Разработчики: | Росморпорт ФГУП, Ситроникс КТ (ранее Кронштадт Технологии) |
Дата премьеры системы: | октябрь 2023 г. |
Дата последнего релиза: | декабрь 2023 г. |
Отрасли: | Транспорт |
Содержание |
Основная статья: Безэкипажное судовождение, БЭС (Беспилотные морские суда)
2023
*Запуск парома «Генерал Черняховский» в коммерческую эксплуатацию
В России началась коммерческая эксплуатация первого морского судна в режиме дистанционного управления: паром «Генерал Черняховский» начал автономный рейс. Такой информацией с TAdviser 19 декабря 2023 года поделились представители Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
Паром «Генерал Черняховский» первым в стране начал работу в режиме дистанционного управления с применением средств автономной навигации (а-Навигации). Судно, обслуживающее морскую линию между Ленинградской и Калининградской областями, вышло из порта Усть-Луга в направлении порта Калининград.
«Мы запускаем в первый автономный рейс морской паром «Генерал Черняховский». Отмечу, что это не тестовый запуск. Это — старт полноценной коммерческой эксплуатация судна, которое должно доставить в Калининградскую область важные социально-значимые грузы», — сообщил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, который дал команду на запуск судна в дистанционном режиме. |
Как он уточнил, запуск парома в автономном режиме — результат работы, которая шла в течение нескольких лет. Благодаря реализации проекта Россия является одним из мировых лидеров в разработке и применении автономного судовождения.
«Генерал Черняховский» — это двухтопливный автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF19M, второй из серии новейших экопаромов, работающих на стратегически важной для Российской Федерации в условиях запрета транзита через Литву некоторых грузов в Калининградскую область линии, соединяющей западный российский эксклав с основной территорией страны. Инновационное судно построено по заказу «Росморпорта» в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области».
«Генерал Черняховский» пройдет около 500 морских миль в автономном режиме. Управление паромом на протяжении части маршрута, проходящей в открытом море, будет вестись из Центра дистанционного управления. Судно, которое перевозит социально важный груз в Калининградскую область, прибудет в порт Калининград 21 декабря 2023 года.Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах
Заместитель Министра транспорта Александр Пошивай по видеосвязи передал команду оператору начать эксплуатацию судна в автономном режиме.
«Опережающее внедрение технологий автономного судовождения способно обеспечить повышение конкурентоспособности, а также широкое применение российских технологий как в России, так и за рубежом. В нашей стране развитие морского транспорта с применением технологий автономной навигации является не разовым проектом, а целенаправленной государственной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации. Использование технологий автономного судоходства приведет к снижению эксплуатационных затрат судовладельцев, улучшит условия работы экипажей судов», — заявил заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай. |
Экопаром «Генерал Черняховский», работающий на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград» с октября 2022 года, имеет первое в России удостоверение морского автономного и дистанционно управляемого надводного судна (МАНС). Он оснащен системами для автономного управления (автономная навигационная система, система координированного управления, система компьютерного зрения, оптическая система анализа надводной обстановки и состояния судна), созданными российским разработчиком Sitronics Group. В комплексе они анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Информация передается с судна на берег в Центр дистанционного управления, где внешний экипаж видит внешнюю обстановку в той же мере, что и судовой, и при необходимости может взять управление на себя в дистанционном формате.
«Сегодняшнее событие — значимая веха для отрасли и всех участников проекта. Это уже можно считать серийным внедрением автономных систем, которыми оснащены два парома линии Усть-Луга – Балтийск («Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», прим. редакции). Для этого было установлено специальное оборудование и разработанный нами софт. В комплексе все системы анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна, — рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев. |
По его словам, автономное судовождение предназначено для повышения безопасности судоходства. Поэтому свое развитие технология получит и на речных судах. В частности, осенью 2023 года Sitronics Group провела успешные испытания автономного судовождения в акваториях рек и планирует дорабатывать решение и внедрять его уже в 2024 году.
Ожидаем, что, благодаря нашим совместным усилиям в ближайшие несколько лет безэкипажные решения найдут свое место в повседневной работе и на море, и на реках», — заключил Николай Пожидаев. |
Как отметил заместитель генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда, Россия первая в мире приступила к практическому применению технологий автономного судовождения в реальных условиях. Массовая реализация подобных систем среди широкого круга отечественных судовладельцев позволит не только повысить безопасность мореплавания и конкурентоспособность морского транспорта, но и улучшить транспортную логистику России в целом, убежден топ-менеджер.
«Гордость для «Росморпорта» — стоять у истоков внедрения а-Навигации в РФ как одной из ключевых технологий в цифровой трансформации морской отрасли. Уверен, что совместными усилиями мы и дальше будем успешно справляться с поставленными задачами по обеспечению безопасного и бесперебойного судоходства на всем пространстве страны и, как следствие, устойчивого прогрессивного развития морской отрасли», — добавил Кирилл Гайда. |
По состоянию на декабрь 2023 года второй паром — паром «Маршал Рокоссовский», находящийся в морском порту Усть-Луга — также готов к эксплуатации в дистанционном режиме, отмечается в сообщении, опубликованном 19 декабря 2023 года на официальном портале «Росморпорта».
В 2021 году в России был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года, куда были включены беспилотные логистические коридоры, автономное судовождение и беспилотная авиадоставка грузов, рассказала директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
«Сегодня уже началась массовая коммерческая эксплуатация авиадоставки, коммерческая перевозка грузов по М-11. Сегодня мы вместе запустили коммерческую эксплуатацию морских судов», - добавила Полина Давыдова. |
Получение удостоверения МАНС
Росморпорт зарегистрировал первые в России беспилотные паромы. Об этом пресс-служба предприятия сообщила 3 октября 2023 года.
Первые в РФ удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) получили экопаромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», осуществляющие перевозки на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград». Документы, выданные Российским морским регистром судоходства, позволяют осуществлять дистанционное управление судами с возможностью перехода на ручное управление при движении в море, а также на ручное управление с поддержкой принятия решения, в том числе при прохождении узкостей и входе в порт. Подробнее здесь.
Работы по переводу паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» в режим автономных судов осуществлялись ФГУП «Росморпорт» совместно с компанией Sitronics KT с 2022 года в рамках федерального проекта «Автономное судовождение».
Смотрите также