Разработчики: | Яндекс (Yandex), Яндекс.Драйв |
Дата премьеры системы: | 2017/12/08 |
Дата последнего релиза: | октябрь 2020 г |
Отрасли: | Интернет-сервисы, Транспорт |
Содержание |
Яндекс.Драйв — крупнейший в мире по размеру автопарка каршеринг с 16 000 автомобилей разных марок: от Renault Kaptur и Volkswagen Polo до BMW 520i и Mercedes E200, электромобилей Nissan Leaf и минивэнов. Драйв работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи.
2020
Запуск долгосрочного проката авто
7 октября 2020 года каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв» объявил о запуске долгосрочной аренды автомобилей. Теперь клиенты могут взять машину на прокат на срок от одного месяца до полутора лет.
Воспользоваться новым сервисом, который на момент запуска доступен только в Москве, могут клиенты в возрасте от 21 года, имеющие стаж вождения не менее двух лет. Для аренды машин бизнес-класса водитель должен быть не моложе 26 лет и иметь стаж от шести лет.
В подписку входит плановый техосмотр и шиномонтаж, расширенная каско, ОСАГО и страхование жизни. В случае поломки пользователь может вызвать техника, который починит машину на месте или отвезёт её в автосервис и вернёт обратно. Также в приложении можно будет заказать дополнительные услуги, например мойку, заправку или перегон машины в любую точку города.
Итоговая цена подписки зависит от срока аренды, новизны автомобиля, модели и других факторов. На стоимость также влияет, сколько километров пробега выберет пользователь. Например, новый Volkswagen Polo с годовым пробегом 16 тыс. км стоит 19 тыс. рублей в месяц, а BMW 5 серии из парка «Яндекс.Драйва» с тем же пробегом — около 49 тыс. рублей.
Оплата списывается раз в неделю, ежемесячно или сразу полностью — как выберет пользователь. Заправку, регулярные мойки и платные городские парковки пользователь оплачивает самостоятельно (их стоимость к 7 октября 2020 года неизвестна).[1]
К октябрю 2020 года в России сервисы подписки на свои автомобили имеют марки Volvo, Hyundai, Genesis, BMW, а также Toyota и Lexus. Недавно этот список пополнила и компания Kia, которая запустила в России пилотный этап программы подписки на автомобили KiaMobility, в рамках которой клиенты могут арендовать машины на различный срок.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
«Яндекс» перевёл каршеринг в отдельный бизнес
15 апреля 2020 года стало известно о создании компании «Яндекс.Каршеринг», в которую «Яндекс» выделил свой бизнес по оказанию услуг краткосрочной аренды автомобилей. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные ЕГРЮЛа, новая дочерняя структура была зарегистрирована 3 апреля. Подробнее здесь.
Доступность в AppGallery
8 апреля 2020 года стало известно о полной интеграции всех мобильных приложений компании Яндекс в магазин приложений AppGallery. Подробнее здесь.
2019
Информация о выходе на европейский рынок
13 января 2020 года стал известно о планах «Яндекса» запустить свой каршеринговый сервис на европейском рынке. Подробности изданию Financial Times (FT) рассказал руководитель «Яндекс.Драйв» Антон Разянов.
По его словам, в 2020 году компания начнет тестировать сервис с 1000 электрических автомобилей в одном из европейских городов, который еще предстоит выбрать.
Рассматриваются города с благоприятными условиями для электромобилей. Рязанов добавил, что речь идет о Мадриде и Копенгагене, а также городах во Франции и Италии.
Глава «Яндекс.Драйва» также отметил, что быстро масштабировать бизнес каршеринга помог опыт «Яндекса» на рынке поисковых систем и при работе над «Яндекс.Такси».
К началу 2020 года сервис «Яндекс.Драйв» работает в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В публикации Financial Times говорится, что «основанный всего два года назад «Яндекс.Драйв» сейчас заявляет, что является самым крупным в мире сервисом каршеринга с автопарком из более чем 21 000 функционирующих в России машин». С момента запуска «Яндекс.Драйва» в феврале 2018 года к началу 2020-го пользователи совершили 46 млн поездок
Аналитики UBS оценивают стоимость «Яндекс.Драйв» в $600 млн и прогнозируют двукратный рост выручки до $16 млн в 2020 году. Антон Рязанов сказал FT, что «Драйв» станет прибыльным «в ближайшие несколько лет».
На российском рынке за «Яндекс.Драйвом» идут «Делимобиль» (12 000 автомобилей), BelkaCar (5000 машин) и YouDrive (3300 машин). Автопарк остальных российских операторов не достигает и 1000 автомобилей.[2]
Второе место в мире по количеству каршеринговых автомобилей
25 октября 2019 года стало известно о том, что «Яндекс.Драйв» вышел на второе место в мире по размеру автомобильного парка среди каршеринговых сервисов. О достижении объявил генеральный директор группы «Яндекс» Аркадий Волож в рамках публикации финансовой отчётности за третий квартал.
Речь идет о модели каршеринга free-float, когда пользователь может брать автомобиль, а потом оставлять его где угодно, уточнила пресс-служба «Яндекса».
К концу октября 2019 года у «Яндекс.Драйва» насчитывается 16,5 тыс. автомобилей. Это меньше только, чем у Share Now (ранее Car2go) — совместного сервиса Daimler и BMW, чей автопарк включает более 20,5 тыс. машин.
В прокате у «Яндекс.Драйва» находятся автомобили таких марок, как Kia, Renault, Skoda, Volkswagen, Nissan, Hyundai, BMW, Mercedes-Benz, Genesis, Porsche, Land Rover и другие. Стоимость поездки для пользователя рассчитывает алгоритм «Яндекса» исходя из дорожной ситуации и спроса на автомобили.
По состоянию на 25 октября 2019 года пользователи «Яндекс.Драйва» совершили в общей сложности 38 млн поездок. Сервис входит в сегмент «Другие направления и эксперименты» «Яндекса» и по итогам второго квартала текущего года обеспечивал более половины выручки этого сегмента, говорил операционный и финансовый директор Грег Абовский. По итогам третьего квартала выручка сегмента выросла на 176% год к году, до 4,1 млрд рублей, но он продолжает наращивать убыток по скорректированному показателю EBITDA — 1,2 млрд рублей за последний квартал.
По данным консалтинговой компании Arthur D. Little, в 2019 году лишь 12% водителей пользуются каршерингом. Эксперты говорят, что россиянам важно иметь собственный автомобиль. Генеральный директор YouDrive Борис Голиков считает, что маленький процент российских клиентов каршеринга связан с тем, что в России услуга появилась значительно позже, чем в других странах.[3]
Запуск системы определения стиля езды и блокировки агрессивных водителей
31 июля 2019 года стало известно о запуске системы, оценивающий стиль управления каршеринговыми автомобилями сервиса «Яндекс.Драйв». Агрессивные водители будут блокироваться.
Анализировать то, как человек водит каршеринговую машину, в тестовом режиме начала телематическая система, включающая множество датчиков. Она фиксирует углы поворота, руля, резкие старты, торможения и различные опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварии.
Если стиль покажется компьютеру агрессивным, водитель получит предупреждение. Также ему отключат доступ к сначала премиальным машинам, а впоследствии и ко всем остальным, если он не будет ездить спокойно.
Стиль можно исправить и соответственно улучшить репутацию в течение следующих 10 поездок.
Алгоритм начинает анализировать динамику каждой новой поездки и предыдущих девяти. Если водитель усмиряет пыл и едет плавнее, со временем его репутация восстанавливается. Если нет, то нет, — говорится в сообщении «Яндекс.Драйва». |
Помимо стиля вождения, алгоритм, как утверждается, позволяет выявлять передачу руля другому человеку. Штраф за передачу руля при нахождении в машине владельца аккаунта составит 50 тыс. рублей, и ещё в 150 тысяч рублей обойдется передача аккаунта, если его владелец в машине не находился. Кроме того, вся страховая ответственность полностью ложится на карту пользователя, которому принадлежит учётная запись, предупредили в компании.
К концу июля 2019 года технология находится на этапе тестирования и первый эксперимент стартовал в Санкт-Петербурге. В будущем он может быть распространен на другие города РФ.
Ранее в «Яндекс.Драйве» появилась система, которая оповещает о превышениях скорости. За неоднократные нарушения скоростного режима алгоритм ограничивает доступ к сервису.[4]
2018
Выручка — 1,13 млрд рублей, убытки — 550,6 млн рублей
В 2018 году выручка «Яндекс.Драйва» составила 1,13 млрд рублей, а чистый убыток — 550,6 млн рублей, свидетельствуют данные из базы «СПАРК-Интерфакс». Это первая отчётность по РСБУ, по которой можно судить о показателях каршерингового сервиса, запущенного в конце февраля 2018 года. Отдельно «Яндекс» не выделяет финансовые показатели этого направления.
По данным на август 2018 года, в автопарке сервиса больше двух тысяч машин, включая автомобили бизнес- и экономкласса. Стоимость аренды начинается от 5 рублей за минуту и зависит от дорожной ситуации и спроса на машины. Тарифы включают стоимость бензина, парковки и страхования (каско и ОСАГО). Сервис предлагает водителям удобное приложение для iOS и Android и круглосуточную службу поддержки.
Функция распознавания мультимедийной системой
21 ноября 2018 года Яндекс сообщил, что мультимедийная система Яндекс.Авто научилась узнавать водителей и применять их личные настройки в разных автомобилях. Данная функция заработала для сервиса каршеринга Яндекс.Драйв. Теперь после посадки в машину человеку не придётся вводить логин и пароль: Яндекс.Авто поздоровается с водителем по имени, загрузит избранные точки из Навигатора и включит персонализированное радио. Подробнее здесь.
Мобильные АЗС-автомобили заправщики
8 августа 2018 года Яндекс объявил, что в Яндекс.Драйве появились мобильные АЗС — автомобили, оборудованные цистернами с бензином. Автозаправщики будут по мере необходимости пополнять баки машин, чтобы они были всегда готовы к поездке и водителям не приходилось заезжать на заправку.
Все автомобили Драйва заправляются сертифицированным бензином марки АИ-95 и выше. Для распределения мобильных АЗС сервис использует специальный алгоритм. Он рассчитывает для них оптимальные маршруты с учётом того, где находятся машины Яндекс.Драйва и сколько бензина осталось в каждой из них. Эти данные поступают от систем телематики, которыми снабжены все автомобили сервиса.
Если водителю всё-таки не хватит бензина, например, в дальней поездке, он сможет заправить машину за счёт сервиса — с помощью приложения Яндекс.Драйв. Чтобы компенсировать самостоятельную заправку, сервис начислит пользователю бонусные баллы, которые можно потратить на аренду машины.
Запуск сервиса
Компания «Яндекс» запустила в феврале 2018 года в Москве каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв». Сервис дает возможность пользователям арендовать на определенный срок автомобиль, водителем при этом выступает сам пользователь. Сервис доступен для лиц в возрасте от 21 года, имеющих стаж вождения не менее двух лет.
Как и во всех каршеринговых сервисах, процесс получения и возврата автомобиля в «Яндекс.Драйве» автоматизирован и не требует личного контакта клиента с сотрудником компании. Поиск и аренда авто осуществляется через мобильное приложение. Приложение также показывает пользователю, где находится ближайшая машина и прокладывает к ней маршрут. Чтобы сэкономить время в начале поездки, клиент может удаленно включить заблаговременный прогрев двигателя.
Поездки в «Яндекс.Драйве» можно совершать как по Москве, так и по области. По окончании аренды автомобиль можно оставить внутри МКАД, в Химках, Митино, Красногорске, в Северном и Южном Бутово, Жулебино, Новокосино и аэропорту Шереметьево. В будущем компания обещает увеличить количество зон, где можно завершить аренду.
Автопарк «Яндекс.Драйва» насчитывает 750 транспортных средств моделей Kia Rio, Kia Rio X-Line и Renault Kaptur. Автомобили нового сервиса оснащены мультимедийной платформой «Яндекс.Авто», к которой подключены Навигатор и «Яндекс.Музыка», всеми этими службами пользователь может пользоваться во время поездки.
2017: Анонс сервиса
8 декабря 2017 года Яндекс анонсировала сервис поминутной аренды автомобилей — Яндекс.Драйв. Начало работы сервиса в Москве - февраль 2018 года. У сервиса будет собственный автопарк, на старте он будет состоять из автомобилей Kia Rio, Kia Rio X-Line и Renault Kaptur.
На 8 декабря 2107 год доступно приложение для iOS или Android. Требуется регистрация в Яндекс.Драйв. До конца января 2018 года зарегистрированные пользователи будут получать 20% от стоимости своих поездок с Яндекс.Такси на счёт в Яндекс.Драйве — требуется указать в анкете тот телефонный номер, который используется в приложении Такси. В феврале и марте, после запуска Драйва, накопленные деньги можно будет тратить на аренду машин.
Смотрите также
- Каршеринг (car sharing) рынок России
- Яндекс.Драйв и Х Яндекс.Каршеринг
- Делимобиль
- CARiOT (Каршеринг кариот)
- BelkaCar (Каршеринг)
- Volvo Cars (Sunfleet , каршеринг)
- YouDrive (Каршеринг)
- Городской каршеринг (Флекскар)
- CarTrek