Лукин Валерий
Лукин Валерий

Биография

Валерий Лукин родился в 1965 году. Имеет несколько высших образований, среди которых юридическое и финансовое. Начал свою трудовую деятельность слесарем-ремонтником на Производственном объединении атомного машиностроения «Атоммаш» в 1982 году, а впоследствии, в течение двух лет работал ведущим юрисконсультом этого предприятия.

С 1994 года работал в банке «Донинвест», который в то время занимал лидирующее положение среди банковских организаций Северного Кавказа. Уже через полгода работы был назначен директором Волгодонского филиала банка. Был членом Советов директоров нескольких производственных предприятий города, в том числе Волгодонского речного порта. Еще через год работы был переведен на должность директора Московского филиала банка.

С 1996 в качестве начальника кредитного управления московского банка «Пробизнесбанк» участвовал в разработке совместных кредитных продуктов с The European Bank for Reconstruction and Development и The US-Russia Investment Fund.

В 2000 году Валерий Лукин был приглашен в крупнейший частный банк России «Альфа-Банк» для создания нового департамента, объединяющего торговое финансирование, проектное финансирование и лизинг. Банковское подразделение, объединяющее ряд сложных кредитных продуктов, было новаторским для российского рынка того времени, и вскоре, по этой модели начали создаваться аналогичные подразделения в других российских банках. В 2001 году был назначен старшим вице-президентом банка. Отвечал за организацию деятельности компании «Альфа-лизинг». Занимался структурированием финансирования проектов, в том числе с участием иностранных финансовых институтов. Являлся членом Совета директоров Альфа-банк Украина, Альфа-лизинг Казахстан и Амстердамского торгового банка. В период его работы Альфа-банк получал награды `The Best Trade Finance Bank` журнала `Global Finance` (США) в 2001, 2002 и 2003 годах.

В 2001-2003 годах Валерий был членом комитета по инвестициям и лизингу Ассоциации Российских Банков.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос

В 2003 году Валерий Лукин решил продолжить карьеру в сфере промышленного производства и был приглашен в вертолетостроительную компанию «Камов-холдинг» на должность заместителя генерального директора, а в 2004 году – стал генеральным директором. Валерий также входил в Советы директоров Конструкторского бюро «Камов» и Дубненского машиностроительного завода. Вертолеты Камов имеют мировую известность за счет своей уникальной конструкции соосного расположения несущих винтов. После развала СССР, конструкторское бюро и заводы-производители вели самостоятельную хозяйственную деятельность, в том числе и на международном рынке. В результате, отсутствие координации и взаимная конкуренция приводили к значительным экономическим потерям. Создание из разрозненных компаний вертикально-интегрированного холдинга существенно повысило конкурентоспособность и эффективность бизнеса.

В 2006 году Валерий Лукин был приглашен на должность финансового директора крупнейшей частной машиностроительной корпорации «Русские машины», которая включала предприятия автомобилестроения, авиастроения, двигателестроения, вагоностроения, производства автобусов и дорожно-строительной техники с общей численностью сотрудников 140 тысяч человек. В середине 2008 года был назначен Генеральным директором корпорации. В это же время Валерий входил в состав Центрального бюро «Союза машиностроителей России» и был председателем экономической комиссии Союза. Также он являлся членом Советов директоров целого ряда российских промышленных предприятий, в числе которых ОАО «ГАЗ», «Авиакор - авиационный завод», «Росийская корпорация транспортного машиностроения» и ОАО "Абаканвагонмаш" и другие. Одним из знаковых событий этого периода была успешная реструктуризация задолженности машиностроительного холдинга GAZ Group в сумме 40 млрд рублей путем организации синдиката кредиторов. Среди участников синдиката были известные российские и международные банки: Сбербанк России, Газпромбанк, ВТБ, Абсолют Банк, Райффайзенбанк, Гаранти-банк, «ЮниКредит Банк», «Альфа-банк», «Банк Уралсиб», Кредит Европа банк, Петрокоммерц, Barclays bank, Royal Bank of Scotland, BCGV, HSBC, Svedbank, Commerzbank, Natixis, Credit Suisse, Erste Group Bank, Sumitomo Mitsui Banking Co и Nomura Int. Одновременно с реструктуризацией задолженности, была проведена масштабная реструктуризация бизнеса, позволившая существенно повысить его эффективность. В связи с проведением этой инновационной для отечественного бизнеса комплексной реструктуризации, ставшей впоследствии примером для многих крупных промышленных предприятий, в 2008 и 2009 годах Валерий Лукин вошел в рейтинг «ТОП 1000 менеджеров России», а в 2009 году стал лауреатом Международной транспортной премии «Золотая колесница».

С 2011 года по настоящее время Валерий Лукин руководит собственным бизнесом по антикризисному консалтингу, связанному со сложными реструктуризациями предприятий и их кредиторской задолженности. Среди множества значимых проектов, выполненных в этот период, наиболее известной является организация реструктуризации задолженности металлургического холдинга Группы ЧТПЗ перед 19 банками путем организации синдиката кредиторов на сумму 86,57 млрд рублей и облигационного займа на сумму 8,2 млрд рублей с получением Государственной гарантии в размере 43 млрд рублей. Реструктуризация долга Группы ЧТПЗ была признана журналом EMEA Finance (UK) `The Best Restructuring in Central and Eastern Europe` в 2013 году.

С 2013 по 2016 Валерий Лукин являлся членом Совета директоров ЧТПЗ и Группы компаний «Римера», а в 2017 года вошел в состав Экспертного совета медиагруппы СНОБ – одного из наиболее известных в стране медийных бизнес-сообществ.

В 2019 году Валерий Лукин стал членом Ассоциации Независимых Директоров, а на следующий год - сопредседателем Фонда аккредитованных директоров. Получил международную директорскую квалификацию IoD Certificate in Company Direction Британского института директоров (IoD UK).

В 2020 году Валерий был избран членом Совета директоров ВРК-1, крупнейшей в России компании по ремонту грузовых вагонов. А в 2021 году дополнительно был избран Председателем комитета по стратегии и Председателем комитета по кадрам и вознаграждениям ВРК-1. С 2021 года Валерий Лукин является также членом Совета директоров крупнейшей в стране компании по пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом - Федеральной пассажирской компании.

В настоящее время Валерий Лукин продолжает осуществлять деятельность независимого управленческого консультанта, а также работает над созданием национальной Платформы профессиональных директоров – еще одним новаторским проектом, запуск которого запланирован на вторую половину 2022 г.

Дата публикации: 1 октября 2021 г.

Автор: Илья Алдонин