2015/04/09 10:48:11

Владимир Захаров: ИТ для государства - средство экономии и оптимизации

Департамент комплексных проектов компании ЛАНИТ специализируется на создании сервисов и систем электронного правительства, как федерального уровня, так и в регионах: здесь и автоматизация МФЦ, и автоматизация выдачи лицензий и разрешений, для которых созданы типовые решения, и система Федерального реестра государственных услуг, и многое другое. Департаментом выполнены десятки госконтрактов. О том, почему ИТ для государства – инструмент экономии и оптимизации в кризис, TAdviser рассказал Владимир Захаров, заместитель директора департамента комплексных проектов ЛАНИТ.

TAdviser: Насколько велика доля проектов для госсектора в практике ЛАНИТ, как исторически складывалась данная практика?


Владимир Захаров: ЛАНИТ - огромная компания, которая реализует ИТ-решения и услуги как для государственного, так и для коммерческого сектора, включая розницу, финансовые организации, нефтегаз и многие другие вертикальные отрасли. Если же говорить только о департаменте комплексных проектов, то львиная доля, порядка 90% всех наших заказчиков, - это именно государственные организации, причем как государственные корпорации, так и федеральные ведомства, региональные органы власти. Ядро нашей практики составляют типовые решения, которые могут применяться как в масштабе отдельного взятого муниципалитета или организации, так и целого субъекта федерации. Например, это автоматизированные информационные системы (АИС) МФЦ СПО и ПТР АИС ЛОД для многофункциональных центров и лицензирования отдельных видов деятельности, соответственно.

TAdviser: Вы упомянули типовые решения, а реализует ли «ЛАНИТ» также инфраструктурные проекты для государственных заказчиков? В чем ваша компетенция наиболее сильна?

Владимир Захаров: Основная специализация департамента комплексных проектов – создание и внедрение решений для регионального сегмента электронного правительства, но есть успешный опыт и с федералами. По заказу Минэкономразвития РФ нами разработано типовые решения АИС МФЦ СПО, ПТР АИС ЛОД, упомянутые выше, а также система реестров госуслуг (Федеральный и региональные реестры государственных услуг). Последняя входит в ядро инфраструктуры электронного правительства, управляемой Минкомсвязи РФ. То есть основная компетенция департамента заключается именно в разработке решений для оказания государственных услуг заявителям как из числа частных лиц, так и бизнеса, причем речь идёт об автоматизации всего процесса предоставления госсервисов.

TAdviser: Развитие сети МФЦ по всей стране на данный момент идёт полным ходом, на конец 2014 года их было намного больше 1000. Во скольких таких проектах используется типовое решение АИС МФЦ, в чем его сильные стороны? Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.3 т

Владимир Захаров: АИС МФЦ СПО разработана как типовое решение по заказу Минэкономразвития РФ также, как и АИС ЛОД. Права на данные программные продукты принадлежат заказчику, но департамент комплексных проектов ЛАНИТ постоянно принимает участие в проектах внедрения, предлагая услуги по настройке и доработке типового решения под задачи конкретного региона. По последней статистике, собранной Минэкономразвития, типовое решение установлено более чем в половине регионов РФ. ЛАНИТ активно сотрудничает с более чем 15 регионами как в части проектов сопровождения, так и в части развития типового решения для нужд конкретного региона. АИС МФЦ СПО не замерла на месте, система непрерывно развивается как в части прикладных функций, так и в части более плотной интеграции с элементами инфраструктуры электронного правительства. Мы работаем над развитием дополнительного функционала, совершенствуем типовое решение. В числе последних актуальных доработок, например, создание механизма записи в очередь через портал Госуслуг (ЕПГУ), регистрации в ЕСИА, функционала рабочего места руководителя.

Кроме того, в этом году наш департамент по заказу Минэкономразвития завершит работу по созданию системы федерального уровня для мониторинга деятельности МФЦ. В течение 2015-2016 годов все регионы будут интегрировать свои решения, как на базе типового АИС МФЦ СПО, так и других, с данной системой мониторинга. В результате Минэкономразвития, как орган, курирующий развитие сети МФЦ по всей стране, сможет отслеживать эффективность оказания услуг в каждом конкретном регионе в отдельности.

TAdviser: Что такое АИС ЛОД, или автоматизированная информационная система лицензирования отдельных видов деятельности? О какой именно деятельности идёт в данном случае речь?

Владимир Захаров: ЛАНИТ выполнил уже не один контракт для Минэкономразвития в рамках создания и развития ПТР АИС ЛОД. Так, компания разработала типовое решение (доступно в открытом доступе на www.pgu-support.ru), а также консультировала и обучала пользователей, обеспечивала интеграцию решения с государственными системами и сервисами, оказывала услуги технического сопровождения АИС в ряде регионов.

Главная задача системы – автоматизация государственных услуг по лицензированию, аккредитации, выдаче разрешений, а также для осуществления государственного контроля и надзора в электронном виде. Система соответствует действующему законодательству (99-ФЗ, 210-ФЗ, 294-ФЗ) и интегрирована с ключевыми компонентами электронного правительства: СМЭВ, ЕСИА.

АИС ЛОД может применяться для автоматизации деятельности органов исполнительной власти при оказании государственных услуг в области лицензирования, разрешительной деятельности и осуществления контроль-надзорных функций в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, например, в сфере транспорта (такси, перевозка тяжеловесных грузов), природопользования (выдача охотничьих билетов, лицензий на использование природных ресурсов), металлургии (добыча цветных и черных металлов). Также и в других предметных областях: выдача разрешений на строительство, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, лицензирование управляющих компаний, образовательной деятельности, аккредитация и многое другое.

В конце 2014 года АИС ЛОД использовалась надзорными ведомствами в Московской, Томской, Владимирской, Ростовской, Смоленской, Челябинской областях и Краснодарском крае. Наиболее широкое применение система нашла в Московской области, где на её базе автоматизировано уже 75 административных процедур.

Кстати, в декабре прошлого года ЛАНИТ выполнил очередную доработку типового решения АИС ЛОД: в системе появилась библиотека готовых преднастроенных на конкретные виды разрешительной деятельности типовых процессов и механизм формирования динамической отчетности.

TAdviser: Какие проекты для регионов РФ, выполненные департаментом за последнее время, Вы можете отметить как наиболее удачные?

Владимир Захаров: Не без гордости скажу, что МФЦ Республики Башкортостан, где установлено решение ЛАНИТ АИС ЕЦУ с множеством инновационных инструментов и доработок стало лауреатом в категории «Лучшая информатизация МФЦ» в первом Всероссийском конкурсе среди многофункциональных центров, который проводился Минэкономразвития в конце 2014 года. По планам администрации Республики, к концу 2015 года в регионе уже будут автоматизированы 70 МФЦ, а передовой опыт планируется транслировать другим субъектам РФ.

Также я могу отметить проекты для Департаментов информатизации Тюменской области и Краснодарского края, Министерства госуправления, ИТ и связи Московской области, МФЦ Приморского края, Министерства связи и телекоммуникаций Дагестана.

TAdviser: Вы сказали, что АИС ЛОД является свободно распространяемым программным обеспечением (СПО). То есть российским ИТ-компаниям есть что предложить госсектору в свете курса на импортозамещение?

Владимир Захаров: Департаментом комплексных проектов изначально (примерно 7-8 лет назад, когда только начиналась разработка тех программных продуктов, которые потом послужили базисом для АИС МФЦ, АИС ЛОД) в концепцию создания систем была заложена модель СПО. Разработанные нами решения действительно не требуют приобретения дорогостоящих лицензий у зарубежных вендоров. Поэтому в программном плане отечественный ИТ-рынок, включая ЛАНИТ, готов к обеспечению государственных заказчиков системами отечественной разработки. Что касается программной инфраструктуры, которая обеспечивает работоспособность решений, то её платформа может быть любой, но это уже немного другая история.

TAdviser: Как по-вашему будет развиваться рынок ИТ-решений и услуг для госсектора в 2015 году? Какие тенденции станут главными?

Владимир Захаров: Рынок ожидает сокращение государственного финансирования, которое было анонсировано еще в конце 2014 года. Так, например, сократятся расходы государства по программе «Информационное общество», но речь идет не о полном прекращении всех инициатив, а лишь о разумном уменьшении бюджета на 6,5%. Проекты в области электронного правительства в регионах вообще лишь софинансируются из федерального бюджета, большая часть финансовой нагрузки ложится именно на власти субъектов РФ. Возможно, им также придется пересмотреть свои инвестиционные программы.

Это, безусловно, важно, но далеко не главное. Суть в том, что сегодня ИТ для госсектора – важная составляющая правительственных сервисов, которая, помимо прочего, ведет к сокращению операционных расходов и их оптимизации. ЛАНИТ, как системный интегратор, будет выстраивать свою активность с учетом всех факторов, но наше видение на перспективу очень позитивное. Для нас это вызов, который состоит в том, чтобы еще раз поработать над собственной эффективностью.