ПНИПУ: Программа для мгновенного чтения дорожных знаков и предупреждения водителей

Продукт
Разработчики: ПНИПУ Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет
Дата премьеры системы: 2024/03/01
Отрасли: Транспорт
Технологии: Системы видеоаналитики

Основная статья: Видеоаналитика (термины, сферы применения, технологии)

2024: Представление программы для мгновенного чтения дорожных знаков

Ученые ПНИПУ разработали программу для мгновенного чтения дорожных знаков и предупреждения водителей. Об этом университет сообщил 1 марта 2024 года.

По данным ГИБДД основная причина ДТП – нарушение правил дорожного движения водителями. На нее приходится почти 90% от общего количества аварий. В том числе нарушения происходят по причине того, что водители не всегда своевременно видят дорожные знаки. При этом российские заводы-изготовители до сих пор выпускают автомобили, которые не оснащены системой их распознавания и выдачи предупреждений водителю о дорожной обстановке. А покупка отдельного зарубежного устройства обходится в среднем в 20 тысяч рублей. Ученые ПНИПУ создали отечественную систему, которая распознает дорожные знаки в режиме реального времени и тем самым снижает риск ДТП. Устройство предназначено для установки в уже эксплуатируемый автомобиль, а со временем может быть встроено на этапе производства и сборки российского транспорта.

На разработку выдано свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024611982 Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент). Проект выполнен в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.2 т

Обычно в машинах система распознавания дорожных знаков помогает, когда водитель пропускает их, двигаясь по дороге любого типа. Она отслеживает дорожные знаки, используя цифровую камеру, расположенную за зеркалом заднего вида и данные навигационной системы. Особенно это важно для водителей-новичков, которым сложно быстро считывать и реагировать на предупреждения при большом потоке автомобилей на дорогах.

Такие системы уже встраивают в зарубежные автомобили бизнес-класса. Водители отечественных автомобилей могу купить отдельный гаджет с такой функцией, но его стоимость варьируется от 20 тысяч рублей.

Ученые ПНИПУ создали собственный алгоритм распознавания дорожных знаков с использованием современных методов компьютерного зрения и машинного обучения на основе свободно распространяемых ПО. Программа написана на языке Python и весит всего 0,1 Мбайт. Разработчики реализовали программное обеспечение на основе библиотек OpenCV, Yolo и PyTorch. Затем ученые протестировали и оптимизировали работу системы в различных условиях освещения и загрязнения.

«
В результате у нас получилась программа, которая распознает дорожные знаки в режиме реального времени с видеопотока. Видимость устройства зависит от качественных характеристик применяемого объектива. При достаточной освещенности знаки качественно считываются на расстоянии ближнего света фар, примерно 25 метров. Затем система подает сигнал голосовым помощником или проекцией на лобовое стекло. У водителя есть примерно 1-5 секунд, чтобы отреагировать на полученную информацию. Еще один плюс устройства в том, что оно никак не связано с интернетом или GPS, а значит работает стабильно в любых условиях, – объяснил инженер кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ Александр Ларионов.
»

На март 2024 года проект находится на стадии экспериментального исследования на транспортных средствах. Затем предполагается продажа устройств, содержащих это программное обеспечение. Нововведенные знаки система будет постепенно «учить» с помощью периодических обновлений, примерно так же, как приложения в телефоне.

Так ученые ПНИПУ разработали программу, которая повышает безопасность на дорогах за счет уменьшения количества нарушений, связанных с неправильным прочтением дорожных знаков. Такое устройство может быть установлено на любой автомобиль. В связи с автоматическим информированием о знаках и разметке водители смогут экономить время и быстро реагировать на изменения в дорожной обстановке. Благодаря разработке пермских политехников риск ДТП снизится, а качество и безопасность отечественного автопрома увеличится.



Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  VizorLabs (Визорлабс) (41)
  Вокорд (Vocord) (39)
  ВидеоМатрикс (Videomatrix) (32)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (26)
  Simetra (ранее А+С Транспроект) (19)
  Другие (369)

  ВидеоМатрикс (Videomatrix) (9)
  Simetra (ранее А+С Транспроект) (6)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (5)
  VizorLabs (Визорлабс) (5)
  Ростелеком (4)
  Другие (55)

  VizorLabs (Визорлабс) (11)
  ВидеоМатрикс (Videomatrix) (8)
  Nord Clan (Норд Клан) (4)
  Джей Эс Эй Групп (JSA Group) (3)
  SteadyControl (2)
  Другие (33)

  VizorLabs (Визорлабс) (13)
  SteadyControl (6)
  Ростелеком (3)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (3)
  Транс-Телематика (3)
  Другие (36)

  SteadyControl (5)
  Nord Clan (Норд Клан) (3)
  Северсталь-Инфоком (3)
  Интеллектуальные технические системы НПО (НПО ИТС) (2)
  Simetra (ранее А+С Транспроект) (2)
  Другие (28)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Вокорд (Vocord) (9, 45)
  VizorLabs (Визорлабс) (9, 40)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (13, 33)
  ВидеоМатрикс (Videomatrix) (17, 32)
  PTV Group (2, 25)
  Другие (354, 238)

  ВидеоМатрикс (Videomatrix) (9, 9)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (3, 9)
  PTV Group (1, 6)
  Ростелеком (3, 5)
  VizorLabs (Визорлабс) (2, 5)
  Другие (17, 30)

  VizorLabs (Визорлабс) (7, 11)
  ВидеоМатрикс (Videomatrix) (7, 8)
  SteadyControl HoReCa (1, 3)
  SteadyControl (1, 3)
  VisionLabs (ВижнЛабс) (2, 2)
  Другие (18, 19)

  VizorLabs (Визорлабс) (4, 13)
  SteadyControl HoReCa (1, 7)
  SteadyControl (1, 7)
  Технологии безопасности дорожного движения (ТБДД) (1, 3)
  РИР (Росатом Инфраструктурные решения) (1, 2)
  Другие (15, 18)

  SteadyControl (1, 5)
  SteadyControl HoReCa (1, 5)
  Nord Clan (Норд Клан) (1, 3)
  PTV Group (1, 2)
  Интеллектуальные технические системы НПО (НПО ИТС) (1, 1)
  Другие (12, 12)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  PTV Visum - 25
  Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 24
  VisionLabs Luna - 24
  SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 23
  Vocord Traffic - 16
  Другие 275

  PTV Visum - 6
  VisionLabs Thermo (ранее VisionLabs Termo) - 5
  VisionLabs Luna - 5
  SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 4
  Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 4
  Другие 37

  Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 6
  SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 3
  Vmx SILA: HSE - 2
  Nord Clan: RDetector - 2
  Clearview AI ПО для распознавания лиц - 1
  Другие 29

  Визорлабс Контроль ОТ и ПБ (VizorLabs Health & Safety) - 9
  SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 7
  ТБДД: Азимут Комплексы фотовидеофиксации - 3
  Vizorlabs Платформенное решение видеоаналитики - 2
  Русатом Интеллектуальная транспортная система - 2
  Другие 19

  SteadyControl Система контроля и управления персоналом - 5
  Nord Clan: ML Sense - 3
  PTV Visum - 2
  ЦРТ: Визирь - 1
  N3.Аналитика - 1
  Другие 8