Содержание[Свернуть] |
Сотовая связь (рынок Узбекистана)
Основная статья:Сотовая связь (рынок Узбекистана)
История
2024: Рост объема телеком-рынка на 18,6% до 20,92 трлн сумов
В 2024 году расходы на телекоммуникационном рынке Узбекистана составили 20,92 трлн сумов ($1,65 млрд по курсу на 1 июля 2025 года). Это на 18,6% больше по сравнению с предыдущим годом, когда объем отрасли оценивался в 17,64 трлн сумов. Такие данные приводятся в исследовании Nexign, с результатами которого TAdviser ознакомился в начале июля 2025 года.
В обзоре отмечается, что с 2020 года, когда расходы находились на уровне 10,23 трлн сумов, размер телеком-рынка в Узбекистане удвоился. При этом на протяжении пяти лет выручка операторов в стране росла в среднем на 20% в год. Однако в 2024-м темпы расширения сектора снизились: это связано с насыщением рынка базовыми телеком-сервисами и замедлением увеличения выручки от традиционных услуг. Основными драйверами отрасли названы цифровизации экономики, развитие телеком-инфраструктуры и повышение спроса на ИТ-услуги со стороны граждан и бизнеса.
Проникновение интернета в сегменте домохозяйств Узбекистана продолжает увеличиваться: в 2024 году доступ в Сеть был у 93,3% населения против 89% годом ранее. Рынок ШПД в стране монополизирован: государственная компания «Узбектелеком» является лидером в сегменте домашнего интернета с долей 83%, поэтому большинство инфраструктурных проектов осуществляются одним игроком при поддержке государства.
Количество абонентов мобильной связи в стране в 2024-м достигло 36,3 млн, что соответствует росту на 6% в годовом исчислении. В данном секторе фиксируется высокий уровень конкуренции. Операторы стремятся опередить друг друга во внедрении передовых сервисов и инновационных услуг.Платформы Low-code: как развивается рынок таких решений в России. Обзор TAdviser
В стране реализуется стратегия «Узбекистан 2030», одной из основных целей которой является трансформация в региональный ИТ-хаб путем развития цифровых технологий. Для этого операторам необходимо обеспечить интернетом все населенные пункты Узбекистана и повысить скорость доступа в 10 раз. Охват оптико-волоконными линиями связи и ШПД должен быть доведен до 100%, а все автотрассы магистрального значения должны быть обеспечены мобильным интернетом.
Продолжается активное расширение инфраструктуры 5G. В частности, развиваются сервисы фиксированного беспроводного доступа (Fixed Wireless Access, FWA) на базе 5G. Эта технология позволяет организовывать широкополосное подключение к интернету через сотовую сеть. В Узбекистане больше половины населения живет в селах и в труднодоступной местности. При этом рельеф страны преимущественно равнинный, что позволяет беспрепятственно распространять сигнал от базовых станций на большие расстояния. В результате, повышается спрос на услуги 5G FWA.
Крупнейшим игроком телеком-рынка Узбекистана является «Узбектелеком» (Uzmobile/Uztelecom) с выручкой 7,85 трлн сумов ($0,62 млрд) по итогам 2023 года. На втором месте располагается Coscom (Ucell) с 3,82 трлн сумов ($0,3 млрд), а замыкает тройку Unitel (бренд Beeline) с 3,15 трлн сумов ($0,25 млрд). Далее идет Universal Mobile Systems — UMS (MobiUz) с 1,78 трлн сумов ($0,14 млрд). На пятой строке располагается Humans с выручкой на уровне 515,4 млрд сумов ($41 млн).
Большое внимание в стране уделяется искусственному интеллекту. К концу 2024-го в Узбекистане были внедрены более 20 проектов на базе ИИ, а еще 70 таких инициатив разработаны по отдельным отраслям и крупным предприятиям. В числе приоритетных направлений для использования ИИ определены банковская и налоговая сферы, медицина, сельское хозяйство и энергетика. Операторы связи ведут проекты в области ИИ, изучая возможности применения технологии в телекоммуникационной области.[1]