2022/07/04 11:57:09

Алла Загурская, BSS: На рынке речевых технологий российские игроки способны оперативно заместить зарубежные решения

Уход зарубежных компаний, которые предоставляли решения по автоматизации и роботизации работы контакт-центров, в том числе с использованием речевых технологий на базе искусственного интеллекта и машинного обучения, приводит к некоторой турбулентности рынка. Однако российские вендоры обладают всеми техническими и интеллектуальными возможностями для импортозамещения и способны оперативно удовлетворить растущие потребности заказчиков. Так считает Алла Загурская, директор по развитию партнерских продаж компании BSS.

Алла
Загурская
Мы стараемся занять те ниши, которые опустели после ухода зарубежных конкурентов.

Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся с информатизацией и цифровой трансформацией компаний РФ в условиях ухода зарубежных ИТ-компаний? Это критично для российского бизнеса?

Алла Загурская: Российский ИТ-рынок активно развивается уже порядка 30 лет, и за это время он сильно вырос в плане компетенций. Во многом этот рост был обеспечен благодаря тому, что в 90-е годы к нам массово пришли зарубежные высокотехнологичные компании. Опыт и экспертиза международных игроков позволили нам уже к началу 2000-х сформировать первое поколение специалистов с серьезными компетенциями в сфере ИТ, а бизнес к тому времени практически полностью перешел на новые технологии. Зарубежные ИТ компании стали массово развивать непрямые модели продаж, развивая партнерские каналы. Начал выстраиваться локальный ИТ-бизнес, развивались собственные компетенции для поддержки ИТ-продуктов.

Когда в 2022 году многие крупные зарубежные игроки практически одновременно решили покинуть российский рынок, заказчики встали перед необходимостью срочно искать альтернативные решения. Это потребовало серьезной мобилизации сил. В этом я вижу новый вызов как для России в целом, так и для ИТ-отрасли в частности. Есть все основания полагать, что этот вызов будет преодолен. Во-первых, за годы развития отечественного ИТ-рынка у нас накопилось много знаний и опыта. Во-вторых, по ряду направлений, в том числе по речевым технологиям, для существующих и новых игроков есть достаточно возможностей для развития и роста бизнеса. Безусловно, эти компании должны расти с учетом потребностей рынка. Вполне естественно, что после ухода зарубежных игроков заказчики хотят заменить в своей инфраструктуре то или иное место решениями российскими продуктами. При этом, в условиях глобальной неопределенности, они нацелены совершить замещение систем от иностранных вендоров в возможно короткие сроки и за разумный бюджет.

Насколько значительной к 2022 году была доля зарубежных игроков в сегменте речевых технологий? Что сейчас предпринимают заказчики таких решений и как вы им помогаете?

Алла Загурская: Доля продуктов зарубежных компаний в российском сегменте речевых технологий была существенной. С их уходом или приостановкой деятельности появились колоссальные возможности для российских компаний, которые сформировали собственный технологический стек и довольно солидный пул решений в предыдущие годы.

В этом плане мы тоже за прошедшие годы развили свои компетенции, накопили знания и переняли лучшие практики и опыт. BSS предлагает полный технологический стек бесшовно-интегрированных друг с другом продуктов, покрывающий все потребности заказчика в области речевых технологий с использованием искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. В составе нашей омниканальной диалоговой платформы Digital2Speech реализованы чат-бот, виртуальный (голосовой) ассистент, исходящие обзвоны, речевая аналитика, голосовая биометрия, совместно работающие как с роботами, так и операторами.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое

Сегодня у заказчика есть определенные запросы, в том числе на импортозамещение ПО. Как российский вендор мы в этой ситуации поддерживаем фокус на клиентоориентированность, то есть стремимся максимально удовлетворить потребности заказчика.

Важно отметить, что наша платформа помогает трансформировать клиентский путь за счет продвижения самообслуживания, выстраивания интуитивно понятных бизнес-процессов. Она позволяет повышать конверсию продаж за счет выявления потребностей клиентов, анализа лучших практик, тематики обращения клиента, его жизненной ситуации, выявления зависимости успешности продажи от паттернов поведения клиента, выявления потребности клиента в продукте на основе исторических данных из разговоров и т.д.

Мы стараемся занять те ниши, которые опустели после ухода зарубежных конкурентов. Наши решения позволяют и нашим клиентам получать быстрый бизнес-результат за счет снижения времени разработки и внедрения.

Надо отметить, что направление речевых решений развивается очень высокими темпами. Даже если сегодня вы находитесь на шаг впереди конкурентов, надо постоянно держать руку на пульсе рынка, так как завтра конкуренты могут предложить более интересное решение, и вы окажетесь позади. Поэтому у нас очень сильная команда исследования и разработки, а также аналитиков, которые постоянно вносят улучшения в наши продукты, основываясь на обратной связи от клиентов и новейших технологиях. Именно это позволило нам сделать первый в РФ чат-банк в мессенджерах для предпринимателей с платежным функционалом. Мы выстраиваем у клиентов прогностические модели обслуживания, позволяющие предугадывать потребность клиента. У нас есть отраслевые коробочные решения, которые сразу позволяют начать получать бизнес-результат.

Насколько быстро можно заместить зарубежные речевые решения российскими? Какие основные этапы миграции можно выделить?

Алла Загурская: Если говорить о конкретном проекте, то все зависит от того, на какой стадии находится заказчик. Если компания столкнулась с ситуацией, когда вендор ушел из России и отказался поддерживать внедренные решения, то, конечно, такому заказчику приходится непросто, поскольку он направил серьезные инвестиции в развертывание решения, а теперь, по сути, ему нужно провести ту же процедуру еще раз, найдя ресурсы и обосновав выделение бюджетов.

Совершенно точно, сегодня на российском рынке есть игроки, готовые оперативно предоставить любому заказчику качественные решения. Для контакт-центров есть варианты замены решениям Genesys, Cisco, Avaya. Если мы говорим про речевые решения, то можно предложить достойную замену таким решениям, как Omilia, Nice, Verint. Компания BSS уже довольно долгое время успешно конкурирует в России с вышеназванными игроками, и в настоящее время мы предлагаем альтернативные решения, которые не только удовлетворяют требованиям заказчиков, но даже предвосхищают их ожидания от продукта c точки зрения функционала и экономической составляющей.

BSS – полностью российская компания, наши продукты включены в реестр отечественного ПО, не подлежат обложению НДС и готовы предложить заказчику прозрачные условия лицензирования и внедрения, а также полную поддержку готового решения.

Что касается миграции, то это процесс, который необходимо делить на несколько частей. Первая сторона здесь – это софт, вторая – инфраструктура (серверы и т.д.), третья – поддержка. Мы меняем ПО ушедшего зарубежного игрока на отечественный софт, оставляя текущую серверную инфраструктуру и при необходимости сокращая ее, после чего подключаем поддержку.

При этом модели распознавания, используемые текущим софтом, нельзя перенести «как есть», т.к. они обычно хранятся в зашифрованном виде. Но при наличии исходных данных, использованных для обучения, можно буквально за один день обучить новые модели. Если исходные обучающие корпуса не сохранились, мы возьмем логи диалогов и обучим модели на них или используем наши общие модели распознавания. Мы, кстати, предоставляем заказчику инструментарий для обучения моделей, чтобы он мог самостоятельно обучать модели распознавания и сохранял у себя все данные, которые использовались для обучения.

Стратегия нашей компании состоит в том, чтобы предложить заказчику более интересные финансовые условия по сравнению с теми, что он имел от предыдущего вендора. Естественно, в нашу задачу также входит обучение заказчика работе с решением BSS.

Видит ли компания BSS для себя точки роста в сложившейся ситуации? Какие направления приоритетны?

Алла Загурская: Главная точка роста – это, конечно, импортозамещение. Помимо этого, мы рассчитываем на реализацию стратегии выхода на новые рынки/отрасли, то есть, наша компания старается охватывать все больше направлений бизнеса. Мы готовы закрывать потребности всех заказчиков, но особую актуальность представляют те, которые недавно внедрили зарубежные решения и не успели ими воспользоваться. В такой ситуации мы сотрудничаем с заказчиками не только с позиции вендора-продавца, но и выступаем как эксперты-консультанты, способные быстро оценить текущее состояние инфраструктуры заказчика и назвать все возможные риски работы в системах от вендора, который отказался от своих обязательств. Кроме того, мы оцениваем наличие компетенций, которые на данный момент есть как у нас, так и у заказчика, что позволяет максимально гибко встроить решение BSS в существующую инфраструктуру заказчика.

Как сохранить экспертизу на рынке в условиях снижения уровня конкуренции? Нет ли у вас опасений, что уход зарубежных игроков приведет к некоторой деградации ИТ, прежде всего в плане развития технологий?

Алла Загурская: На мой взгляд, к деградации может привести только ничегонеделание. А в ситуации, когда у рынка есть большая потребность в наших решениях, очень сложно сидеть сложа руки. В нынешней ситуации я, скорее, опасаюсь за утрату некоторых компетенций. Это может произойти в том случае, если большая масса российских сотрудников ушедших компаний решат покинуть нашу страну. Поэтому очень надеюсь, что эти специалисты продолжат развивать свои компетенции и опыт именно в России, привнося их в развитие отечественных решений. Я вижу, что ситуация складывается благоприятно. На наш взгляд, сотрудники зарубежных компаний, покинувших России, в основном заинтересованы работать здесь. Я вижу это на примере развития своей команды, в нее уже готовы влиться ряд специалистов, которые имеют большой опыт работы в международных компаниях. Эти люди заинтересованы в том, чтобы развиваться, сотрудничая с российским вендором.

Безусловно, исход зарубежных игроков не пройдет бесследно. Складывающуюся ситуацию можно сравнить со строительством стены дома: если из нее вынуть ряд кирпичиков, то она может рухнуть. Поэтому образовавшееся пространство надо заполнить другими кирпичиками. В нашем случае «кирпичики» - это решения российских компаний. Кому-то из вендоров нужно усиливать свои решения, кому-то развивать функционал, но в том, что мы все способны вложить в стену новые «кирпичики», у меня нет сомнений. Естественно, этот процесс не будет простым.

Нельзя исключать, что ряд покинувших нашу страну компаний решат вернуться уже в ближайшее время. Все-таки Россия - огромный рынок для любой компании, и вряд ли кому-то хочется его просто так терять. Мы будем только приветствовать их возвращение, так как наши клиенты и весь ИТ-рынок России выиграет от здоровой конкуренции со зрелыми и технологичными игроками…