2019/12/23 17:42:51

Гособлако
Государственная единая облачная платформа
ГЕОП

Проект «гособлако» нацелен на предоставление госорганам единой облачной платформы. Первая концепция развития «гособлака» была утверждена в 2015 году, а в 2019-м проведена ее полная переработка.

Содержание



Инструменты и сервисы Государственной единой облачной платформы

Инструменты импортозамещения

Техническая политика ГЕОП

Техническая политика ГЕОП, составляющая комплекс технических требований к ЦОД, программно-аппаратным комплексам, включающим в себя:

Технология миграции в ГЕОП

  • Технология миграции в ГЕОП информационных систем органов государственной власти.
  • Практика показывает, что переход на использование импортозамещенных технологий – крайне сложная задача для ведомств и практически неосуществимая, если ведомство осуществляет такой переход в одиночку.

Моделирующие стенды

  • Моделирующие стенды, создаваемый на базе ФГБУ «НИИ «Восход», с помощью которого будет осуществляться тестирование технических решений для программных услуг и услуг облачных вычислений.

Услуги ГЕОП

Инфраструктурные услуги (Colocation, IaaS)

  • Инфраструктурные услуги ЦОД
  • Аренда вычислительных мощностей и каналов связи

Платформа как услуга (PaaS)

Программное обеспечение как услуга (SaaS).

Следующий уровень – это услуги электронного правительства (eGaaS)

  • системы электронного документооборота
  • национальная система управления данными (НСУД)
  • система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
  • единая система идентификации и авторизации (ЕСИА)
  • ТАРМ
  • Проектная деятельность ОГВ

ТАРМ - Концепция Типового Автоматизированного Рабочего Места

Оптимизация процесса организации автоматизированных рабочих мест работника федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов:

  • Создание единой технической, организационной, правовой политика в области процесса организации автоматизированных рабочих мест.
  • Повышение уровня непрерывности предоставления услуг
  • Минимизация рисков информационной безопасности
  • Повышение надежности функционирования АРМ
  • Миграция не профильных направлений профессиональной деятельности федеральных государственных органов и государственных внебюджетных фондов по процессу организации автоматизированных рабочих мест на централизованный подход по предоставлению услуг ТАРМ
  • Снижение уровня зависимости от зарубежных производителей
  • Снижение совокупной стоимости владения АРМ


Устройства ТАРМ могут быть следующих видов:

  • Стационарный ПК (в том числе моноблок);
  • Ноутбук;
  • Планшет.

Основные требования к устройствам ТАРМ:

  • Соответствие требованиям постановления Правительства №719;
  • Наличие в реестре Минпромторга;
  • ПО из реестра Минкомсвязи;
  • Единая техническая политика ТАРМ, а также типизация устройств.

Основной функционал подхода «Устройство как услуга»:

  • Предоставление в пользование ТАРМ;
  • Подготовка ТАРМ к использованию, установка прикладного программного обеспечения;
  • Ремонт, замена ТАРМ и/или его компонентов;
  • Инвентаризация и мониторинг ТАРМ;
  • Проактивная аналитика ТАРМ (предупреждение и заблаговременное предотвращение сбоев в работе ТАРМ);
  • Настройка параметров безопасности;
  • Управление изменениями и обновлениями ПО на ТАРМ;
  • Техническое сопровождение;
  • Регламентное техническое обслуживание ТАРМ.

Рабочее место как услуга (DaaS)

В основе данного подхода по предоставлению ТАРМ лежит технология VDIвиртуальное рабочее место. Обеспечивается доставка полноценного профиля пользователя до его рабочего места.

Основной функционал подхода «Рабочее место как услуга»:

  • настройка и развертывание виртуализированного ТАРМ на основе единого программного шаблона;
  • масштабирование ТАРМ в зависимости от потребностей федерального органа исполнительной власти или государственного внебюджетного фонда;
  • мониторинг предоставления ТАРМ;
  • централизованное обеспечение информационной безопасности;
  • интеграция с информационными системами и телекоммуникационной инфраструктурой федерального органа исполнительной власти или государственного внебюджетного фонда;
  • централизованное обновление ПО на ТАРМ;
  • надежное хранение и контроль информации пользователей;
  • централизованное резервное копирование;
  • техническое сопровождение.

Рабочая среда как услуга (WaaS)

Результатом применения данной технологии является полный отказ от операционных систем Windows на конечных рабочих местах пользователей. Данный подход представляет возможность плавного перехода на отечественный стек компонентов ТАРМ за счет доставки информационных сервисов базирующихся на ОС Windows на рабочее место пользователя, работающее под отечественной ОС.  

Основной функционал подхода «Рабочая среда как услуга»:

  • размещение прикладного ПО в виртуальной инфраструктуре доставки приложений;
  • масштабирование ТАРМ в зависимости от потребностей федерального органа исполнительной власти или государственного внебюджетного фонда;
  • мониторинг предоставления ТАРМ;
  • централизованное обеспечение безопасности;
  • интеграция с телекоммуникационной инфраструктурой федерального органа исполнительной власти или государственного внебюджетного фонда;
  • централизованное обновление прикладного ПО;
  • надежное хранение и контроль информации пользователей;
  • резервное копирование пользовательских данных;
  • техническое сопровождение.

История

2019

* Mail.ru Group получила контракт на разработку государственного "облака"

НИИ «Восход», который вместе с «Ростелекомом» назначен исполнителем проекта по переводу информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу (ГЕОП), на безальтернативной основе выбрал подрядчика по созданию первой очереди ФГИС «Управление ГЕОП».

За 238,5 млн рублей разработкой системы займется Mail.ru Group. Соответствующий договор размещен на портале госзакупок 19 декабря 2019 года[1].

Mail.ru Group займется созданием первой очереди системы «Управление ГЕОП». Фото предоставлено пресс-службой Mail.ru Group

Первая очередь ФГИС «Управление государственной единой облачной платформой» предназначена для апробации функций комплексной автоматизации, информационной и технологической поддержки процессов контроля качества оказания вычислительных и программных услуг ГЕОП, регламентирования деятельности поставщиков услуг, оптимизации, планирования и принятия решений в части задач функционирования и развития платформы.

Весь объем работ по проекту разделен на пять этапов. Первый предусматривает поставку оборудования системы, включая аппаратное обеспечение и системное ПО, а также технических средств центра диспетчерского управления ГЕОП и специального программного обеспечения.

На втором этапе запланирована актуализация проектных решений и разработка рабочей документации. Третий и четвертый этап включают работы по адаптации специального программного обеспечения и проведению предварительного испытания. И на заключительном пятом этапе исполнителю предстоит обеспечить сопровождение опытной эксплуатации системы. Последний этап должен быть завершен 22 мая 2020 года.

Разрабатываемая система должна обеспечивать информационно-методическую поддержку потребителей и поставщиков услуг, являться средством автоматизации их взаимодействия, а также предоставлять централизованный контроль качества оказания услуг ГЕОП, средства анализа и прогнозирования.

Схема структуры и информационных потоков системы «Управление ГЕОП»

Поставляемые в рамках проекта технические средства должны базироваться на преимущественном использовании серийно производимого аппаратного обеспечения российских производителей, при наличии такого «железа», удовлетворяющего требованиям техзадания, в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

Что касается программных средств, то они должны быть включены в реестр отечественного ПО или являться программным обеспечением с открытым исходным кодом.

Как сообщили TAdviser в Mail.ru Group, планируется, что компания выступит разработчиком цифровых решений для НИИ «Восход», задействовав свою обширную экспертизу в сфере развития облачной инфраструктуры.

«

Наши существующие технологические решения соответствуют потребностям НИИ «Восход», а опыт в сфере цифровизации позволит дополнительно кастомизировать ПО под нужды клиента в минимальные сроки, - отметили в пресс-службе Mail.ru Group.

»

В НИИ «Восход» пояснили, что Mail.ru Group была выбрана в качестве подрядчика для создания первой очереди ФГИС «Управления ГЕОП» в соответствии с заключенным с Минкомсвязью контрактом и собственным положением о закупке.

«

Решения, предложенные Mail.ru Group, соответствуют нашим критериям отбора: компания предлагала короткий срок создания первой очереди системы, обеспечивала соответствие используемого специального программного обеспечения нормам импортозамещения, в том числе выполнение Постановления Правительства РФ 1256. Кроме того, было важно, чтобы функциональность готового ПО поставщика соответствовала требованиям техзадания, поскольку время на дополнительную разработку крайне ограничено. Ключевыми критериями выбора являлись многолетний облачный опыт и знания коммерческого провайдера. Среди такого ПО, разработанного Mail.ru Group, будут система управления облачной платформой, а также автоматизированные системы агрегации метрик качества, аналитики и планирования, ведения каталогов услуг, поставщиков и потребителей, мониторинга инфраструктуры, управления уровнем предоставления услуг, - рассказали TAdviser в НИИ «Восход».

»

Напомним, что в апреле 2019 года в Mail.ru Group было создано новое B2B-направление - «Mail.ru цифровые технологии», которое возглавил бывший гендиректор SAP СНГ Павел Гонтарев. Контракт с НИИ «Восход» - это уже не первый крупный проект Mail.ru Group, который компания выполняет для корпоративных клиентов. В частности, на TAdviser SummIT в ноябре 2019 года CIO «Норникеля» Юрий Шеховцов рассказал, что вместе с Mail.ru Group ведется создание гибридного облака.

Правительство распорядилось: внедрять "гособлако" будут единственные исполнители - "Ростелеком" и НИИ "Восход"

18 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликовано распоряжение Правительства РФ от 11.11.2019 № 2667-р. Этим распоряжением назначены единственные исполнители в эксперименте по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу (ГЕОП), а также по обеспечению ФОИВ и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением. Ими станут «Ростелеком» и НИИ «Восход»[2].

Дмитрий Медведев распорядился назначит единственных исполнителей по переводу ИТ-систем госорганов на государственную облачную платформу

Сам эксперимент, как уже писалось ранее, был утвержден постановлением Правительства РФ от от 28.08.2019 № 1114 и продлится с 30 августа 2019 года по 30 декабря 2020 года.

Участниками эксперимента являются Минкомсвязи, Минтруд, Минюст, Государственная фельдъегерская служба (ГФС), Федеральная таможенная служба (ФТС), Ростехнадзор, Росгвардия, Росархив, Росимущество и Фонд социального страхования.

В положении об эксперименте, утвержденном постановлением № 1114, указано также, что на добровольной основе в эксперименте могут участвовать ФГБУ НИИ «Восход» и ИТ-поставщики.

Но, похоже, что распоряжение Правительства № 2667-р несколько скорректировало тезис о добровольном участии «Восхода» и других ИТ-поставщиков. Назначение «Ростелекома» и «Восхода» единственными исполнителями в эксперименте с ГЕОП фактически включило их в число обязательных участников. Но эта обязательность имеет свою положительную сторону – теперь у «Ростелекома» и «Восхода» не будет конкурентов в части поставки товаров и выполнения работ, связанных с ГЕОП.

Между собой два единственных поставщика тоже не будут конкурировать – в распоряжении расписаны полномочия каждой из организаций:

  • "Ростелеком" определен единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2019 и 2020 годах закупок товаров, работ, услуг, связанных с переводом информационных систем и информационных ресурсов Минтруда России, Минюста России, Ростехнадзора, Росимущества, ГФС России, Росархива, Фонда социального страхования Российской Федерации в государственную единую облачную платформу, а также с арендой вычислительной инфраструктуры и организацией связи, которые необходимы для проведения эксперимента;
  • НИИ «Восход» определен единственным исполнителем аналогичных закупок Минкомсвязи в 2019-2020 гг., но только в отношении информационных систем и информационных ресурсов Росгвардии и ФТС России.
  • Кроме того, «Восход» будет единственным исполнителем по закупкам Минкомсвязи, связанным с созданием постоянно действующих стендов, используемых для тестирования отдельных технических решений, а также по закупкам работ по созданию первой очереди федеральной государственной информационной системы "Управление государственной единой облачной платформой".
  • И, наконец, `Восход` объявлен единственным исполнителем по закупкам Минкомсвязи, связанным с созданием автоматизированных рабочих мест работников федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на основе программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (об этом пункте распоряжения будет отдельный разговор ниже).

Предельным сроком контрактов, заключаемых Минкомсвязью с `Ростелекомом` и `Восходом` в качестве единственных исполнителей по перечисленным выше видам закупок, определено 31 декабря 2020 года.

Также в распоряжении определена возможность для обоих единственных исполнителей привлекать к исполнению контрактов субподрядчиков/соисполнителей при условии исполнения единственными поставщиками не менее 10 процентов совокупного объема обязательств по контрактам лично.

С выходом распоряжения № 2667-р проясняется судьба бюджетных средств объемом в 1,17 млрд рублей, которые были предусмотрены мероприятием `Создание Государственной единой облачной платформы` в утвержденном плане информатизации Минкомсвязи на 2019-2021 гг. еще в сентябре 2019 года, однако, так и не попали до сих пор ни в одну из объявленных закупок.

Теперь понятно, что эти средства будут распределены между `Ростелекомом` и `Восходом`. И, поскольку закупки для реализации этого мероприятия будут осуществляться в режиме единственного поставщика, определенного распоряжением Правительства РФ, на них, скорее всего, не распространится приостановка доведения лимитов бюджетных обязательств на 2019 год, действующая с 1 октября 2019 года.

Эксперт, с которым побеседовал TAdviser по поводу опубликованного распоряжения, обратил внимание на один интересный нюанс.

Последним видом закупок, единственным поставщиком по которым будет выступать НИИ «Восход», являются закупки, связанные с созданием автоматизированных рабочих мест работников госорганов на базе отечественного ПО - это мероприятие из состава федерального проекта `Цифровое госуправление` нацпрограммы `Цифровая экономика`.

В августе 2019 года были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 о централизации закупок ПО для нужд ФОИВ, в соответствии с которыми такие закупки должны выполняться за счет бюджетных средств, предусмотренных на реализацию вышеупомянутого мероприятия по созданию типовых АРМ госслужащих. И как раз на днях были объявлены две мега закупки Минкомсвязи в рамках бюджета этого мероприятия – офисного ПО (757,1 млн рублей) и ПО информационной безопасности (197,7 млн рублей). Аукционы по этим закупкам запланированы на 03.12.2019 и 23.11.2019, соответственно.

Если внимательно прочесть формулировку из распоряжения № 2667-р, относящуюся именно к закупкам для создания типовых АРМ, можно заметить, что в этой формулировке нет ограничений, касающихся эксперимента с ГЕОП – то есть, `Восход` объявляется единственным поставщиком по таким закупкам безотносительно ГЕОП. Намеренно или случайно текст оказался так нечетко сформулированным, сказать невозможно. Но в случайность верится всё же меньше.

То есть, формально статус `Восхода` как единственного поставщика ПО для создания типового АРМ госслужащих распространяется и на две объявленные мега закупки. Тогда в ближайшем будущем вполне возможен вариант, при котором обе закупки будут отменены решением заказчика (Минкомсвязи), и вместо аукционов будут проведены закупки у единственного поставщика (при этом даже публиковать извещения не потребуется, потому что недавние изменения в 44-ФЗ отменили обязательность такой публикации в случае закупок у единственного поставщика).

Эксперт отметил, что шансы `Восхода` взять оба мега-контракта и так были существенно выше любого из возможных конкурентов, но закупка в режиме единственного поставщика имеет явное преимущество как раз для поставщика – нет необходимости участвовать в торгах и снижать начальную цену, соревнуясь с конкурентами.

Эксперт оговорился, что это всего лишь гипотеза о возможном развитии событий. Насколько эта гипотеза окажется близкой к реальности, покажет будущее.

Финальная ремарка. Строго говоря, под действие постановления №658 подпадают далеко не все ФОИВ, участвующие в эксперименте с ГЕОП, а только ведомства, входящие в сферу компетенции Правительства РФ. Конкретно это – Минкомсвязь, Минтруд, Ростехнадзор и Росимущество; на ведомства `президентского блока` и внебюджетные фонды постановление № 658 не распространяется. Но, очевидно, что при осуществлении закупки у единственного поставщика на этот нюанс вряд ли будет обращаться внимание.

Правительство утвердило концепцию создания государственной единой облачной платформы

В сентябре 2019 года на официальном портале правительства было опубликовано распоряжение, утверждающее концепцию создания государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Разработало документ Министерство цифрового развития в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика».

Концепция предусматривает поэтапный перевод информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления в ГЕОП. Поставщиков услуг ГЕОП будут отбирать в порядке, установленном федеральными законами о госзакупках и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

К 2022 году необходимо завершить перевод 52% информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в ГЕОП. Чтобы отработать ключевые подходы к переводу на эту платформу информационных систем концепция предусматривает проведение пилотного проекта с участием федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее концепцию перехода на ГЕОП (фото - ТАСС)

Ведомством, координирующим и поддерживающим методически пилотный проект, целесообразно определить Министерство цифрового развития, говорится в концепции. Для пилотного проекта совместно с его участниками планируется сформировать временные требования к инфраструктуре ГЕОП.

В более глобальном масштабе концепция предусматривает создание коллегиального органа, в который могут включаться представители Министерства цифрового развития, ФСБ, ФСТЭК и других федеральных органов власти, а также органов и организаций, переводящих информационные системы в ГЕОП. Коллегиальный орган будет отвечать за разработку проектов требований к инфраструктуре платформы, методологии перехода на ее использование, регламентов предоставления и потребления услуг, одобрение планов перехода и др.

Предстоит разработать механизм и предусмотреть поэтапное подключение к инфраструктуре ГЕОП существующих ЦОДов органов власти, синхронизировав этапы создания платформы с планами по переводу в нее их информационных ресурсов.

Также, в соответствии с документом, необходимо проработать механизмы, позволяющие быть поставщиками услуг облачных вычислений и программных услуг юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые соответствуют ряду требований – от структуры бенефициаров провайдера до требований к ресурсам, которые есть у провайдера.

Отдельный блок концепции посвящен обеспечению информационной безопасности ГЕОП, где излагаются требования к поставщикам облачных услуг. Например, не реже одного раза в год они должны будут проводить организационные мероприятия (обучения, тренировки), направленные на повышение уровня знаний специалистов по вопросам обеспечения безопасности.

Власти утвердили эксперимент по переходу госинформсистем в «Гособлако»

30 августа 2019 года стало известно, что Правительство РФ утвердило положение о проведении эксперимента по переводу информационных систем госорганов на единую облачную платформу. Соответствующее постановление можно найти на портале официальной публикации правовых актов.

Как сообщалось, эксперимент стартует 30 августа 2019 г. и продлится до 30 декабря 2020 г. Он затронет информационные системы и ресурсы федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов. Также в рамках эксперимента указанные структуры будут обеспечены автоматизированными рабочими местами и ПО.

В эксперименте примут участие Минкомсвязи, Минтруда, Минюст, Государственная фельдъегерская служба (ГФС), Федеральная таможенная служба (ФТС), Ростехнадзор, Росгвардия, Росархив, Росимущество и Фонд социального страхования. На добровольной основе в эксперименте будут участвовать ФГБУ НИИ «Восход» и ИТ-поставщики.

В эксперименте могут участвовать и другие госорганы или внебюджетные госфонды, но такие решения нужно согласовывать с ними и утверждать президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Затраты на реализацию проекта в 2019-2021 гг. были оценены в 47,6 млрд руб. Ранее предполагалось, что координатором работ по созданию платформы станет «Ростелеком», затратив на это из собственных средств 41 млрд руб. Однако затем Минкомсвязи предложило назначить на эту позицию НИИ «Восход».

Эксперимент представляет собой попытку сформировать и апробировать условия, необходимые для создания Государственной единой облачной платформы («Гособлако»). В ходе эксперимента предполагается также апробировать функциональность первой очереди федеральной ГИС «Управление государственной единой облачной платформой». В результате планируется создать рабочую модель функционирования ГИС на платформе.

Согласно постановлению Правительства, заказчиком работ по разработке документации для эксперимента станет Минкомсвязи. Оно же может выступать заказчиком товаров и работ, связанных с переводом ГИС в облако, но для этого министерство должно заключить соответствующие соглашения с участниками эксперимента. Участники, которые не будут заключать соглашения с Минкомсвязи, будут заказывать себе товары и работы сами.

Кроме того, Минкомсвязи должно создать межведомственную рабочую группу для координации мероприятий эксперимента и разработать план перехода госорганов на облачную платформу.

Минкомсвязи должно проследить, чтобы в первой очереди системы управления были средства защиты информации и средства идентификации пользователей. Кроме того, в системе должны быть электронные журналы учета операций и средства ежедневного копирования этих журналов и других данных на резервный носитель, а также средства хранения резервных копий в течение 30 дней.

До 30 сентября 2019 г. Минкомсвязи по согласованию с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) должно утвердить требования к ЦОД, на которых будет работать «Гособлако», а также требования к обеспечению его безопасности и к оптимизации архитектуры ГИС участников эксперимента. В течении двух месяцев со дня принятия постановления Минкомсвязи должно согласовать с участниками эксперимента список ГИС, которые будут переводиться в облако.

До 30 декабря 2019 г. министерство должно утвердить технический проект миграции, в котором будет представлена модель классификации ГИС, типовые этапы миграции и список необходимой документации. К этому сроку Минкомсвязи также должно определиться с временными стандартами автоматизированного рабочего места, качества услуг поставщиков, предоставления отчетности о работе облачной платформы и т. д. Кроме того, министерство должно создать постоянно действующий стенд для тестирования технических решений.

Помимо этого, до 30 декабря 2019 г. министерством должны быть разработаны технические требования к первой очереди системы управления «Гособлаком», правила ее использования и сервисной поддержки. К этому же сроку должны быть сформированы сама единая облачная платформа и первая очередь системы управления ею.

До 30 января 2020 г. Минкомсвязи совместно с НИИ «Восход» должны проанализировать существующие российские программно-аппаратные комплексы и выбрать среди них наиболее подходящие для организации автоматизированных рабочих мест и наиболее соответствующие временному стандарту типовых технических решений для программных и облачных услуг поставщиков платформы. К этому же сроку Министерство должно запустить реестр поставщиков и потребителей, участвующих в эксперименте.

Отчет об эксперименте должен быть представлен до 30 сентября 2020 г. При необходимости эксперимент может быть продлен. Оценка результатов проводится в течение трех месяцев после окончания эксперимента. [3]

Новая концепция

Советник директора ФГБУ НИИ «Восход» Рубен Энфиаджян, выступая на конференции TAdviser Cloud Day 2019 в апреле, рассказал о новой концепции государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Она была разработана под эгидой Минкомсвязи в 2019 году и представляет новое видение создания и развития «гособлака» с учетом новых вызовов, стоящих перед госорганами.

Рубен Энфиаджян

Рубен Энфиаджян отметил, что в 2015 году распоряжением правительства РФ была утверждена концепция развития «гособлака», но за 4 года особых успехов в продвижении этой идеи на рынке достигнуто не было. И теперь в мероприятиях нацпрограммы «Цифровая экономика» этому проекту будет дано новое дыхание, говорит он.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Было проведено обследование госорганов на тему сложности и длительности миграции информационных систем госорганов на облачную платформу. Вывод - потребности в инфраструктуре для госорганов растут с каждым годом примерно на 15%. Также была выявлена недофинансированность некоторых систем в части инфраструктуры, что связано с прохождением нескольких кризисных периодов российской экономикой, отметил советник директора НИИ «Восход».

Вместе с тем, очень часто ИТ-системы госорганов базируются на импортных программно-аппаратных средствах, что несет в себе риски. Возможности импортозамещения ограничены разнородностью существующих технологий. Новая концепция стала ответом на все эти вызовы, пояснил докладчик.

Потенциальными потребителями платформы должны стать различные органы власти и местного самоуправления, госкорпорации. «Гособлако» будет контролироваться и аттестовываться государством.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Предполагается, что платформа будет включать в себя единый набор базовых сервисов (Colocation, IaaS, PaaS, eGaaS — инфраструктура электронного правительства) от пула доверенных провайдеров, равнозначных с точки зрения доступа и с прозрачными общими рыночными тарифами. При этом у каждого заказчика может быть несколько провайдеров.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Концепция предусматривает выбор провайдеров по 44-ФЗ, а для контроля качества с провайдерами будет подписываться SLA. Управляться и мониториться эта платформа будет учреждением, подведомственным Минкомсвязи. Например, НИИ «Восход». Это решение пока не утверждено, но такое намерение у Минкомсвязи есть, добавил Энфиаджян.

Минкомсвязи будет отвечать за согласование требований для включения в реестр поставщиков ГЕОП, рассказал советник директора НИИ «Восход».

«
В предыдущей концепции поставщик был единый: оператор, который занимает существенное положение на рынке России - «Ростелеком». Но сейчас новая команда министерства настаивает на конкурентной среде - создании пула доверенных провайдеров, т.е. компаний и госкорпораций, которые прошли проверку и аккредитацию, - пояснил Рубен Энфиаджян.
»

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Предполагается, что поставщики ГЕОП инвестируют в проект свою инфраструктуру, участвуют в проводимых торгах, которые проводят заказчики, и далее исполняют условия контракта. Заказчики потом должны будут отправить отчет регулятору об эффективности использования ресурсов.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

При этом облако должно быть реализовано на оборудовании и ПО, «свободных от санкционных рисков».

Концепция предполагает, что НИИ «Восход» ведет реестр поставщиков, разрабатывает тарифы, требования, технические условия, проводит мониторинг управления, разрабатывает и контролирует исполнение SLA, а также помогает экспертизой в разрешении спорных ситуаций.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Переход ФОИВов в облако предполагается поэтапным, особенно учитывая, что этот процесс осуществляется параллельно с импортозамещением ПО в госорганах.

Чтобы облачная платформа полноценно заработала, необходима гармонизация существующего законодательства. Необходимо, в первую очередь, внесение изменений в 149 и 44-ФЗ, а также немного в 210-ФЗ, отмечает Рубен Энфиаджян. Также требуется подготовить подзаконные акты и новые нормативно-правовые акты, обеспечивающие новый национальный стандарт классификации ЦОДов, чтобы не ориентироваться на американские или европейские стандарты вроде Tier 3, Tier 4.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Представитель НИИ «Восход» отметил, что сроки начала перехода госорганов на облачную платформу зависят во многом от того, как скоро будут проведены необходимые законодательные изменения. Ожидается, что переход начнется в 2020 году.

НИИ «Восход» разрабатывает план перехода госорганов на облачную платформу. Его утвердить планируется в 2019 году. Также, не дожидаясь изменений в законе, НИИ «Восход» хочет распоряжением правительства провести эксперимент с первыми 10-15 ведомствами по началу перехода на ГЕОП и учесть этот опыт в 2020 году.

2017: "Гособлако" должно быть запущено в промышленную эксплуатацию до конца 2019 года

Согласно плану мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" программы «Цифровая экономика РФ», к середине 2019 года должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу ("гособлако").

При этом, ввод "гособлака" в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 года. С этого момента и до конца 2020 года на эту платформу должны мигрировать 60% федеральных и 40% региональных информационных систем. В целом же к 2024 году доля государственных систем, перенесенных в "гособлако", должна увеличиться до 90%.

2016

Законопроект о гособлаке

В ноябре 2016 года Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение проект закона, предусматривающего постепенный перевод существующих и перспективных государственных информационных систем в единую инфраструктуру электронного правительства. Разработан он был, в том числе, во исполнение поручения президента о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства.

Согласно законопроекту, функционирование информационных систем госорганов, госкорпораций, госкомпаний и взаимодействие между ними в электронной форме осуществляется, в том числе, с использованием инфраструктуры электронного правительства. В документе регламентируется порядок использования этой инфраструктуры и определяется ее состав. Там же дается определение поставщика услуг инфраструктуры, закрепляются его обязанности.

Единую инфраструктуру электронного правительства разработчики документа предлагают реализовать в виде системы федеральных и региональных ЦОДов. Они полагают, что это наиболее целесообразный способ обеспечить экономически обоснованные условия для сосредоточения вычислительных ресурсов, а также хранения и обработки персданных граждан на территории РФ. Предполагается, что ЦОДы должны быть связаны резервированными магистральными каналами связи высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер.

«
Подобная структура системы ЦОД позволит с наименьшими затратами обеспечивать информационно-телекоммуникационными услугами территориально распределенных пользователей за счет приближения ресурсов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры непосредственно к пользователям, - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
»

Защита от компьютерных атак должна быть реализована с использованием надежных программно-аппаратных средств и соблюдением принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы РФ, отмечается там же.

При создании единой инфраструктуры законопроект предполагает использование облачных технологий. В числе их преимуществ разработчики документа называют повышение эффективности использования вычислительных ресурсов, сокращение расходов организации на приобретение ИТ-оборудования, ПО и их обслуживание, сокращение расходов на электроэнергию. Преимуществами являются также повышение управляемости ИТ-инфраструктуры и возможность обеспечить бесперебойную работу организации благодаря системе резервного копирования и миграции виртуальных сред.

Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов, чтобы актуализировать понятийный аппарат, регламентировать основные механизмы использования облачных услуг, установить правовой статус системы федеральных и региональных ЦОДов.

Документ устанавливает определение инфраструктуры облачных вычислений. Она представляется обособленной и территориально распределенной по территории РФ совокупности технических средств, ПО, сетей, обеспечивающих работу при создании, обработке, хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе.

Документ предлагает также внести изменения № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чтобы закрепить в нем использование единой ИКТ- инфраструктуры при оказании госуслуг. Кроме того, он предполагает внесение изменений в № 63-ФЗ «Об электронной подписи», чтобы установить единые требования к электронной подписи для госорганов.

Наряду с этим, документ закрепляет за Минкомсвязи полномочия по проведению единой технологической политики. Сюда входит формирование технических и организационных требований к сетям связи, импортозамещение оборудования и ПО, исключение многократного создания функционально схожих элементов инфраструктуры.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что реализация его положений потребует значительных технических и организационных изменений со стороны госорганов. В связи с этим потребуется применение специального порядка срока вступления его в силу.

Поручение президента о единой инфраструктуре

21 июля 2016 года президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву разработать и внести в Госдуму федеральный закон о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства «для повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти». Об этом говорится на сайте Кремля.

Путин поручил создать единую инфраструктуру электронного правительства

Документ должен утвердить состав и требования к элементам единой инфраструктуры, в том числе инженерной части, которая включает сети связи, центры обработки данных и систему информационной безопасности. Функции каждого элемента должны быть закреплены, а использование аналогов со временем ограничено.

Также кабмин должен проработать переходный период, в течение которого госорганы перейдут на единую инфраструктуру при создании и эксплуатации государственных информационных систем и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по облачным технологиям в интересах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, законопроект должен определить оператора инфраструктуры и исполнителя работ по созданию и эксплуатации всех ее элементов. Им должен быть оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем двух третей регионов России.

В поручении говорится о том, что надо определить правовые и экономические механизмы поэтапного перехода на финансирование создания, развития и эксплуатации единой инфраструктуры с привлечением внебюджетных средств.

Поручение президента должно быть выполнено до 1 января 2017 года.[4]

Оценки перспектив "Гособлака" участниками ИТ-рынка перед стартом проекта

В ходе опроса, проведенного в мае-июне 2016 года, TAdviser попросил отечественных вендоров и интеграторов, работающих на рынке информатизации госсектора, оценить перспективы "гособлака" (тенденций консолидации вычислительных ресурсов ведомств). Практически все опрошенные эксперты положительно оценивают будущее данной тенденции. В частности, в ходе опроса звучали такие эпитеты как "перспективное", "эффективное", "практичное", "выгодное", "полезное", "правильное" и т.д.

«
Развитие современных информационных систем непосредственно связано с развитием облачных решений и, технологически, этот путь является перспективным и экономически выгодным. Использование облачных технологий в частном облаке или в гособлаке позволяет решить вопросы безопасного хранения и обработки данных, быстро провести информатизацию, - уверен Дмитрий Комиссаров, генеральный директор "Новых облачных технологий"
»

Технологически, по его мнению, реализация возможна несмотря на масштабы проекта, и что важно - реализация возможна с широким использованием отечественного ПО. Государство готов принять ряд шагов на пути к созданию такой инфраструктуры, добавляет эксперт. Наиболее сложным здесь является организационный вопрос выбора оператора – как только он будет решен, процесс можно будет считать начавшимся, считает Комиссаров.

По мнению генерального директора "АМТ-Груп" Александра Гольцова, "гособлако" является очень правильным направлением развития, так как оно позволит существенно оптимизировать инвестиции в инфраструктуру, а также обеспечить выполнение требований информационной безопасности.

При этом, если с технологической стороны задача выглядит вполне решаемой, то с правовой и организационной могут быть проблемы. Главным образом это касается вопросов конфиденциальности данных.

«
Основные барьеры были и остаются больше не в технологической плоскости, а скорее - в юридической. Сейчас нет достаточного нормативного поля, которое позволит взять данные и информационные системы ведомств и разместить на одном сервере или в одном ЦОДе. Даже на федеральном уровне. Кроме того, чтобы инициатива "гособлака" была интересна ведомствам, необходимо проработать вопросы финансирования. Сейчас ведомство за необходимую ему информационную систему "голосует рублем", - говорит Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов "Ланит". - Кто будет заказчиком в случае "гособлака" – мне не очень понятно
»

Если это будет зона ответственности оператора, то без проработки необходимых юридических техник интерес функционального заказчика будет менее защищен, чем сейчас. Как следствие, добавляет Эйсымонт, появляется риск снижения релевантности внедряемых решений бизнес-задачам, которые необходимо информатизировать.

О правовой стороне вопроса говорит и генеральный директор "Айтоники" Алексей Болдырев. По его словам, пока еще не выработан механизм передачи ответственности за хранение весьма чувствительных конфиденциальных данных в потенциальном "гособлаке" от ведомства, которое их генерирует, к ведомству, которое управляет будущим "гособлаком".

«
Построить большой ЦОД и забить его данными – это техническая проблема, и она решаема. Сложности, как представляется, лежат скорее в правовой и организационной плоскости, - отмечает гендиректор "Айтоники"
»

Проблем организационного характера ожидает и Владимир Андреев, президент "ДоксВижн". Так или иначе, все ИТ-сервисы уйдут в облачную инфраструктуру, в особенности в иерархических структурах госсектора это выгодно и эффективно, говорит он. Однако по большей части это будут гибридные облака – когда ядро решения базируется в частном облаке вышестоящего органа власти/региона или крупного муниципалитета, а некоторые сервисы потребляются из публичных облаков (например, серьезные шансы на это имеет облачный сервис "МойОфис", поясняет Андреев.

Если скрестить "гособлако" с развитием реестра российского ПО, можно получить независимую, доступную и быстро развертываемую инфраструктуру для комплексной автоматизации деятельности и повышения эффективности органов государственной власти, уверен Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос". Ограничением, по его мнению, может стать обеспечение безопасности данных и систем, но при текущем уровне развития систем информационной безопасности это решается организационными и технологическими мерами, с привлечением ответственных за это государственных организаций и ведомств.

«
При разумном управлении этим процессом бюджетная экономия будет выгодна государству и гражданам – мы сможем получить более качественные сервисы, а освободившийся бюджет будет перенаправлен на другие технологические и социально-значимые проекты", - считает представитель "Астерос"
»

О вопросах безопасности говорят и в компании "КРОК".

«
Основной камень преткновения в создании «гособлака» - это даже не нормативно-юридические аспекты, а скорее вопросы обеспечения безопасности. Ведь информационные системы различных органов отличаются по классам защищенности, определяемыми ФСТЭК, ФСБ и пр., и все они будут перенесены в единую среду с доступом для множества субъектов. Работоспособность такой среды должна быть не только нормативно регламентирована, но и фактически обеспечена с точки зрения подходов к информационной безопасности, в основном за счет использования свободного ПО и российских ИТ-решений», - комментирует Александр Беляев, руководитель направления open-source в ИТ-инфраструктуре компании КРОК.
»

Ключевым риском, по мнению Тимура Меджитова, заместителя директора по работе с органами власти компании Directum, являются каналы связи между выбранными местами дислокации элементов "гособлака" в регионах и реальными пользователями. Если данный риск не будет закрыт, то пользователи могут столкнуться с медленной работой приложений и сервисов, предупреждает он.

«
Облачная модель и сервисы – это то, к чему сегодня двигаются как коммерческие, так и государственные организации. Это практично и эффективно, за счет таких преимуществ как виртуализация, отказоустойчивость, простота модернизации, интеграции и сопровождения, меньшая удельная стоимость ресурсов, и многих других. Соответственно, повсеместное распространение данной тенденции – это лишь вопрос времени, особенно с учетом сегодняшних реалий, - подытоживает Алексей Пилипчук, генеральный менеджер Tegrus
»

Первым клиентом "Гособлака" может стать Минкомсвязи

Первым крупным клиентом "Гособлака" может стать Минкомсвязи и инфраструктура электронного правительства. В январе 2016 года источник в министерстве заявил TAdviser о планах утилизировать устаревшее оборудование инфраструктуры и в дальнейшем арендовать его по модели IaaS (подробнее).

2015: Утверждение концепции "Гособлака"

7 октября 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил концепцию (скачать документ в формате PDF) перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие гостайну, в систему федеральных и региональных ЦОД.

В октябре 2015 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее концепцию создания «Гособлака»

Предпосылки проекта

Обследование ИКТ-инфраструктуры госорганов и внебюджетных фондов показало, что они главным образом используют собственные ресурсы и имеют потребность в дополнительных ИКТ-ресурсах. В качестве одной из предпосылок проекта в концепции указывается необходимость выделения крупных средств из бюджета на развитие существующей у госорганов инфраструктуры. По оценке авторов концепции, расходы на модернизацию и развитие собственных ИКТ-ресурсов из бюджетов различных уровней по итогам 2014 года составили более 16 млрд. руб., и это без учета содержания штата специалистов в количестве 4,8 тыс. человек, обслуживающих ИКТ-инфраструктуру.

В концепции приводятся данные, что затраты только федеральных органов исполнительной власти на развитие собственной ИКТ-инфраструктуры, включая проектирование и строительство ЦОД, закупку и монтаж оборудования, оцениваются на период 2015 - 2017 гг. в 102 млрд руб., из которых более 40% могут быть направлены на закупку серверов.

За счет постепенного отказа от закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг системы ЦОД удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год. Таким образом, в период 2015-2017 гг. только по федеральным органам власти экономия средств федерального бюджета может составить около 10,2 млрд руб., говорится в документе.

Еще одной предпосылкой является вопрос безопасности. Локальная ИКТ-инфраструктура является уязвимой для внешних компьютерных атак из-за используемых в ней импортных технических и программных средств, отмечают составители концепции. В документе также приводится факт, что 70% государственных служащих используют для служебной переписки почтовые сервисы коммерческих организаций, которые зачастую размещены на иностранных хостинговых площадках. Это создает риски, связанные с неконтролируемым доступом третьих лиц к электронной корреспонденции.

Создание собственных продуктов, базирующихся на ПО с открытым кодом или собственной разработки, размещенном в контролируемых ЦОДах на территории РФ, с соблюдением установленных требований к ИБ могло бы стать решением этой проблемы, отмечается в документе.

Со ссылкой на международный опыт в концепции отмечается, что в госорганах целесообразно использовать сервисный подход к обеспечению ИКТ-инфраструктуры, а также облачные технологии.

«Для эффективного решения задачи информатизации государственного управления при одновременном обеспечении оптимизации расходов бюджетов всех уровней, увеличения устойчивости функционирования и безопасности государственных информационных ресурсов необходимо увеличивать долю использования облачных технологий в информационно-телекоммуникационном обеспечении деятельности органов власти», - говорится в концепции.

Организация системы ЦОД

В соответствии с концепцией, должна быть организована система федеральных и региональных ЦОД, связанных в единый катастрофоустойчивый кластер резервированными магистральными каналами связи. Защита сети ЦОД от компьютерных атак должна быть реализована с использованием «надежных программно-аппаратных средств» и соблюдением принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы РФ. В целях защиты информации документ также предписывает тщательный независимый контроль поставщиков «облачных» услуг, использующих ИКТ-инфраструктуру системы ЦОД.

Управляться сеть ЦОД должна одним оператором. При этом последний может создавать их базовую ИКТ-инфраструктуру за счет собственных средств, а также привлекать мощности иных организаций для работы в такой системе согласно заранее утвержденным техническим требованиям и порядку присоединения.

Регулирование стоимости услуг

С целью ограничения роста стоимости услуг системы центров обработки данных концепция предписывает установить предельно допустимое годовое удорожание стоимости услуг оператора «Гособлака» не более чем на величину индекса роста потребительских цен (декабрь к декабрю) в предыдущем году по согласованию с органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИТ.

План перевода госорганов в «Гособлако»

В декабре 2015 года планируется внести изменения в ряд законов и нормативных правовых актов, направленных на урегулирование использования облачных технологий при осуществлении госуправления. В декабре же планируется создать коллегиальный орган, отвечающий за выработку требований и методологий при переходе органов госвласти на использование системы ЦОД, и в том же месяце определить оператора системы ЦОД.

Создание системы центров обработки данных запланировано на декабрь 2016 года, а на июнь 2016 года – пилотный проект по переводу ИТ-ресурсов не менее трех органов государственной власти в систему ЦОД.

К сентябрю 2016 года должны быть разработаны правила оказания услуг системы центров обработки данных, а также критерии и порядок включения ЦОДов, информационных ресурсов и (или) ИТ-систем пользователей в «Гособлако».

С января 2018 года по декабрь 2020 года в «Гособлако» должны быть переведены ИТ-ресурсы госорганов, которые являются собственниками ЦОД, а с января 2019 года по декабрь 2021 года – ИТ-ресурсы госкорпораций и компаний с госучастием.

Ответственные за реализацию

В распоряжении Дмитрия Медведева указывается, что реализация концепции должна осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а Минкомсвязи – обеспечить методическую поддержку процесса перевода обработки и хранения государственных ИТ-ресурсов в систему ЦОД.

2013

В 2013 году по заказу Минкомсвязи системный интегратор «КРОК» разработал концепцию и технический проект по реализации единой инженерной инфраструктуры для государственных органов (проект «Гособлако»), с учетом требований регуляторов к обеспечению безопасности. Концепция содержала организационные подходы к получению ИТ-услуг федеральными органами государственной власти (ФОГВ) в рамках единой инфраструктуры, принципы миграции государственных систем на нее, а также анализ экономической целесообразности проекта исходя из информации по ИТ-бюджетам всех федеральных органов государственной власти. Так, по итоговой оценке Минкомсвязи, переход на единую инфраструктуру позволил бы оптимизировать затраты на информатизацию федеральных госорганов (ФОГВ) более чем на 22%.

Технический проект по реализации «гособлака» был разработан с учетом существовавших на тот момент программных средств, которые могли бы лечь в основу будущей инфраструктуры. Получилось два варианта реализации – на базе продуктов от хорошо известных крупных зарубежных производителей и с использованием open source компонентов.

В октябре 2015 году концепция «гособлака» была утверждена председателем правительства Дмитрием Медведевым. Финальный документ отразил основные идеи, прописанные в концепции 2013 года, с некоторыми сокращениями и переработками.

«Закон, который должен быть разработан и внесен на рассмотрение в Госдуму РФ до 1 января 2017 г., по сути, позволит легализовать единую инфраструктуру электронного правительства, концепция которой развивалась еще с 2013 года. Основная идея изменений - экономия средств государства на собственные нужды, при одновременном повышении качества ИТ-систем, необходимых для работы ФОГВ. Со временем самостоятельная закупка программных средств и ИТ-оборудования госорганами будет заменена на заказ или закупку ИТ-сервисов у оператора «гособлака», которого еще предстоит определить. А ИТ-сервисы всех ФОГВ, то есть набор инфраструктурных и прикладных решений различных видов, будут сосредоточены в единой сети дата-центров», - говорит Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК.

См.также

Обзор: Информатизация госсектора 2019

Примечания