Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ Москва; Государственные и социальные структуры Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)Дата проекта: 2016/03
|
Технология: Информатизация госфункций
|
Содержание |
Команда проекта со стороны Заказчика | Интегратора-Консультанта |
не указана |
2016: Федеральное Казначейство раскрыло подробности единой среды госданных на TAdviser SummIT
Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказала о подходах к систематизации государственных данных и создании государственной информационной системы «Единая информационная среда». Данная система – один из ключевых проектов Казначейства. Постановление правительства о ее создании было подписано 1 июня 2016 года (см. ниже).
Объясняя суть проекта, Катамадзе отметила, что в соответствии с законодательством, вся информация, которая находится в информационных системах органов власти и органах местного самоуправления, является государственным ресурсом, т.е. не принадлежит должностным лицам лично. И возникает вопрос – что регулировать, а что нет.
Регулироваться, по ее мнению, должна информация, которая является предметом обмена между органами власти друг с другом и между органами власти с гражданами и коммерческими структурами. Государство выступает посредником в том, что необходимо получить гражданину или компании. При этом в процессе выполнения государственных функций происходит многократное дублирование данных при их внесении в информационные ресурсы.
У всех участников взаимодействия разная степень актуальности и достоверности данных, отметила Катамадзе. Например, при смене имени или фамилии гражданина актуальные данные из ЗАГС не всегда попадают в базы других госорганов. Сбои в обмене информацией могут иметь как технические причины, так и быть вызваны человеческим фактором.
Цель создания системы «Единая информационная среда» – сделать данные во всех информационных ресурсах актуальными и достоверными для кардинального изменения качества госуправления.
Анна Катамадзе привела три направления для правильной организации информации. Первое – определить, где именно формируются эталонные данные. Например, в каком информационном ресурсе ФИО является эталонным данным: в системах ЗАГС, ФМС, ФНС или еще какого-то органа. Все указанные органы власти наделяют ФИО правовыми статусами, такими как рожденный, гражданин, гендиректор, руководитель бюджетного учреждения, но первичное формирование ФИО происходит именно в ЗАГСе, а остальные его дублируют с новыми правовыми статусами. По мнению Казначейства, эталонных данных не так и много.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Второе – определить, что считать эталонными данными. Казначейство предлагает считать таковыми первичные данные, сформированные в базовых ресурсах, а их дополнительные правовые статусы считать дублирующими данными.
Третье – использовать в отношении эталонных данных уникальные несменяемые идентификаторы для обмена, дублирующие данные из обмена исключить, используя вместо них их идентификаторы. Эти идентификаторы по сути «окрашивают» правовые статусы (дублирующие данные) эталонных данных. Необходимо связать эталонные данные и дублирующие статусы указанными идентификаторами.
«Если отделить эталонные данные и оставить их только за ресурсами, создать статусную модель, в которой каждому статусу будет присвоен идентификатор, то посредством связывания этих идентификаторов мы избавляемся от необходимости участия дублирующих данных в обмене информацией. Достаточно получать только данные из эталонных источников и подтверждать связи с идентификаторами», - пояснила Анна Катамадзе.
В результате создания «Единой информационной среды» будут существовать актуальные и достоверные данные одновременно во всех информационных ресурсах государства, достигнута кардинальная оптимизация обмена данными, сокращение затрат на ИТ за счет снижения объемов НСИ, обмена, аналитики и выверки, а также сокращение объема претензионной работы.
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT, прошедший 31 мая 2016 года, посетили более 240 человек – руководителей и экспертов коммерческих и государственных организаций. В рамках мероприятия было представлено более 30 докладов. В числе докладчиков – представители Минкомсвязи, «Сбербанка», Пенсионного фонда, Федерального казначейства, «Вертолеты России» и др. В фойе саммита прошла выставка ИТ-компаний. В завершении мероприятия состоялся розыгрыш смартфона Tonino Lamborghini 88 Tauri стоимостью около 200 тыс. рублей.
Проблемы, которые позволит решить система
Мошенничество
Проблема, решение которой предлагают найти в Федеральном Казначействе, возникает из-за многочисленности государственных институтов и разрозненности информации, которую они собирают. Первичная информация формируется на основе обращений граждан и компаний. Каждый принимающий госорган проверяет данные только на основании поданных документов, причем без уведомления других участников сбора данных, объясняла Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства, на конференции TAdviser IT Government DAY в октябре 2015 года.
Помимо банальных ошибок, такая организация сбора первичной информации способствует распространению мошеннических схем. Например, при смене фамилии гражданин может зарегистрировать ее в другом ЗАГСе, а в результате в системе появляется недостоверная информация, оставшаяся после предыдущей регистрации.
Как отметила Анна Катамадзе, нынешняя система регистрации первичных данных рассчитана на добросовестных и добропорядочных заявителей. Но это не всегда соответствует действительности.
Решить проблему может только создание единой информационной среды, когда поступающей в систему информацией могут пользоваться все доверенные участники процесса. Однако смысл предложения Федерального Казначейства состоит не в том, чтобы запустить в работу единую ГИС России. Решение состоит в обеспечении надлежащего взаимодействия между всеми информационными государственными системами, что могло бы обеспечить создание единой информационной среды.
Разрозненность госуслуг
Создание системы позволит в значительной степени автоматизировать процесс предоставления связанных услуг. В интервью TAdviser в июне 2015 года замминистра связи Алексей Козырев рассматривал пример рождения ребенка:
Человек родился, Минздрав зафиксировал факт его рождения в справке, потому что врач удостоверил факт рождения. Информация об этом внесена в базу данных Минздрава. Затем на основании того, что человек родился, этой справки, ЗАГС регистрирует акт гражданского состояния, что появился новый человек, у него есть мать, отец.
Затем Федеральная миграционная служба должна в документ, удостоверяющий личность матери, в паспорт, вписать ребенка и подтвердить, что у него есть гражданство Российской Федерации. После этого в Пенсионном фонде на родившегося ребенка должен открыться номер счета, у нового гражданина должен появиться СНИЛС.
После этого ребенка надо поставить в очередь в детский сад, матери выдать материнский капитал. Если у них есть права на льготы, значит нужно оформить льготы и так далее. Все это происходит по цепочке. Шаг за шагом. Эта цепочка, очевидно, неразрывна. Но сейчас, поскольку она разбита на ведомства, человеку приходится выполнять функции курьера, уведомляя каждое следующее ведомство о факте того, что процесс в предыдущем ведомстве закончился.
Если в инфраструктуре электронного правительства появляется информационная система, которая может обеспечивать связанность данных, то каждый раз, когда фиксируется факт рождения, эта запись не может висеть в вакууме, не имея соответствующей записи в ЗАГСе. И это означает, что данные обо всех новых родившихся людях в ЗАГС можно пушить автоматически без участия гражданина. А это означает, что женщина, находясь в роддоме, даже не видит, как происходит оформление документов - врач оформил справку, информация об этом пошла в ЗАГС, там оформили свидетельство о рождении, отправили информацию в ФМС.
Человек в итоге только получает уведомление от ведомств, что у них для него есть свидетельство о рождении, карточка СНИЛСа и так далее.
На следующем этапе можно будет реализовать схемы, при которых человеку надо будет один раз прийти с паспортом в МФЦ, и там его будут ждать все документы. В паспорт при нем впишут ребенка, он заберет все документы и уйдет. Это идеальная картина мира.
Различия в подходах Казначейства и Минкомсвязи
Казначейство предлагает создать новую информационную систему, архитектурно отличную от существующей системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ). В Минкомсвязи считают, что новая система не нужна и задачи, о которых говорят в Казначействе, могут быть решены за счет "поумнения" СМЭВ.
Подход Казначейства
Предложение Казначейства состоит в том, чтобы в текущую систему межведомственного информационного обмена встроить информационную систему «Единая информационная среда», которая будет обеспечивать «умную» связь вводимых первичных данных, а не просто поддерживать обмен данными между органами власти.
По мнению Анны Катамадзе, это должна быть централизованная система с перекрестным обменом данными со всеми госресурсами. Благодаря такой архитектуре, будет обеспечена актуальность и взаимосвязь данных, сокращены процедуры сбора данных от граждан, улучшены надзорные функции.
Чтобы такая система была построена, необходимо подготовить Модель данных. Это - интеллектуальное ядро системы, которое должно быть насыщено всеми каскадами правовых статусов, полученных ото всех собранных метаданных. Модель данных должна представлять собой реестр всех видов данных, который обеспечивает однозначное соответствие между эталонами и дублирующими видами данных в информационных государственных ресурсах.
Помимо этого, необходимо разработать систему идентификации для всех юридических и физических лиц, а также объектов недвижимости. Используя набор идентификаторов, можно будет реализовать поиск любой информации и формировать отчет строго для того потребителя, которому соответствует использованная при извлечении данных связка идентификаторов.
Подход Минкомсвязи
Подход Минкомсвязи к решению задачи связывания данных в феврале 2016 года в интервью TAdviser описывал замминистра связи Алексей Козырев:
Мы считаем, что тот функционал, который действительно требуется, нужно создавать на основе имеющихся систем, использовать те технологии, которые уже есть. Нам не требуются никакие новые акты правительства, потому что вся нормативка под инфраструктуру электронного правительства уже есть. И полномочия по организации межведомственного взаимодействия, и принципы этого взаимодействия позволяют реализовывать эти технологии уже сейчас.
Технологически задача связывания данных не является чем-то новым. Сложности возникают организационные – чтобы обеспечить правильное взаимодействие ведомств.
Мы считаем, что те ведомства, которые организационно будут готовы использовать систему, могут начать ей пользоваться. Те, кто не будет видеть необходимости в этом функционале, смогут пользоваться системой в прежнем режиме, - добавлял он. - Например, если тот или иной деловой процесс, который требует связывания данных, обеспечения целостности данных, потребует технического решения, такое решение у нас будет в СМЭВе. Достаточно будет подключить эти функции. Если это система - поставщик сведений и она должна обеспечивать инкрементальное обновление информации, значит инкремент должен вычисляться на стороне владельца этого информационного ресурса, и этот инкремент будет отправляться на сервис СМЭВа, который мы создадим.
Сейчас такого сервиса нет. Есть сотни других. Появится еще один сервис, который будет отвечать за работу с инкрементами. И этот сервис будет знать, что в случае, если в его адрес пришел инкремент от источника, его нужно будет веерно разослать по тем ведомствам, которые являются получателями сведений.
У нас сейчас этот функционал реализован в рамках системы нормативно-справочной информации (НСИ), которая интегрирована со СМЭВ. При создании 4-й версии СМЭВ мы эти две системы более плотно соединим друг с другом и функционал системы НСИ будет реализовываться в рамках СМЭВ.
Мы соглашаемся с тем, что такой функционал необходимо реализовывать, но делать это надо в инфраструктуре электронного правительства. На основе уже имеющихся там систем. Подход, который нам предлагают, заключается в том, что систему надо создать заново, и мы считаем, что этот подход не оптимален, т.к. уже много усилий и средств было вложено в создание имеющейся инфраструктуры, и, конечно же, ее нужно использовать в полном объеме. Собственно, это мы и будем делать.
Наши планы развития предполагают, что СМЭВ, как и все остальные системы инфраструктуры, будет становиться более умной.
Нормативная база
2016: Постановление правительства о мерах по созданию системы
1 июня 2016 года правительство РФ подписало постановление №487 о первоочередных мерах, направленных на создание государственной информационной системы "Единая информационная среда в сфере систематизации и кодирования информации.
Документ устанавливает правила, определяющие порядок создания, изменения, ведения и применения отдельных информационных ресурсов-государственных информационных ресурсов различных органов власти и информационных ресурсов органов управления государственных внебюджетных фондов в целях формирования правовых, технологических и организационных основ для обмена данными и обеспечения их достоверности и актуальности в информационных ресурсах на постоянной основе.
2014: Утверждение концепции
Предложение Федерального Казначейства было утверждено правительством РФ постановлением № 793p «Концепция методологии систематизации и кодирования информации»[1]. По состоянию на февраль 2016 года ожидается нормативный документ, который позволит начать разработку системы.