2013/09/06 14:04:32

Елена Саяпина: О финансовой экспертизе IBS – без ложной скромности

Около года назад IBS сформировала уникальное подразделение, выполняющее «под ключ» внедрение финансовых решений: эксперты компании выполняют комплексные проекты в области бюджетирования, управления рисками, контроллинга, консолидированной отчетности, начиная от выработки методологии и заканчивая непосредственно настройкой системы. Чем выгоден такой подход, TAdviser рассказала Елена Саяпина, директор отделения финансово экономических решений IBS.

TAdviser: Елена, скажите, пожалуйста, сколько лет на данный момент насчитывает финансовая экспертиза IBS и как она формировалась исторически?


Елена Саяпина: Финансовым консалтингом IBS занималась практически с момента основания компании, конечно, по мере роста IBS эволюционировала и наша финансовая практика. Уже к 2002 году IBS могла предложить клиентам все ключевые решения в области экономики и финансов, которые существовали на рынке на тот момент. Однако, в рамках отдельного подразделения существовало только направление финансового консалтинга, а непосредственно развертыванием решений занимались наши внедренцы.

В 2012 году в этой структуре произошли значительные изменения: теперь у IBS есть отдельное подразделение, которое предлагает финансовые решения «под ключ», начиная от методологии и заканчивая ее реализацией на практике на всех ключевых промышленных платформах. Реализация такого комплексного подхода позволяет создавать решений «на стыке» систем. Например, IBS разработана уникальная система трансфертного ценообразования, которая могла родиться только в нашем подразделении, поскольку у нас очень сильная функциональная экспертиза именно в области налогового учета и налогообложения. Вообще структура подразделения создана таким образом, что отдел консалтинга выступает кузницей новых решений: все идеи рождаются здесь. И тут же они подхватываются нашими автоматизаторами, реализуются в системах, и это действительно создает конкурентные преимущества и очень нравится нашим заказчикам.

TAdviser: Решения каких вендоров в области финансов вы преимущественно используете?

Елена Саяпина: Как я уже сказала, мы работаем со всеми ключевыми вендорами промышленных платформ, представленными на рынке. Это такие компании как SAP, Oracle, IBM и другие. Если посмотреть исследования Gartner под названием «магический квадрант» за последние годы для области финансовых решений, то все системы-лидеры в этом квадранте представлены в нашей линейке. При этом мы не просто ими занимается, мы практически по всем – лидеры рынка. IBS способна выполнить проект любой степени сложности. Мы также сотрудничаем с отдельными компаниями, которые профилируются на разных вертикальных секторах, например, банковском, и других. Это связано с объективной необходимостью: в зависимости от отрасли финансовая специфика может серьезно отличаться, причем автоматизация финансов не ограничивается только учетом и бюджетированием, а захватывает порой очень глубокие процессы. TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 59.8 т

TAdviser: Как правило, компании используют ERP системы для элементарного контроля движения финансовых средств и бухгалтерской отчетности. Какие другие системы для организации финансовых потоков компании могут играть столь же важную роль?

Елена Саяпина: Перечень специализированных финансовых решений достаточно широк: это, например, системы планирования и бюджетирования, управления оборотными средствами, решения в области МСФО (Международных стандартов финансовой отчетности), аналитические системы и другие. Отдельно хотелось бы сказать о направлении риск-менеджмента, которое разрабатывается в IBS также в рамках самостоятельного отдела. На мой взгляд, мы создали очень интересный продукт: систему риск-ориентированного бюджетирования, которая позволяет проанализировать, как влияет наличие каждого отдельного риска на бизнес-план компании и конкретные экономические показатели. Одним из востребованных направления является реализация упомянутых систем финансовой отчетности по МСФО и GAAP. Без ложной скромности, у IBS одна из сильнейших наших практик на рынке в этой области, богатейший проектный опыт, самые квалифицированные специалисты.

TAdviser: По направлению международной отчетности с какими заказчиками вы работаете? Наверное, такие услуги востребованы прежде всего крупным бизнесом?

Елена Саяпина: Например, IBS реализует амбициозный проект для «Газпрома»: можно сказать, что мы автоматизируем целую отрасль в части отчетности по МСФО. У IBS множество заказчиков из нефтегаза: это и «Лукойл Оверсиз», и «ОНГ», и другие. Однако, стандарты международной отчетности необходимы не только крупнейшим холдинговым структурам. Компаниями следующего эшелона также бывает необходима консолидированная отчетность, поскольку на нее опираются акционеры при принятии ключевых решений. Таким компаниям мы можем предложить не только автоматизацию, но и наш уникальный консалтинг: мы помогает правильно составить отчетность. Причем мы гарантируем, что каждая цифра будет действительно составлена корректно.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, про решения, которые предлагает IBS в области контроллинга?

Елена Саяпина: Контроллинг это очень широкая область, которая может включать и управление рисками, ключевыми показателями, систему планирования и менеджмента качества. Об управлении рисками я уже сказала несколько слов. Неотъемлемой частью контроллинга зачастую является и калькулирование себестоимости продукции, которым мы даже не в контексте учетных, а в контексте плановых функций. Для этого у нас есть отдельное решение на платформе IBM Cognos по калькулированию плановой себестоимости, при этом в ней реализованы метод Гаусса и система линейных уравнений, которые позволяют производственным компаниям очень точно планировать стоимость продукции и в конечном итоге принимать решение о целесообразности выпуска продукции. Также у нас есть решение SAP PSM, это более верхнеуровневое решение для измерения трудозатрат и формирования планов.

Например, для одного из наших заказчиков мы создали систему бюджетирования, связанную с затратами на фонд оплаты труда. Для компании это было очень важно, поскольку в ее бизнесе, как в и в нашем, консалтинговом, основной капитал составляли люди, квалифицированные специалисты. Соответственно, грамотное планирование расходов на них оказывало огромное влияние на результаты деятельности компании. Если заложить расходы на человеческий капитал неверным образом в компании такой специфики, по мере бурного роста бизнеса можно столкнуться с очень серьезными трудностями.

TAdviser: Как выбрать систему бюджетирования, какие преимущества имеют те или иные решения?

Елена Саяпина: Как ни парадоксально, мне сложно говорить, какая система бюджетирования лучше, поскольку все платформы, с которыми мы работаем, имеют развитый функционал, а дальше уже многое зависит от специфики компании. Например, если экономисты достаточно глубоко разбираются в вопросе и хотят иметь возможность что-то настраивать в системе, то им подойдет IBM Cognos как более user-friendly решение. Если компании нужно бюджетирование в сочетании с функциями ERP, то здесь будет стоять выбор между SAP и Oracle.

Мы всегда даем возможность заказчикам сделать грамотный выбор, причем конкуренция между внедренческими командами внутри подразделения даже это подстегивает. Мы рассматриваем, насколько подходит конкретная система заказчику, по нескольким десяткам параметров. Более того, у нас даже был опыт, когда мы устраивали демо-стенд для каждой системы, и заказчик «играл» в эти системы и примерял систему бюджетирования под себя. Большое преимущество IBS также и в том, что мы предлагаем заказчикам решения вместе с комплексом услуг, консалтинговых и внедренческих, полностью контролируя методологию.

TAdviser: Не могли бы вы привести в пример один из последних крупных проектов IBS в области бюджетирования?

Елена Саяпина: Один из свежих проектов – проект для банка ВТБ24. Мы считаем этот проект очень амбициозным, сейчас он находится на стадии проектирования решения. Мы открыто и профессионально победили в борьбе интеграторов за этот проект, доказав свою высокую компетенцию. В рамках проекта для ВТБ24 нами будет создана система бюджетного планирования и контроля на базе SAP BI. Планируется, что цикл бюджетного планирования на следующий 2014 год будет выполнен уже в новой системе.

Проект действительно очень сложный: предстоит автоматизировать бизнес-процессы сбора и консолидации бюджетных данных, создать механизмы взаимодействия сотрудников в ходе бюджетного процесса, интегрировать систему бюджетирования с действующей учетной системой банка на платформе SAP ERP и многое другое. Большим преимуществом является то, что процессы в банке уже выстроены правильно, так что остается их совсем немного скорректировать. Также огромным плюсом является отличная коммуникация с заказчиком.

TAdviser: Вы можете пояснить, как использование специализированных финансовых систем, например, бюджетирования, может помочь в работе пользователям за пределам финансовых отделов?

Елена Саяпина: Конечно, основную массу пользователей финансовых систем составляют специалисты: работники финансово-экономических, плановых отделов, бухгалтерии и так далее. Но, в зависимости от потребностей компании, такие решения могут применяться и более широко. Например, используя такие решения, топ-менеджмент компаний может существенно упростить прохождение бюджетных комитетов, обсуждение экономических показателей, формирующихся чуть ли не в онлайн режиме. В рамках систем бюджетирования «верхняя» отчетность может иметь визуальное представление, максимально упрощая ее понимание и демонстрацию, визуальные отчеты, как и другие, могут поставляться на мобильные устройства. Используя визуальную отчетность, например, на планшете в ходе совещания руководитель может в любой момент обратиться к заинтересовавшей цифре и посмотреть, из чего она складывается. В конечном счете это повышает управляемость компании.