2024/01/18 11:43:38

Георгий Подбуцкий, SL Soft: Главным трендом рынка становится консолидация игроков

После разрыва экономических связей с зарубежными глобальными компаниями и многолетними партнерами, российский ИТ-рынок сталкивается с множеством сложностей в перестраивании бизнес-процессов. Почему его укрупнение неизбежно, какие барьеры предстоит преодолеть — в интервью коммерческого директора SL Soft Георгия Подбуцкого.

Георгий
Подбуцкий
Крупные российские вендоры смогут формировать цивилизованный и отвечающий ожиданиям заказчиков рынок.

Как бы вы, с позиции участников рынка, охарактеризовали прошедший год?

Георгий Подбуцкий: Разумеется, главным бизнес-вызовом, с которым столкнулись и производители ПО, и заказчики, стала необходимость тотального импортозамещения. Если говорить коротко, то нам необходимо заменить большую долю программного стека ИТ — от операционных систем до бизнес-приложений, причем сделать это в очень сжатые сроки. К началу этого беспрецедентного в нашей современной истории перехода на импортонезависимые технологии российские заказчики приступили с достаточно невысоких стартовых позиций. В среднем, доля российского софта в информационных системах крупнейших заказчиков, по оценкам Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, составляла 30-35%. А в ряде отраслей и технологических направлений была и того меньше.

Масштаб задач впечатляет, и естественно возникающий вопрос — способна ли индустрия справиться с ними?

Георгий Подбуцкий: По итогам общения с клиентами и партнерами мы выделяем несколько барьеров для более быстрых темпов замещения зарубежных решений.

Первый из них связан с наличием специалистов. Дефицит кадров на ИТ-рынке, кажется, постоянен, но сегодня мы переживаем наиболее острую его фазу. Долгие годы подготовка айтишников велась практически с полной оглядкой на иностранных вендоров и на базе западных технологий. Сегодня же заказчикам нужны не просто программисты или администраторы, а специалисты, знающие российский стек технологий и российские прикладные системы. В отличие от транснациональных гигантов, которые в свое время развернули в России настоящие «фабрики подготовки» по своим технологиям, наши вендоры в большинстве своем не имели ни времени, ни опыта, ни ресурсов для такого массового и масштабного обучения специалистов. Теперь эту задачу приходится решать в «пожарном порядке» и совместными усилиями производителей, интеграторов и самих клиентов.

Второе препятствие — финансовые вложения. Миграция с одной информационной системы на другую всегда затратна. А здесь требуется заменить чуть ли не весь отлаженный годами корпоративный ИТ-ландшафт, сохранить при этом непрерывность бизнеса и обеспечить поддержку работающего ИТ-комплекса.

И, наконец, большой и сложный блок проблем связан непосредственно с технологиями. Здесь я бы тоже обозначил три группы сложностей, с которыми сталкиваются заказчики при переходе на российский софт. Во-первых, для некоторых решений на рынке фактически не существует отечественных аналогов. К счастью, ситуация все-таки редкая и касается в основном нишевого ПО, сфокусированного на отраслевых и производственных задачах. Такие вопросы сейчас пытаются решать, привлекая промышленные инвестиции в Индустриальные центры компетенций. Во-вторых, предлагаемые российскими вендорами системы не полностью покрывают функциональные возможности западных решений — это, пожалуй, самая распространенная технологическая проблема. Одномоментно нарастить функционал сложно, поэтому приходится все же идти на компромисс, предлагая заказчику поэтапную миграцию с постепенной доработкой решения. В-третьих, переход часто затрудняет несовместимость различных российских продуктов друг с другом.

Вызовы для заказчиков ясны, а что происходит на рынке поставщиков? Готовы ли российские вендоры решать стоящие перед предприятиями и компаниями вопросы?

Георгий Подбуцкий: Следует отметить, что вендорский ландшафт рынка ПО изменился за два года до неузнаваемости. Раньше основной контур корпоративной информационной системы практически полностью закрывался десятком глобальных игроков, имеющих большой портфель зрелых продуктов и технологий. Такие компании старались обеспечить полную технологическую совместимость своих решений, предоставить качественную поддержку и сервис. У них за плечами — многолетняя история, десятки и сотни тысяч сотрудников, возможности масштабных инвестиций в исследования и разработки.

После ухода глобальных игроков крупные российские заказчики имеют дело с настоящим «калейдоскопом» производителей софта и приложений — достаточно сказать, что в Реестре отечественного ПО сегодня представлено более 18 тысяч продуктов. Какие-то из них на рынке давно, значительная часть разработана в последние пару лет. По функциональному покрытию они также чаще всего уступают предложениям глобальных вендоров и охватывают отдельные части корпоративных решений, предлагавшихся прежде «из одних рук». Конечно, о технологической совместимости всех этих систем говорить не приходится.

Image:Banner_tadviser.png

В части зрелости решений у заказчиков возникает множество вопросов, это одна из проблемных зон рынка. Как сейчас они справляются?

Георгий Подбуцкий: В конечном счете задача по формированию стека решений, с которой раньше справлялись в связке глобальный вендор и локальный интегратор, сегодня во многом ложится на плечи самого заказчика: он вынужден оперативно обучать своих специалистов и вместе с несколькими российскими производителями проводить тестирование и интеграцию продуктов.

Аналогичная ситуация и со зрелостью самих поставщиков: большинство компаний-разработчиков корпоративного ПО — малый бизнес, действующий на рынке менее пяти лет, не обладающий достаточными ресурсами и опытом в построении системы поддержки и сопровождения своих продуктов, аналогичной той, которая была выстроена за десятилетия работы глобальными вендорами.

Вследствие этого возникает вопрос долгосрочного доверия к поставщику. Жизненный цикл корпоративной информационной системы превышает пять лет. Будет ли небольшой российский вендор существовать спустя это время? Хватит ли его собственных ресурсов для развития продукта, привлечения и удержания специалистов? Эти вопросы часто просто повисают в воздухе.

И какой ответ может родиться у рынка в этой ситуации?

Георгий Подбуцкий: На мой взгляд, мы стоим на пороге большой консолидации игроков рынка ПО. Ядрами объединения будут выступать наиболее крупные российские производители программных продуктов, которые пополняют свои портфели за счет приобретения компаний с наиболее зрелыми разработками. Такие процессы уже идут в области инфраструктурного софта, информационной безопасности, делового ПО, формируется несколько крупных экосистем облачных сервисов.

SL Soft, созданная в ГК Softline в 2023 году, также реализует стратегию консолидации. И сейчас SL Soft — крупный российский вендор в области интеллектуальной автоматизации. В нашем портфеле Low-code платформы ROBIN, «Цитрос», Polymatica и Soica, инструменты для анализа неструктурированной информации «Преферентум» и системы для управления HR-процессами «БОСС». И мы планируем дальнейшее расширение продуктовых направлений.

Что дает рыночная консолидация заказчикам прикладного ПО?

Георгий Подбуцкий: Прежде всего, крупный вендор «снимает» вопросы по технологической совместимости решений, входящих в его портфель, причем на весь период их жизненного цикла. Более того, единый портфель обеспечивает и глубокую интеграцию приложений в комплексных решениях, создавая дополнительную ценность для бизнеса. У SL Soft примером может выступать интеллектуальный архив электронных документов, который позволяет хранить, извлекать информацию и анализировать годами накапливающиеся в компании документы. Причем обращаться к архиву — задавать вопросы и команды — можно на естественном языке.

Крупная компания выстраивает необходимые составляющие для постоянной работы с заказчиками — единый сервис поддержки, развитую партнерскую сеть, систему подготовки и сертификации специалистов и пользователей и пр. И, конечно, крупный вендор за счет своей рыночной устойчивости может предложить клиентам различные модели сотрудничества, позволяющие сделать переход на российский софт более гибким — например, через механизмы приобретения лицензий на продукт или многолетние корпоративные подписки.

Таким образом трансформация российского рынка ПО происходит на большой скорости, и консолидация игроков — один из актуальнейших трендов его развития. Крупные российские вендоры смогут формировать цивилизованный и отвечающий ожиданиям заказчиков рынок и продвигаться по взятому на технологический суверенитет курсу.