Заказчики: ДТЭК Подрядчики: WebSoft (ВебСофт Девелопмент) Продукт: Websoft HCM (ранее WebTutor)Дата проекта: 2009/09 — 2010/01
|
Технология: Корпоративные порталы
Технология: Системы дистанционного обучения
|
1. Описание компании
1.1. Отрасли, в которых работает компания
ДТЭК представляет собой вертикальную интеграцию предприятий, создающих эффективную производственную цепочку от добычи угля до генерации и дистрибуции электроэнергии. Взаимовыгодное сотрудничество угледобывающих и генерирующих предприятий, внедрение передовых технологий, профессиональный менеджмент, взвешенная социальная политика позволяют ДТЭК сохранять лидирующие позиции на топливно-энергетическом рынке Украины.
1.2. Территориальная распределенность
Предприятия ДТЭК расположены в Донецкой, Днепропетровской, Луганской и Запорожской областях.
1.3. Численность персонала
Около 52 000 сотрудников.
1.4. Категории персонала, являющиеся пользователями системы
Все сотрудники корпоративного центра и предприятий, находящихся в Донецке. Некоторые сотрудники предприятий, находящихся в регионах. В будущем также все сотрудники предприятий, стажеры, студенты, проходящие практику.«Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
2. Поставленные задачи
2.1. Для реализации каких требований бизнеса внедрялась система:
Стратегия роста и инноваций, выбранная ДТЭК, требует профессиональных и инициативных людей, готовых учиться и расти вместе с компанией. Выбирая между двумя вариантами: привлечением сотрудников с внешнего рынка или воспитанием собственных талантов, компания остановилась на втором. ДТЭК делает ставку на своих сотрудников, которые уже проработали определенное время в ДТЭК, знают бизнес изнутри и обладают достаточным уровнем технических и функциональных компетенций. Перед компанией возникают задачи поиска, развития и удержания лучших своих сотрудников. Внедрение системы управления обучением призвано было помочь в решении данных задач.
2.2. Какие бизнес-процессы должны были быть автоматизированы
- Учет внутреннего и внешнего обучения всех форм и видов.
- Менеджмент учебных ресурсов: залы, оборудование, тренера.
- Сбор и анализ потребностей в обучении.
- Сбор заявок на прохождение учебных программ.
- Создание индивидуальных планов обучения и развития для каждого сотрудника.
- Сбор и анализ отзывов и оценок по учебным мероприятиям, электронном обучении.
- Постановка целей, оценка результативности и компетенций.
- Поддержка программы наставничества.
- Поддержка внутренних программ mini-MBA: "Энергия знаний" и "Энергия лидера".
- Управление кадровым резервом.
2.3. Каковы были критерии успешности внедрения на этапе планирования
- Создание портала Академии ДТЭК и предоставление доступа к нему всем сотрудникам корпоративного центра и управленческих подразделений предприятий.
- Проведение ежегодной оценки результативности и компетенций на портале. Перенос в систему данных оценки за прошлые годы.
- Включение дистанционной формы обучения в индивидуальные планы развития сотрудников.
- Создание системы учета учебной активности. Формирование единой базы данных о пройденном обучении за прошлые годы.
- Уменьшение временных затрат на рутинные операции: сбор и обработку заявок, рассылку уведомлений, создание отчетов.
- Управление программой наставничества за счет внедрения инструментов планирования встреч и получения обратной связи.
- Формирование персональных профилей каждого сотрудника, включающих информацию об очном и электронном обучении, тестировании, оценке результативности и компетенций.
- Создание рабочих зон для групповой работы участников программ "Энергия знаний" и "Энергия лидера".
- Перенос в систему информации о центрах развития, кадровом резерве, ключевых должностях и преемниках. Настроенный процесс управления кадровым резервом в системе.
2.4. Как формировался план проекта
Руководством компании была выдвинута стратегическая инициатива в области управления персоналом – обеспечить собственным персоналом не менее 80% вакансий высшего и среднего менеджмента . Инициатива была каскадирована в ряд задач, часть из которых была поставлена перед департаментом по развитию персонала. Были найдены методы их решения.
Задача Метод решения
Повысить средний уровень развития компетенций. Новые методы обучения и развития. Введение дистанционного и смешанного обучения.
Отобрать работников с наибольшим потенциалом. Ежегодная оценка результатов деятельности и компетенций. Центры развития.
Обеспечить карьерный рост в компании. Формирование кадрового резерва и управление им.
Поддерживать уровень лояльности на высоком уровне. Трансляция корпоративной культуры и ценностей.
Было принято решение о внедрении программного комплекса, который позволил бы решить поставленные задачи с максимальной эффективностью. Были обозначены временные сроки и составлен план проекта. Позже была сформирована рабочая группа.
3. Параметры проекта
3.1. Сроки реализации и основные этапы проекта
- Определение ключевых ролей и формирование проектной команды Сентябрь 2009.
- Формирование списка требований к системе.
- Предварительный отбор вендоров.
- Формирование шорт-листа вендоров. Проведение презентаций. Определение победителя – компании WebSoft.
- Создание тех-задания на внедрение.
- Установка и интеграция системы.
- Создание дизайна, настройка, адаптация, перенос данных за прошлые годы, наполнение контентом.
- Запуск. Январь 2010.
В настоящее время постоянно ведется работа над развитием и усовершенствованием системы: улучшением функциональности существующих сервисов и запуск новых, автоматизация процессов, улучшение дизайна и эргономики.
3.2. Команда проекта со стороны заказчика
L&D
- Заместитель директора по персоналу
- Руководитель департамента по развитию персонала.
- Начальник отдела дистанционного обучения.
- Главный специалист по дистанционному обучению.
ИТ
- Руководитель ИТ-департамента.
- ИТ-специалисты различной специализации.
Безопасность
- Менеджер по защите информации.
Бизнес
- Представитель энергетического бизнеса.
- Представитель угольного бизнеса.
3.3. Основные трудности, возникшие в ходе проекта
В данное время в компании идет процесс внедрения ERP системы SAP. Он рассчитан на несколько лет. В течении этого времени процессы администрирования персонала будут постепенно переноситься из локальных систем в SAP. Также проходит миграция внутреннего корпоративного портала на другую программную платформу. В связи с этим приходится постоянно дорабатывать механизмы интеграции, отслеживать и исправлять возникающие ошибки вручную.
3.4. Соответствовали ли временные и финансовые затраты ранее запланированным
Соответствовали.
3.5. Какие ограничения ИТ- инфраструктуры сказались на проекте
Сегментированность и автономность ИТ-инфраструктуры различных предприятий: сетей, систем учета и авторизации.
4. Развитие проекта
4.1. Планы развития
- Создание системы аттестации.
- Автоматизация новых способов оценки.
- Создание и внедрение программ смешанного обучения.
- Создание системы управления знаниями.
- Полный охват предприятий в рамках процесса интеграции HR-процессов.
4.2. Наполнение контентом
На момент запуска в системе находилось 9 электронных курсов: 8 коробочных, компании WebSoft и один курс, созданный внутренней командой разработчиков. Курсы WebSoft были помещены в новый плеер, который используется для всех учебных материалов ДТЭК.
До конца 2010 года, количество курсов достигнет 15-ти.
В данное время для внутренней разработки и сборки используются 2 инструмента:
- Web Soft Courselab в качестве универсального средства разработки,
- Adobe Captivate для создания симуляций и видеоуроков по работе в программных приложениях.
В курсах используются фотографии с предприятий ДТЭК, а также иллюстрации, рисунки и 3d модели, созданные сотрудниками отдела. В будущем планируется снимать учебные видеоролики. Мультимедийные интерактивные элементы создаются в AdobeFlash. Существует ряд собственных технологических разработок.
Большое внимание уделяется качеству визуальной и информационной составляющей.
4.3. Команда для поддержки и развития системы
Отдел дистанционного обучения:
- начальник отдела
- разработчик курсов
- администратор системы
Задачи: разработка учебных материалов, автоматизация процессов, администрирование и развитие портала Академии ДТЭК.
Каждый сотрудник отдела имеет определенную специализацию, однако обладает знаниями и в смежных областях. С уходом одного из членов команды в отпуск или на больничный, работа по запланированным проектам не прекращается.
Ведением базы данных в системе WebTutor занимается более 10 сотрудников департамента по развитию персонала. Введена ролевая система, которая позволяет разграничить права доступа к различным данным: учебным мероприятиям, кадровому резерву, ежегодной оценке.
5. Результаты проекта
5.1. Достигнутые результаты
Создан портал Академии ДТЭК, который:
- информирует об учебных мероприятиях, достижениях Академии,
- упрощает доступ к обучению за счет удобного механизма подачи заявок на обучения, а также внедрения дистанционной электронной формы,
- предоставляет персональную учебную информацию для обычных сотрудников и данные об обучении подчиненных для руководителей,
- обеспечивает возможность прохождения ежегодной оценки результативность и компетенций.
Проведена автоматизация основных процессов департамента по развитию персонала в ходе которой:
- проведен пересмотр и оптимизация внутренних процессов,
- налажен учет информации о пройденном обучении,
- создана единая база данных, хранящая информацию обо всей учебной и развивающей деятельности в компании с момента ее создания.
Проведена ежегодная оценка деятельности.
Налажена внутренняя разработка учебных материалов.
5.2. Экономическая эффективность
- Электронная дистанционная форма обучения не требует иных затрат, кроме расходов на персонал (сотрудников отдела дистанционного обучения).
- Некоторые запросы на обучение, например, тайм-менеджменту или продуктам Microsoft Office, для которых ранее организовывалось внешнее обучение, теперь удовлетворяются при помощи электронных курсов.
- Экономится время менеджеров по развитию, которое ранее тратилось на создание отчетов и выполнение рутинной работы.
5.3. Наиболее значимые результаты
- Портал Академии ДТЭК стал одним из наиболее полезных и интересных внутренних информационных ресурсов.
- Дистанционная форма обучения органично дополнила существующую систему развития персонала в компании.
- Высокий уровень качества разработки внутренних курсов подтвержден победой в конкурсе, проводимом компанией WebSoft.
5.4. Реакция сотрудников компании на внедрение системы
Появление портала Академии ДТЭК и введение новой дистанционной формы обучения было воспринято в компании положительно. Несмотря на то, что прохождение дистанционных курсов является необязательным, практически все работники добавили один или более курсов в свои индивидуальные планы развития.
5.5. Обратная связь от руководителей компании по итогам внедрения системы