Содержание |
Когда-то Алексей Захаров был готов уступить созданный его командой сайт superjob.ru за $5 000. Но покупателя так и не нашел. Пришлось заниматься его развитием самостоятельно. За 10 лет superjob.ru помог найти работу более чем 1 млн россиян. Выручка в этом году превысит $4 млн. И продавать его Захаров пока не собирается.
Купчин из агентства «Контакт» прекрасно осведомлен, насколько выросла капитализация superjob.ru, но ничуть не жалеет о том, что некогда отказался его купить. «Мы эффективно занимаемся традиционным рекрутингом, и я надеюсь, что наша капитализация тоже с тех пор выросла многократно. Я очень рад успехам superjob.ru, но убежден, что каждый должен заниматься своим делом», — говорит Купчин.
Первые шаги в предпринимательстве президент и совладелец кадрового дома «Суперджоб» Алексей Захаров совершил еще в институте. «Надо было зарабатывать на жизнь», — говорит он. Он вырос и окончил школу не в Москве, а в Нижнем Новгороде. Но сразу поступить в вуз не получилось. Поэтому после школы Захаров устроился работать токарем 4-го разряда. Потом служил в армии, а затем еще год проработал на заводе. И только после этого поступил на факультет международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Здесь он познакомился со своими будущими партнерами по бизнесу, студентами факультета международного права Сергеем Габестро и Сергеем Калачом.
Молодые люди решили применить свои знания на практике и в 1996 г. создали юридическую компанию «Триумвират». Причем Габестро и Калач стали специализироваться на юридических услугах, а Захарова гораздо больше интересовали перспективные новые проекты. В 1998 г. он возглавил компанию «Триумвират Девелопмент», занявшуюся разработкой веб-сайтов.
С ситуацией на российском кадровом рынке Захаров познакомился случайно. Одним из его соседей по офисному зданию в центре Москвы было рекрутинговое агентство «Контакт». Захаров предложил главе агентства Анатолию Купчину свои услуги. Договорились так: команда Захарова на свой страх и риск создаст интернет-ресурс superjob.ru, а специалисты «Контакта» выступят в качестве консультантов.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Создатели superjob.ru попытались устранить недостатки, которыми, на их взгляд, страдал сайт job.ru: унифицировали формат резюме, разработали несколько фильтров, помогающих защищать сайт спама или повторных публикаций. В январе 2000 г. сайт начал свою работу.
Цена вопроса
Сайт получился довольно удачным, но доходов не приносил, а его развитие и поддержка отнимали ресурсы немногочисленной команды разработчиков и программистов. Поэтому всего через пару месяцев Захаров предложил Купчину выкупить у него superjob.ru. «Первоначальная цена составила $5000, потом была снижена до $3500. Но мы решили, что поддержка такого ресурса не соответствует профилю нашей компании», — говорит Купчин.
Захаров и Габестро отправились на поиски покупателей. Американская инвестиционная компания оценила блокирующий пакет superjob.ru примерно в $300 000, вспоминает Захаров. «Как интересно», — подумали предприниматели и попросили своего знакомого сотрудника «Тройки Диалог» сделать независимую оценку. Знакомый сообщил, что блокирующий пакет может стоить $1,8 млн и найти покупателя не составит большого труда. Оставалось лишь выполнить несколько формальных шагов. Но завершить их предприниматели не успели. Котировки американских интернет-компаний рухнули, интерес инвесторов к подобным активам упал практически до нуля. Предпринимателям пришлось задуматься, что делать с сайтом дальше.
Искусство хедхантера
В 2001 г. Захаров и Габестро решили на базе сайта создать хедхантинговое агентство «Суперджоб». Сняли просторный офис на Старом Арбате, назначили гендиректором выпускника одной из западных бизнес-школ, позволили ему набрать команду высокооплачиваемых рекрутеров и консультантов. «Ни мне, ни моему партнеру не хотелось лично заниматься рекрутинговым бизнесом, — говорит Захаров. — Но финансовые показатели новой компании нас не могли не озадачивать. В них не прослеживалось никакой логики: один квартал «Суперджоб» приносил несколько десятков тысяч долларов прибыли, а следующий заканчивался с не меньшими убытками».
Пришлось переводить агентство в соседний офис и лично разбираться, что же все-таки в нем происходит. Первый же контракт озадачил Захарова. Заказчик внес необходимую предоплату, затем выбрал менеджера из нескольких предложенных кандидатов. Но в оговоренный день финалист так и не вышел на работу.
«Пришлось отправляться к заказчику с тортом и бутылкой коньяка», — вспоминает Захаров. Хорошие отношения удалось сохранить, но предоплату пришлось вернуть.
В следующие три недели эта история повторилась еще четырежды. «Я понял, что так мы на одном коньяке разоримся», — вспоминает Захаров. Поэтому партнеры решили закрыть кадровое агентство. За полтора года в него было вложено $1,5 млн. Захаров считает это инвестициями в собственное образование. Без них ничего хорошего из superjob.ru не получилось бы, говорит он. «Я уважаю хедхантеров. Но то, чем они занимаются, это не бизнес, это искусство», — отмечает Захаров.
Работать за плату
Закрывать сайт было просто жаль. Надо было как-то заставить работодателей, размещающих на сайте информацию о вакансиях, за эти услуги платить. Главная сложность заключалась в том, что большинство конкурентов, в том числе job.ru, никакой платы с работодателей не требовали. Но даже сотрудники не верили, что работодатели согласятся платить за услуги. «Я пытался переубеждать их в индивидуальном порядке. Но они возвращались на свое рабочее место, и через пару дней все приходилось начинать сначала», — рассказывает Захаров.
Тогда он провел общее собрание. «И пока я не убедился, что все без исключения сотрудники поверили в нашу новую модель, ни один из моего кабинета не вышел», — вспоминает он.
С 1 января 2003 г. superjob.ru перестал размещать на сайте бесплатные объявления о вакансиях и предоставлять бесплатный доступ к базе данных резюме. И это пошло сайту лишь на пользу. Работодатели стали более ответственно относиться к размещению вакансий, что не могло не сказаться на уровне интереса со стороны кандидатов.
Пределы роста
Дела компании быстро пошли на поправку. В первый же месяц работы по новым принципам выручка составила около $10 000. К концу 2003 г. оборот компании превысил $300 000, в 2004-м — $1 млн, а по итогам этого года достигнет $4 млн. «Более 1 млн человек по всей стране смогли найти работу с помощью нашего сайта», — с гордостью говорит Захаров. Компания присутствует во многих крупных российских, казахских, украинских городах, отмечает он. Сейчас на superjob.ru размещены около 10 000 вакансий и более 700 000 резюме. Но большинство операций компания осуществляет из единого центра. Исключение было сделано лишь для украинского представительства. «Мы выяснили, что украинский кадровый рынок существенно отличается от российского. Поэтому в апреле 2006 г. мы открыли представительство в Киеве», — рассказывает Захаров. Сейчас в нем работают два человека: генеральный директор и главный бухгалтер. Их главная задача — сбор платежей. Поддержка сайта и даже обработка заказов осуществляются из Москвы.
С 2003 г. компания приносит прибыль. А к началу 2005 г. удалось вернуть то, что было вложено в хедхантинговое агентство. Уровень рентабельности Захаров не раскрывает. «Деньги нам не нужны. Мы и так зарабатываем больше, чем успеваем вкладывать в развитие», — отмечает он. Но разговаривать всерьез о продаже компании он готов лишь с такими инвесторами, которые смогут предложить ему «больше, чем деньги». Например, возможность выхода на европейский или мировой рынки. Пока действительно интересных предложений не поступало, говорит Захаров.
Сайт superjob.ru входит в тройку лидеров тематического раздела «Работа» рейтинга Rambler Top 100 и его популярность стабильно растет. Если с 10 по 16 октября 2005 г. на этом сайте побывало 240 500 человек, то за тот же период 2006 г. — более 457 000.
Объем рынка интернет-рекрутинга Юрий Вировец, гендиректор компании Headhunter — владельца ресурса hh.ru, оценивает в $10-15 млн. Захаров согласен с такой оценкой.
Но какого-либо давления со стороны конкурентов он не ощущает. Потенциал российского рынка интернет-рекрутинга использован едва ли на 5%, говорит он. Поэтому оценку стоимости компании как три-четыре ее годовых оборота считает неправильной: «Практически без всяких усилий с нашей стороны наш оборот может превысить $50 млн. Вот тогда и поговорим».
Купчин из агентства «Контакт» прекрасно осведомлен, насколько выросла капитализация superjob.ru, но ничуть не жалеет о том, что некогда отказался его купить. «Мы эффективно занимаемся традиционным рекрутингом, и я надеюсь, что наша капитализация тоже с тех пор выросла многократно. Я очень рад успехам superjob.ru, но убежден, что каждый должен заниматься своим делом», — говорит Купчин.