Законодательные изменения в HRM
Российские законы относительно расчетов заработной платы и кадрового учета меняются очень часто. Настолько, что раньше именно это обстоятельство становилось одним из главных факторов выбора в пользу отечественных HRM, так как российские вендоры успевали быстрее ориентироваться в новых условиях и вносить изменения в продукты. Сейчас западные вендоры научились контролировать ситуацию и перестали проигрывать отечественным разработчикам в этом вопросе.
Каталог HRM-систем и проектов смотрите на TAdviser
В России изменения кадрового законодательства происходят достаточно часто. Например, только за 2011 год было издано двенадцать федеральных законов, которые внесли изменения в Трудовой кодекс (всего же с момента принятия в 2001 году ТК РФ менялся 47 раз). В Федеральный закон №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в том же 2011 году трижды вносились изменения и дополнения. Естественно подобная частота правок нормативно-правовых актов создает определенные трудности по актуализации систем класса HRM. Зачастую изменения также касаются порядка начисления страховых взносов и выплата из различных государственных фондов, таких как расчет компенсации больничных листов.
В своевременной автоматизации изменений существуют две основные проблемы:
- Недостаточный период времени между принятием и вступлением в силу принятого законодательного акта. Наглядным примером является пока еще не подписанный президентом федеральный закон №143350-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования». На сорока девяти страницах данного документа изложены изменения для одиннадцати действующих федеральных законов. Одного месяца очень мало на их реализацию.
- Неоднозначность применения новых законодательных актов для различных ситуаций на предприятии. Бизнес-эксперты, которые ставят задачу по автоматизации, иногда вынуждены писать письма в налоговые и иные органы для разъяснения спорных моментов. Эти уточнения приводят к значительному сокращению времени на проектирование и реализацию принятых законодательных изменений.
Для пользователей систем изменения в законодательстве также создают определенные трудности. Так, после кастомизации HRM систем некоторых производителей с получением своевременных обновлений могут возникнуть проблемы. Иногда компаниям приходится отказываться от всех выполненных ранее настроек, чтобы иметь возможность обновить программу и учесть законодательные изменения. В некоторых системах заказчикам предоставлена возможность самостоятельного внесения изменений для решения данной проблемы. «Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
Вендоры HRM также готовят обновления, предоставляемые всем пользователям по условиям лицензий. С учетом изменений законодательства в год приходится в среднем 6-7 обновлений. Разработчикам систем необходимо не только внимательно отслеживать такие изменения, но и обеспечивать оперативную доработку авторского программного обеспечения, информирование пользователей, производить обновление установленных у них программ.
Ориентированность исключительно на российское законодательство, более «глубокое погружение в его специфику», методологическая поддержка со стороны российских пользователей и несравненно больший, чем у иностранных коллег, опыт работы на российском рынке позволяют нашим производителям зачастую более оперативно и качественно решать такие задачи. Западный вендор, как правило, внесение изменений передает подрядчику, знающему тонкости российского законодательства: это более длительный процесс.
На практике дело обстоит сложнее, и у западных систем есть также и свои сильные стороны. Если при внедрении западных HRM-систем проблемной областью может стать автоматизация предоставления отчетности в контролирующие органы (МНС, ПФР, ФЗ, ФСС), то российские системы могут потребовать доработки для соответствия корпоративным требованиям родительской компании. Системные интеграторы также стремятся сократить разрыв в подготовке необходимых изменений западными вендорами.
До недавнего времени компании, внедряющие решения на отечественных HRM-платформах, практиковали выпуск обновлений системы еще до официального объявления об изменениях в законодательстве, в то время как иностранные компании предпочитали не начинать работы до официальной публикации в Российской газете, тем самым снижая риски по работе в корзину.
Однако, в последнее время осуществляется публикация проектов документов в интернете, на официальных сайтах соответствующих государственных служб, и западные компании посчитали возможным начинать работу по изменениям на основании таких проектов, тем самым еще более снижая сроки выпуска пакетов обновлений после вступления изменений в силу.