорта сопровождать системы контроля доступа и видеонаблюдения. Также, Дирекции по ИТ сопровождает блок систем связи: есть производственная связь, системы IP-телефонии, есть обычные телефонные системы связи, DECT и т.д.

Помимо этого, мы обслуживаем большой блок инфраструктурных систем, таких как системы управления зданиями – вентиляции, кондиционирования и т.д. Сюда же входят системы почты, серверного оборудования, рабочих мест, СКС, ЛВС и т.д. Общее число АРМ в компании составляет порядка 2 тыс. Сюда же относятся системы доступа в интернет, мониторинга и управления инфраструктурой на базе BMC Remedy и др. Отмечу, что наша ЛВС и ВКС присутствует во всех зданиях аэропорта и насчитывает более 10 тыс. портов. Системы пожарной и охранной сигнализации, автоматического пожаротушения также находятся у нас на обслуживании.

TAdviser: Используются ли в Шереметьево какие-то системы бизнес-аналитики?

Кирилл Куликов: Если говорить о производственном BI, в Центре управления аэропортом у нас есть специализированная система Neuropie ZEUS. В нее попадают данные по расписаниям из «Синхрона», данные по событиям и проблемам в производственном процессе и по тревогам – например, по негативным метеорологическим условиям, а также KPI по различным производственным показателям. Таким образом, многие подразделения наблюдают за своими показателями. Например, у нас есть показатель, что стоянка 85% рейсов должна быть не на удаленной стоянке, а под телетрапами. В системе можно увидеть, добиваемся мы этого показателя или нет.

TAdviser: Где базируются ИТ-системы Шереметьево? У вас есть собственный ЦОД?

Кирилл Куликов: Дата-центра в классическом понимании у нас нет. Наши производственные системы не потребляют сверх-ресурсов. Наши системы требуют, как правило, по 2-4 сервера. В аэропорту есть несколько серверных площадок: площадка в бухгалтерии, где установлен SAP, и в каждом терминале есть серверная. В терминале D, например, серверная комната примерно на 130 кв м., в терминале E – на 125 кв. м. Сейчас мы хотим аккумулировать все мощности на трех подготовленных площадках, проект планируем завершить к концу 2014 года.

В основном, под системы мы используем свое оборудование, но начиная с 2011 года начали внедрять системы виртуализации – как Hyper-V, так и VMware. В 2014 году мы выбрали VMware как основу для глобальной виртуализации, и будем постепенно переходить на это решение по обеспечению всех производственных процессов. Также мы сейчас разыгрываем конкурс на поставку двух СХД и блейд-серверов под единую систему виртуализации.

TAdviser: Каковы наиболее крупные ИТ-проекты, реализованные за последнее время в Шереметьево, и планируемые?

Кирилл Куликов: Планы на следующий год пока не детализированы, они будут утверждены ближе к декабрю. Но главным образом мы планируем в 2015 году развитие и сопровождение того, что уже есть. Если говорить о проектах нынешнего года, к основным можно отнести приобретение оборудования под системы виртуализации, о которых я уже говорил, и приобретение лицензий.

TAdviser: Виртуализация затрагивает только сервера или также рабочие места сотрудников?

Кирилл Куликов: Часть рабочих мест мы уже виртуализировали. Они есть, к примеру, в центре управления аэропортом. Кроме того, мы предоставляем на базе виртуальных рабочих столов часть коммерческих ИТ-услуг сторонним компаниям. Например, доступ к системе управления ресурсами. У нас есть несколько компаний, в числе которых «Аэрофлот», которые используют нашу систему управления ресурсами для своих нужд. Виртуализированные рабочие места в данном случае позволяют как упростить предоставление услуги, и обеспечить безопасность.

TAdviser: Какие еще услуги ИТ-дирекция продает сторонним компаниям?

Кирилл Куликов: Таковых достаточно много услуг, и на них существует прейскурант. Например, у нас есть услуги для операторов связи – мы организовываем для них «последнюю милю» для предоставления услуг доступа в интернет для их клиентов. Также это услуга телефонной связи и услуга доступа к базе «Синхрон», о которой я упоминал выше. Доступ к расписанием из нее является для сторонних компаний платным.

Выручка от платных услуг постоянно растет. За шесть месяцев 2014 года продажи по этому направлению выросли примерно на 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

TAdviser: А сам аэропорт использует услуги ИТ-аутсорсинга?

Кирилл Куликов: Авиационная отрасль, пожалуй, одна из самых первых перешла на хостовые системы – например, системы регистрации. Аутсорсинг использовался еще более 10 лет назад в этой отрасли. Непрофильные, непроизводственные услуги мы стараемся получать из облака. Один из таких проектов – управление автотранспортом на базе решения Omnicomm. Сейчас порядка 200 единиц автотранспорта, а к концу года – по ожиданиям порядка 600 единиц должны быть оборудованы датчиками, данные с которых передаются и обрабатываются в облаке провайдера услуги.

На подряде у нас также есть компания, которая занимается первой линией поддержки регистрации и посадки, оперативно решая возникающие проблемы. Это простая, но важная часть.

Мы с интересом рассматриваем различные новые облачные решения. Сейчас мы собираемся протестировать новое решение компании Amadeus – систему общего доступа на базе облачного решения, которое пока используется только в двух аэропортах мира. Данное решение позволяет аэропорту отказаться от физической инфраструктуры, поддерживающей работу систем регистрации различных авиакомпаний, связав терминалы регистрации с облаком.

Сейчас мы также тестируем так называемый Self Boarding – самостоятельную посадку на рейс. Данное решение, разработанное Kaba, включает ворота со сканнером посадочного талона, расположенные на выходе на посадку. У нас оно тестируется на одном выходе в терминале D. Ворота связаны с системой регистрации, и таким образом работают в определенное время, отделенное на посадку, и не позволяют пропустить пассажиров с других рейсов.

Не могу сказать, что за несколько недель тестирования мы довольны экспериментом. Оказалось, что ворота работают слишком быстро, пассажиры слишком быстро проходят на посадку. При этом нынешнее законодательство в России не позволяет сделать посадку полностью самостоятельной, поскольку при посадке должен быть проверен паспорт. И люди, которые занимаются проверкой паспортов, попросту не успевают проверять их с той скоростью, с какой срабатывают ворота. Сейчас мы пытаемся понять, как можно было бы разрешить эту ситуацию, так как во многих аэропортах мира, особенно на внутренних рейсах, это успешно работает.

TAdviser: Какие технологии, ориентированные непосредственно на использование пассажирами, сейчас внедряются в Шереметьево и планируются к внедрению?

Кирилл Куликов: Мы планируем расширить зону бесплатного Wi-Fi для пассажиров. Обеспечиваем мы его самостоятельно, без операторов, и это довольно затратный проект. Сейчас насчитывается пара десятков точек, установленных по аэропорту, а число ежемоментно подключенных к сети пользователей составляет в среднем 600-900. Мы получаем много обратной связи, и знаем, что покрытие и пропускная способность каналов сейчас недостаточные. Мы рассматриваем различные варианты расширения.

Также планируем выпустить мобильное приложение для пассажиров, помогающее осуществлять навигацию по аэропорту. Там же можно будет просматривать расписания. В позапрошлом году у нас было приложение под Windows Phone, однако этот проект приостановили, т.к. он требовал дополнительных затрат на сопровождение, к которым мы не готовы. Сейчас разрабатывается приложение для ОС Android и iOS. Особенно актуальным такое приложение станет для трансферных пассажиров.

TAdviser: Как аэропорт Шереметьево оценивает свою текущую оснащенность ИТ по сравнению с другими крупными аэропортами в России и в мире?

Кирилл Куликов: Во-первых, хочу отметить, что мы признаны лучшим аэропорт-хабом по качеству обслуживания в Европе по итогам 2012 и 2013 гг. по версии Международного Совета Аэропортов (программа ASQ ACI). Тот минимум технических средств, который необходим, у нас присутствует, и он в очень хорошем состоянии. Большинство производственных процессов у нас автоматизированы.

Если сравнить аэропорт с европейскими, по ИТ-оснащенности мы на очень высоком уровне. Часть систем, которые внедрялись в Шереметьево, были первыми не только в России, но и в Европе.