Евгений Кучияш, TerraLink – о ключевых технологиях, которые будут менять ECM-решения в ближайшем будущем
Евгений Кучияш, директор по развитию направления ECM компании TerraLink, в интервью TAdviser рассказал о факторах, оказывающих влияние на сферу СЭД/ECM-систем, перспективных технологиях и ключевых тенденциях этого рынка.
В каком состоянии находится российский рынок СЭД/ECM-систем? Какие факторы, по вашему мнению, наиболее сильно влияют на его развитие?
Евгений Кучияш: Российский рынок СЭД/ECM развивается. Сейчас многие крупные компании приняли программу трансформации, в рамках которой, как правило, предусмотрен переход на единую платформу ECM. В связи с этим спрос на системы СЭД/ECM стабильно растет. Кроме того, драйверами рынка является и ряд законодательных инициатив, например, переход к электронным трудовым книжкам.
На российском рынке представлены как международные, так и российские поставщики систем. Что касается международных вендоров, то самыми крупными являются OpenText и Microsoft, партнером которых долгое время является TerraLink. Довольно большую нишу рынка занимают российские производители. Это связано одновременно с активной позицией по импортозамещению, равно как и с консолидацией рынка зарубежных вендоров ECM-систем.
Помимо импортозамещения, на рынок оказывают влияние и другие тенденции. Это нацеленность на суверенитет данных, переход в облака на территории РФ, общая тенденция цифровизации бизнеса и цифровизация государственных органов управления.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
На российский рынок также влияет и то, что происходит с предметной областью управления контентом в глобальном масштабе. Переход на контент-сервисы ознаменовал переход от акцента на технологии к стратегии. В то время как целью платформ управления контентом было решение целого ряда задач за счет использования одной централизованной платформы, контент-сервисы нацелены на повышение эффективности за счет использования нескольких стратегий и инструментов. Полагаем, что дальнейшее развитие будет связано именно с этим.
Как вы оцениваете позиции компании TerraLink на российском рынке СЭД/ECM-систем? Какие отрасли для компании являются ключевыми?
Евгений Кучияш: TerraLink – глобальная компания и мы работаем в разных странах мира. Внедряем горизонтальные решения, например, в области управления договорами, кадровой, финансовой документацией, а также отраслевые решения, например, для управления технической и инженерной документацией. Стабильный рост нашей компании – это результат длительной работы, накопления реального проектного опыта и устойчивого роста компетенций команды.
Во всех регионах нашего присутствия мы успешно сотрудничаем с компаниями нефтегазовой отрасли, финансового, энергетического секторов, сферы ритейла и телекоммуникаций. В самых разных регионах они решают похожие задачи – автоматизация процессов работы с документами, повышение эффективности, цифровая трансформация. В России мы также наиболее сильно представлены в этих отраслях в сегменте крупного частного бизнеса и крупных компаний с государственным участием.
В России наблюдается рост количества общих центров обслуживания (ОЦО). В чем специфика решений для подобных центров и какие задачи, типичные для ОЦО, могут решить специалисты Terralink?
Евгений Кучияш: Специфика ECM-решений для ОЦО обусловлена массовостью и некоторой однотипностью операций. Часто сокращение времени выполнения одной простой стандартной операции может нести существенную выгоду. Поэтому ОЦО – это центры, где машинами и искусственным интеллектом можно добиться большей эффективности.
В проектах автоматизации ОЦО мы активно используем технологии машинного обучения в задачах распознавания документов, чат-ботов. Эти же технологии можно применять для оценки эффективности процесса и поиска новых идей по оптимизации. Для конечного пользователя это выражается в более дружественном интерфейсе, который, например, вместо трех кликов требует один, вместо заполнения полей с нуля предлагает подсказки и так далее.
Мы стараемся также уделять большое внимание вопросам адаптации систем к роботизации и интеграции приложений для минимизации процессов ручного ввода. Успешная автоматизация документооборота в ОЦО – это в буквальном смысле борьба за секунды, которые в масштабах количества операций в крупных компаниях превращаются в десятки миллионов ежегодно сэкономленных рублей.
Специалисты TerraLink обладают богатым опытом автоматизации ОЦО, не только по вопросам ECM. TerraLink также оказывает услуги бизнес-консалтинга в построении процессов ОЦО и роботизации (RPA), поэтому мы можем предложить нашим клиентам комплексный подход. Среди процессов, которые мы обычно автоматизируем, - управление финансовыми документами, кадровыми документами, ОЦО по обработке инженерного документооборота в капитальном строительстве и ОЦО для ИТ-процессов.
Какие технологические тенденции являются основными для российского рынка СЭД/ECM-систем в настоящее время?
Евгений Кучияш: Мы наблюдаем все большее вовлечение наших клиентов в гонку цифровизации. За последние два года у 95% наших клиентов стали действовать или разрабатываются программы трансформации, связанные с цифровизацией. А у 40% наших клиентов трансформация уже находится либо в завершении первой волны, либо в начале второй волны.
С точки зрения ECM, компании делятся на два типа: те, которые включают внедрение ECM-платформы в список ключевых стратегических инициатив цифровой трансформации, важной платформой для предприятия, и те, которые не считают это важной стратегической инициативой. Тут сложно привести какие-то цифры, но хочу отметить, что чем крупнее компания, тем больше вероятность того, что ECM будет признано ключевой и стратегической технологией.
Второй тренд, который мы наблюдаем на рынке сегодня – это мобильный доступ. Но пока не все вендоры могут обеспечить бесперебойную работу этого функционала. Поэтому после анализа предложений на рынке 40% из всех запросов на мобильное решение переносится на более поздний срок.
Каковы основные приоритеты компании TerraLink в части развития направления ECM?
Евгений Кучияш: Наши приоритеты, как всегда, направлены на успешную реализацию проектов. Для этого мы применяем новейшие методики и лучшие практики в своей работе. Мы ориентируемся в первую очередь на клиентов, на их требования и задачи, которые необходимо реализовать. Мы также сотрудничаем с производителями программного обеспечения в направлении локализации и реализации функционала характерного для российского рынка, используем наши know-how для оптимизации внедрения.
Ряд наших проектов реализованы c применением технологии Agile. Она позволяет значительно ускорить внедрение. В нашем штате есть специалисты, владеющие этой технологией, например, Scrum мастера. Самый быстрый проект, который нам удалось внедрить с нуля в этом году длился 2,5 месяца от подписания контракта и старта работ до начала опытно-промышленной эксплуатации. Проект на платформе OpenText внедрялся для международного консорциума в Омане и автоматизировал проектный инженерный документооборот.
Сейчас как никогда необходимо обладать знаниями в предметной области автоматизации, навыками владения новыми технологиями, и гибко адаптироваться под требования заказчика. Поэтому мы ориентированы на развитие наших специалистов, освоение технологических новинок, и оптимизацию наших предложений в части внедрения. В 2019-м году трое консультантов получили международные сертификаты AIIM, и двое из них продолжают обучение, чтобы войти в число не более чем двухсот обладателей во всем мире престижного сертификата Certified Information Professional.
Какие, на ваш взгляд, перспективные технологии в ближайшем будущем наиболее сильно отразятся на развитии ECM-систем? Какую пользу они смогут принести заказчикам?
Евгений Кучияш: Можно выделить две ключевые технологии, которые будут менять ECM-решения в ближайшем будущем, или уже начали это делать: это графы знаний и обработка естественного языка.
Графы знаний помогают новым способом решить задачи, которые возлагались на ECM и ранее. При этом с использованием нового технологического подхода по сбору данных из разных источников значительно увеличивается полнота и релевантность информации об объекте.
Для предприятий, разрабатывающих стратегию использования искусственного интеллекта, наличие внедренного функционала графов знаний позволит гораздо легче перейти к реализации стратегии. Это возможно за счет того, что в их распоряжении уже окажутся готовые нормализованные модели данных.
Среди вендоров ECM, которые на текущий момент ближе всего подошли к реализации графов знаний, мы хотели бы отметить OpenText. Компания за последние пять лет вложила более $1 млрд в НИОКР. Существенная доля инвестиций направлена на интеграцию ECM с бизнес-приложениями, которая в конечном итоге ведет к тому, что можно получить единое информационное пространство для любого объекта. Так, например, данные по сотруднику можно получать одновременно из кадровой системы SAP HR/SuccessFactors, системы документооборота xECM, системы обработки заявок на базе MS SharePoint и т.д.
Что касается обработки естественного языка, то здесь выгоды и влияние на решения ECM достаточно очевидны. Это возможность автоматической классификации документов, их автоматическая маршрутизация на основе анализа содержимого, выявление фактов, противоречий, злоупотреблений и др.
Прогресс в этой области во многом зависит от развития алгоритмов NER (распознавание именованных сущностей), а для России, в частности, зависит от того, насколько быстро будут развиваться такие технологии, поддерживающие работу с русским языком. Сегодня у нас есть собственный опыт в этой области, знания и навыки команды аналитики данных и машинного обучения на основе открытых алгоритмов NER. Хотя нам, как системному интегратору, хотелось бы больше предлагать платформенные решения. Будем ждать демократизации этих технологий.