Проект

В «Росатоме» стартовал пилот интеллектуальной диагностики оборудования АЭС

Заказчики: Росэнергоатом, ФГУП концерн

Москва; Энергетика

Подрядчики: ВНИИАЭС
Продукт: Проекты на базе технологий интернета вещей (IoT)

Дата проекта: 2019/10
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
подрядчики - 149
проекты - 396
системы - 367
вендоры - 240

ВНИИАЭС (дочерняя структура «Росэнергоатома», входит в ГК «Росатом») запустил пилотный проект по предиктивному анализу состояния оборудования, сообщил «Росэнергоатом» в октябре 2019 года. Проект инициирован с целью анализа состояния основного электротехнического и тепломеханического оборудования атомных станций. В качестве пилотной единицы оборудования выбран турбогенератор энергоблока № 6 Нововоронежской АЭС.

Во ВНИИАЭС разработали специальные математические модели, которые будут автоматически оценивать характер изменения параметров оборудования и сравнивать их текущие значения с состояниями, которые фиксировались в опыте эксплуатации оборудования за все годы его работы.

В общей сложности отслеживается порядка 700 параметров, поступающих с различных датчиков, размещенных на данном оборудовании и смежном с ним.

В качестве пилотной единицы оборудования для проекта выбран турбогенератор энергоблока № 6 Нововоронежской АЭС <i>(фото - rg.ru)</i>
В качестве пилотной единицы оборудования для проекта выбран турбогенератор энергоблока № 6 Нововоронежской АЭС (фото - rg.ru)

Система предиктивной аналитики должна обнаруживать нехарактерные изменения в параметрах, «бить тревогу» и выдавать рекомендации – какие изменения на каком оборудовании произошли и почему, когда стоит начать ремонт, какое время оборудование еще сможет проработать в таком состоянии.

При анализе информации используются мощности ЦОДа концерна «Росэнергоатом», который недавно был введен в работу на Калининской АЭС.

На начальном этапе должны быть апробированы существующие подходы по предиктивной аналитике на примере действующего оборудования и уточнены итоговые требования ко всей системе предиктивной аналитики оборудования АЭС.

Во ВНИИАЭС рассказали TAdviser, что готового решения еще нет, но оно будет базироваться на решении вендора. Какого именно, на предприятии предпочли не уточнять, ссылаясь на то, что это внутренняя информация. Говоря о том, какие решения сейчас применяются для мониторинга параметров оборудования АЭС, руководитель департамента цифровизации и технической поддержки эксплуатации энергоблоков АЭС ВНИИАЭС Андрей Дружаев отметил:

«
Каждая единица оборудования, в зависимости от ее важности и сложности, может иметь набор систем для контроля и диагностики его состояния. Часто системы контроля и диагностики разрабатываются самостоятельно поставщиком оборудования, либо при плотном сотрудничестве с ним. Иногда это делают независимые компании. Все определяется конкретным оборудованием.
»

Если пилотный проект будет признан успешным, то в дальнейшем он может быть распространен на различные энергоблоки АЭС, а состав анализируемого оборудования будет расширен. В «Росэнергоатоме» рассчитывают, что это позволит значительно оптимизировать сроки и стоимость технического обслуживания и ремонта оборудования АЭС.

В 2018 году в «Росэнергоатоме» рассказывали о том, что перед концерном стоит задача развития цифровой платформы ТОиР (технического обслуживания и ремонта оборудования) на пилотных объектах — Балаковской и Смоленской АЭС — с последующим созданием нового цифрового продукта.

Андрей Дружаев сообщил, что эти пилоты успешно идут. На уровне пилотного проекта ВНИИАЭС пока не планируется организация связи с системой ТОиР, но если пилот окажется успешным, то такие работы будут проводиться с большой вероятностью.

См. также

Информационные технологии в Росэнергоатом