Заказчики: Единый оператор (ранее Единый оператор центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД)) Подрядчики: Концерн Телематика (ранее Национальные телематические системы), М-Телематика (МосОблТелематика), СофтТелематика Продукт: М-Телематика: Бортовое устройство V2X (Vehicle-To-Everything)Дата проекта: 2022/05 — 2025/04
|
2025: Запуск движения беспилотных грузовиков
9 апреля 2025 года состоялась церемония запуска движения беспилотных грузовиков по платной скоростной магистрали вокруг Москвы – Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Разработанный концерном «Телематика» цифровой двойник ЦКАД обеспечит дополнительную безопасность движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и эффективную помощь для управления транспортными потоками.
Цифровой двойник – это точная модель автомагистрали, отражающая все изменения дорожной ситуации в реальном времени. Он создан на базе технологии V2X (Vehicle-to-Everything), позволяющей обмениваться данными между автомобилями и «умной» дорожной инфраструктурой. Это позволяет беспилотникам «видеть» за пределами своих сенсоров, получать информацию об авариях, пробках, изменениях погодных условий, остановках машин на трассе и опираться на эти данные во время движения.
![]() | Цифровой двойник для ЦКАД – это второй проект «СофтТелематики» по созданию точной виртуальной модели магистрали на базе технологии V2X. Она позволяет беспилотным автомобилям «видеть» ситуацию за пределами своих сенсоров и обмениваться с инфраструктурой данными о трафике, погоде и дорожных инцидентах в режиме реального времени. Цифровой двойник ЦКАД стал «умнее», он может получать информацию о ситуации на дороге не только через АСУДД, а напрямую из систем видеоаналитики, что делает обмен данными еще оперативнее, – прокомментировал генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов. | ![]() |
Развитие инфраструктуры для беспилотных перевозок ведется в рамках федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры». Он предусматривает создание к 2030 году единой сети маршрутов протяженностью 20 000 км, обеспеченных цифровыми двойниками. Это позволит значительно снизить аварийность, ускорить грузоперевозки и укрепить позиции России на международном рынке логистики.
2022: Тестирование бортового устройства V2X на ЦКАД
На «умной» ЦКАД проведены испытания подключенного автомобиля, оснащенного отечественным оборудованием V2X (Vehicle-To-Everything) разработки концерна «Телематика». Об этом 14 июля 2022 года TAdviser сообщили представители концерна.
Бортовое устройство V2X позволяет автомобилям общаться между собой и получать команды от дорожной инфраструктуры. Ожидается, что технология поможет водителям и автономным беспилотникам предотвращать аварии, сокращать пробки и время движения в пути. Производителем устройства V2X выступает компания «Мособлтелематика», входящая в концерн «Телематика».
На ЦКАД действует система автоматического управления дорожным движением следующего поколения, кроме того, дорога оснащена технологией взаимодействия с беспилотным транспортом. С помощью используемой технологии (V2X) дорога с базовых станций отправляет водителям в машину на экран предупреждения о дорожной ситуации и сообщения о необходимости снижения скорости, остановки и перестроения. В свою очередь, беспилотные автомобили смогут получать команды и автономно принимать решения о реагировании. Технология заранее проинформирует об инциденте и, таким образом, сократит время реакции. На магистралях при высоких скоростях, в зимних и сложных климатических условиях это особенно важно, когда при возникновении впереди аварийной ситуации счет идет на доли секунды.
![]() | «Будущее, в котором автомобили реагируют на дорожную ситуацию, «общаются» между собой и с инфраструктурой трассы, делают вождение более безопасным и удобным, уже наступило. Самой «умной» дорогой России с необходимой инфраструктурой, способной взаимодействовать с транспортом, является ЦКАД, на ней и проходили испытания устройства», – прокомментировал генеральный директор «Единого оператора» Марсель Нигметзянов. | ![]() |
По словам топ-менеджера, это первая демонстрация отечественного оборудования V2X на реальных дорогах общего пользования в России. В ходе испытаний были успешно отработаны 14 различных сценариев: аварии, появление людей на трассе, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкая дорога и другие. Также устройство успешно протестировано на полигоне при взаимодействии с автономным транспортом на беспилотном грузовике.
![]() | «Современные трассы могут и должны быть технологичными. Дороги способны помогать ориентироваться в обстановке, давать команды, повышать безопасность, снижать смертность и травматичность в ДТП. Необходимые передовые технологии для автомобилей и для создания умной инфраструктуры дороги уже производятся нами», – заявил Геннадий Купинский, генеральный директор «Мособлтелематики». | ![]() |
Как он уточнил, «Мособлтелематика» разработала устройство V2X на отечественном стеке, при этом оно соответствует международным стандартам и, в тоже время, отвечает целям импортозамещения. В ближайшее время планируется провести испытания второго ключевого элемента системы V2X – дорожных базовых станций.