Название базовой системы (платформы): | HP Device as a Service (HP DaaS) |
Разработчики: | Навигатор (nav-it.ru) |
Технологии: | DaaS - Desktop as a Service |
К 2020 году термин Device as a Service (DaaS) или его русский перевод – «устройство как услуга» получил широкое распространение на рынке, но каждый из игроков интерпретирует его по-своему. ГК Навигатор одной из первых получила статус HP DaaS партнёра, и уже больше года реализует проекты в этом направлении. В данной статье раскрывается видение услуги Device as a Service (DaaS) для персональных устройств и объясняется, почему именно такой подход выбран.
Только ленивый не упоминает о том, что в портфеле решений компании есть услуга DaaS, но в подавляющем большинстве под этим подразумевается покупка оборудования с привлечением одного из финансовых инструментов: операционного или финансового лизинга, рассрочки или товарного кредита. При этом в основной массе оборудование так или иначе по завершению контракта переходит в собственность покупателя (лизингополучателя), поэтому это уже нельзя называть DaaS. В данном варианте теряется сама суть термина, и устройство перестает быть сервисом, а становится товаром.
С точки зрения автора статьи, только операционный лизинг, как инструмент финансирования, может быть частью полноценного DaaS проекта. В этом случае оборудование не переходит в собственность потребителя услуги, применяется выгодная ставка, исключается остаточная стоимость и по принятым системам учёта РСБУ и МСФО расходы признаются как OPEX. Вариант аренды оборудования от поставщика возможен только на малых и средних проектах. В качестве лизингодателя привлекается HPE Financial Services, поскольку они могут предоставлять операционный лизинг в двух валютах, имеют возможность заключения рамочного договора и гибко подходят к типам финансируемого оборудования.
Вторым существенным моментом, определяющим суть термина DaaS, является набор услуг, который оказывается помимо передачи самого устройства. На взгляд автора необходимо выстроить правильный баланс между сервисами производителя оборудования и его поставщиком. Где применимо, используются все возможности производителей, как заводские настойки, кастомизация, маркирование, так и до комплектации коробки аксессуарами для рабочего места, так как для крупных и регионально распределённых проектов это сокращает сроки и стоимость работ на местах.
Полный набор услуг по комфортному предоставлению и развертыванию этого сервиса:
- доставка до использования,
- погрузочно-разгрузочные работы,
- развертывание без остановки работы,
- настройка и введение в домен,
- обучение пользователя мало известным для него особенностям техники,
- утилизация упаковки,
- при необходимости утилизацию или выкуп старого устройства.
Третьим этапом DaaS проекта является сам процесс использования сервиса заказчиком. И тут появляется значительное отличие от обычной поставки и поставки с лизингом. В базовом сценарии ГК "Навигатор" обязуется решать вопросы доступности сервиса: предоставлять подменный фонд, осуществлять ремонт на месте эксплуатации. Перспективным решением по обеспечению доступности стала для ГК "Навигатор" система HP TechPulse с помощью, которой группа обеспечивает мониторинг здоровья устройств по 8 показателям, проактивную замену в случае риска выхода из строя, а так же предоставляет ИТ специалистам заказчика консультации по ошибкам приложений и операционной системы, по статистике использования оборудования, качеству его соответствия конкретным рабочим нагрузкам каждого пользователя. Для заказчиков с развитой первой линей поддержки предлагается взять на себя уровни выше по клиентскому оборудованию, в том числе с использованием средств удалённого управления аппаратного уровня Intel vPro и AMD DASH. Где требуется, предлагается организовать все линии своими силами. Неотъемлемой частью услуги DaaS является выделение заказчику персонального менеджера, который полностью контролирует процесс предоставления сервиса.Российский рынок цифровизации телекома: ключевые тренды и ИТ-поставщики. Обзор TAdviser
Ещё один важный вопрос - оптимальный срок проекта DaaS или возможные границы предоставления услуг. С точки зрения терминологии очень бы хотелось предоставить сервис с любым сроком возврата оборудования, как уже привыкли потребители облачных сервисов (от одного часа), но в российских реалиях и с учётом особенностей «не облачной» передачи устройств пользователям это невозможно. В сложившейся практике привлечения финансирования в проект есть возможность устанавливать срок от года до пяти лет. Практика ГК "Навигатор" показывает, что оптимальный вариант - 3 года исходя из следующих параметров:
- оптимальные финансовые условия операционного лизинга с учётом остаточной стоимости оборудования, достаточный горизонт финансового и организационного планирования;
- соответствие циклам обновления оборудования, которые сильно сжимаются последние годы - за этот срок происходит существенный рост производительности, улучшается безопасность, меняются форматы устройств;
- обеспечение оптимальной доступности сервиса, риск возникновения проблем с оборудованием заметно вырастает к концу 4-ого года эксплуатации, особенно с мобильными устройствами (деградация батарей, шоковые условия эксплуатации).
Проект DaaS с трёхлетним сроком уже максимально близок к коробочному решению, но, безусловно, тщательно анализируется ситуация с текущим парком устройств заказчика, анализируются возможности/задачи внутреннего ИТ и обсуждаются задачи бизнеса, чтобы найти оптимальное решение для проекта с разными сроками обновления для разного клиентского оборудования.
Подводя итог нужно сказать, что реализация DaaS проектов действительно отличается от простых поставок: это длительные отношения с ИТ, финансами заказчика и, что важнее, его пользователями. Сколько бы парт-номеров производителей, контрактов, систем не было бы в бекэнде проекта, ГК "Навигатор" стремится, чтобы словами заказчиков DaaS выражался достаточно просто - проект обеспечения сотрудников компании высоко доступными, технологически актуальными персональными устройствами с регулярными фиксированными платежами.
Виктор Гурманский
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Данные не найдены
Данные не найдены
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Данные не найдены
Данные не найдены
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)