WebRTC

Продукт
Разработчики: W3C - WWWC, World Wide Web Consortium, Консорциум всемирной паутины
Технологии: Видеоконференцсвязь

Содержание

WebRTC – стандарт, который в числе прочих поддерживают Google и Mozilla. Развитием стандарта занимаются Рабочая группа инженеров Интернета (IETF) и консорциум W3C.

Предназначение стандарта заключается в том, чтобы позволить веб-разработчикам интегрировать коммуникации в реальном времени (включая голосовые и видео-вызовы) в веб-страницы и веб-приложения, используя только HTML5 и Javascript.

Благодаря развитию стандарта веб-сайт компании станет передовой линией ее контакт-центра. Представьте, что появится возможность совершить голосовой или видео-звонок прямо из браузера, без необходимости загружать специальные плагины или приложения на ваше устройство.

Особый интерес к WebRTC's отмечается в таких сегментах рынка, как финансовые услуги и розничные банковские сервисы, розничные продажи продуктов с высокой стоимостью, здравоохранение и образование.

Предприятия заинтересованы не только в том, чтобы их клиенты контактировали с ними посредством WebRTC, но также, чтобы персонал использовал разумно этот стандарт в качестве рабочего инструмента. Очевидно, что в перспективе WebRTC поможет существенно снизить расходы компаний на связь, поскольку для доступ к богатому функционалу контакт-центра необходим лишь логин и веб-браузер.

В целом, использование WebRTC может позволить увеличить доходы и улучшить качество сервиса наряду с существенной экономией капитальных и операционных затрат компании на коммуникационные устройства и инфраструктуру.

WebRTC, использующий нестандартный видеокодек VP8, требует транскодирование видео для совместимости с уже установленными на предприятиях ВКС-продуктами. Транскодирование вносит задержки, ухудшает качество связи и требует массу процессорного времени на серверах, что убивает экономику сервис-провайдера видео-конференций. H.264 – это стандарт, который поддержан и мировыми операторами связи, и производителями оборудования, установленного на предприятиях.

Показательно то, что сам Google в своем собственном сервисе веб-видеоконференций Hangouts требует установки плагина для своего родного браузера Google Chrome. Сегодня для совместимости WebRTC со стандартом H.264 надо покупать отдельный сетевой шлюз, который стоит в США $99 за каждый канал в месяц при размещении на предприятии и $149 за каждый канал в месяц при размещении в облаке. Эти цены убивают всю потенциальную экономию от применения видеоконференций на основе WebRTC.

WebRTC представляет собой множество составляющих, но никак не прорывную технологию, как ожидали многие в 2010 г. или какой она могла бы стать. И разочаровывает в первую очередь то, что пользователи никогда не смогут задействовать весь ее потенциал, потому что конкуренты и операторы связи не согласятся на поддержку продукта Google. WebRTC так и не была развернута в полную силу. Ее сторонники, разработчики, потратившие массу времени на интеграцию, и все пользователи интернета оказались обманутыми.

Технологию WebRTC поддерживают

  • Стационарные ПК с установленными операционными системами Mac, Windows, Linux и браузерами Google Chrome, Yandex.Browser, Opera последних версий.
  • Мобильные устройства на базе Android версии 4.0 и выше с браузера Google Chrome.
  • Мобильные устройства iOS версии 8.0 и выше c браузера Bowser работают в тестовом режиме.
  • На некоторых iOS-устройствах браузер Bowser может работать нестабильно, например в Ipad mini2 и требует ввода адреса целиком с префиксом http://
  • Поддержка браузера Mozilla Firefox и других поддерживающих технологию WebRTC ожидается в ближайшее время.

В WebRTC собраны решения для передачи голоса и видео. Встроенный кодек Opus позволяет передавать звук вплоть до DVD-качества (48000 Hz). Компенсация эха, шумоподавление, автоматический уровень громкости, коррекция потерь пакетов и другие важнейшие компоненты обеспечения качества речи разработаны компанией GIPS, в 2010 г. вошедшей в состав Google именно для реализации проекта WebRTC. Благодаря компании Cisco Systems, WebRTC-браузеры получили открытую лицензию на использование видеокодека H.264. Для устранения проблемы односторонней слышимости используется технология ICE, ранее применявшаяся в программе Google Talk.

По мнению некоторых экспертов WebRTC является наиболее защищённым публичным программным продуктом IP-телефонии. Соединение устанавливается по протоколу HTTPS, каналы передачи звука и видео защищены неотключаемой системой шифрования DTLS. Сопоставимый уровень безопасности достижим только при использовании специальных решений на базе виртуальных частных сетей. Обновления WebRTC устанавливаются автоматически вместе с выходом очередных версий браузера.

История провала многолетнего проекта WebRTC (А.Свириденко, Spirit DSP)

В 2010 г. Google купил 2 публичные компании, у каждой из которых была более чем 10-летняя история: GIPS (разработчик технологии VoIP) и On2 (создатель кодеков для работы с видео). Их продукты стали основой для СПО-инициативы WebRTC, которая обещала бесплатные видеозвонки из любого веб-браузера без каких-либо плагинов. Аналогичная идея была у Adobe еще в 2007 г. – сделать из популярного Flash VoIP-коммуникатор в браузере. В 2009 г. Adobe от этой идеи отказалась, и проект Flash 10 Pacifica была закрыт, потому что руководство компании не понимало, как сможет на этом заработать. Google тоже потратил на продвижение WebRTC уже 4 года и массу сил, а браузеры Microsoft IE и Apple Safari так и не поддерживают эту технологию. Такие компании, как Microsoft, Apple, Cisco, Polycom и международные операторы связи, продвигают мировой видео стандарт H.264 и его развитие – H.265[1].

Проблемы роста

WebRTC – это платформа, которая спровоцировала новую волну коммуникационных продуктов, не требующих дополнительного программного клиента. Она обеспечивает архитектуру, которая освобождает разработчиков от хлопот, связанных с лицензионными кодеками и распространением программных клиентов. Однако WebRTC не удалось добиться трех главных целей, которые бы означали революционный прорыв. Она так и не стала повсеместно распространенной, не требующей плагина, и даже возможно, не будет бесплатной. WebRTC остается нишевой технологией без убедительных примеров далеко идущих результатов ее применения.

Проект, заявлявший повсеместное распространение, был низведен до обслуживания узких групп пользователей. Добиться повсеместного распространения технология могла бы, став стандартом браузера по умолчанию. С такой широкой поддержкой разработчики могли бы создавать коммуникационные приложения, которые бы были совместимы друг с другом. К сожалению, в действительности ситуация сложилась иначе. WebRTC поддерживается только в браузерах Chrome и Firefox и остается исключением для браузеров на мобильных устройствах. Родной поддержки WebRTC браузерами Internet Explorer и Safari не существует. Разработчикам приходится признать тот факт, что WebRTC не позволяет обеспечить совместимость приложений для конечных пользователей. И пока нет признаков, что ситуация изменится к лучшему. Самым лучшим примером использования WebRTC сегодня остаются внутренние приложения с использованием удаленного рабочего стола. Однако те же среды могут использовать и другие плагины, что сводит на нет преимущество использования WebRTC.

Наиболее быстрым способом обеспечить повсеместность использования подобной технологии остается плагин для браузера. Это как раз то, что в рамках WebRTC планировалось ликвидировать. Плагины расширяют возможности браузеров, но при этом создают дополнительное неудобство для пользователей, системных администраторов, а также угрозу безопасности. Многие организации препятствуют установке неавторизованных плагинов без ведома системного администратора. При этом следует отметить, что требует установки плагина для браузера Google Chrome даже видеосервис самого Google – Hangouts.

Пока лидируют конкуренты

В январе 2014 г. Google начала ограничивать работу определенных типов плагинов в Chrome. Предполагалось, что использование нескольких плагинов, в том числе Microsoft SilverLight, Facebook Video и собственный плагин Google Talk, позволит минимизировать дезинтеграцию. Без принятия стандарта или решения о признании одного видеокодека как обязательного концепция WebRTC, предусматривающая совместимость коммуникационных приложений без установки дополнительных плагинов, не может быть реализована. На сегодняшний день WebRTC общедоступна. Однако остается ряд вопросов, связанных с патентным правом. По-прежнему остается дискуссионным вопрос о патенте на кодек VP8, который используется в Chrome. Nokia до сих пор убеждена, что использование VP8 нарушает ее интеллектуальную собственность, и подала множество исков с призывом к судебному запрету. Nokia добивается прекращения использования VP8, не заинтересована и не обязана лицензировать свои технологии. Определить, были ли нарушены права Nokia, остается делом судов, однако и другие компании намереваются бросить вызов VP8. Будущее этого видеокодека остается неопределенным, а вопросы интеллектуальной собственности, связанные с выходом его преемника VP9, будут еще более сложными.

Дополнительно недавно Cisco сделала лицензию на кодек H.264 бесплатной, включая патентные платежи, однако кодек должен быть предоставлен самой Cisco, что, опять же, возвращает нас к проблеме использованию плагинов. На Enterprise Connect 2014 Cisсo продемонстрировала WebEx, работающий в Chromebox и использующий H.264, но это требует загрузки расширения WebEx от Cisco.

Таким образом, WebRTC не распространена повсеместно, не снимает необходимости использовать плагины и не доступна на бесплатной основе (особенно если требуется совместимость). С того времени, как начали создаваться браузерные приложения для передачи голоса и видео, WebRTC стала лишь одним из многих решений. По существу, эта технология не обеспечивает никаких новых возможностей. Она даже не поддерживает напрямую сегодняшние базовые телекоммуникационные стандарты, такие как G.711 и SIP.

Вероятное будущее

В последние 4 года Google вел массированную рекламу WebRTC по всему миру, ангажируя десятки телеком-аналитиков, писавших хвалебные статьи в профессиональной прессе, и проводя десятки конференций. Многие небольшие фирмы-разработчики с удовольствием воспользовались СПО для своих разработок, потому что это удобно. Но оказалось, что их продукты не пользуются спросом, потому что не предлагают никакой новой ценности или дополнительного удобства по сравнению с существующими решениями для видеосвязи. Операторы, производители оборудования и разработчики софтверных платформ ждали и надеялись последние несколько лет. Но сегодня надежды угасли.

В апреле 2014 г. в Лондоне прошла очередная международная конференция WebRTC с участием компании Google, аналитиков, двух десятков операторов связи и всех ведущих поставщиков платформ для операторов связи (более десятка мировых вендоров, включая Broadsoft, Oracle, Mavenir, Dialogic, Genband, и т.д). На вопрос ведущего о том, у кого есть работающий на WebRTC сервис, из 200 участников конференции ни один не поднял руку, а выступление самого Google было полно извинений и просьб дать им еще пару лет. Но с приходом VoLTE больше времени ждать нет.

Успех стандарта WebRTC не дает покоя ретроградам

Ответ компании Zingaya на статью Свириденко А[2].

В первом же абзаце мы видим некоторую ретроспективу от автора в духе `Google купил GIPS и On2, потратил много времени и денег на продвижение, а в итоге все плохо`, цитирую

`Google тоже потратил на продвижение WebRTC уже 4 года и массу сил, а браузеры Microsoft IE и Apple Safari так и не поддерживают эту технологию. Такие компании, как Microsoft, Apple, Cisco, Polycom и международные операторы связи, продвигают мировой видео стандарт H.264 и его развитие – H.265.`

Начнем с того, что MSFT, Apple, Cisco входят в рабочую группу WebRTC и подтверждают свою заинтересованность в реализации стандарта. Например, MSFT сейчас работает над альтернативным API для WebRTC (альтернативная Javascript-обертка), которое называется ORTC. Если посмотреть http://html5labs.interoperabilitybridges.com/prototypes/object-rtc/object-rtc/info , то уже даже есть экспериметальная реализация данного API для Internet Explorer. Cisco является основным разработчиком WebRTC-функционала в Firefox, а коллеги из Apple пока никак не комментируют свои планы по реализации WebRTC в Safari, но уже смерджили эту часть WebKit, поэтому, очевидно, что какое-то движение есть. Рабочая группа пока не определилась с MTI (mandatory to implement) видео-кодеками, но тот же Firefox будет поддерживать как VP8 (уже сейчас) , так и H.264 (в процессе интеграции через openh264 от Cisco).

Продолжаем читать статью дальше:

`WebRTC, использующий нестандартный видеокодек VP8, требует транскодирование видео для совместимости с уже установленными на предприятиях ВКС-продуктами. Транскодирование вносит задержки, ухудшает качество связи и требует массу процессорного времени на серверах, что убивает экономику сервис-провайдера видео-конференций. H.264 – это стандарт, который поддержан и мировыми операторами связи, и производителями оборудования, установленного на предприятиях.`

Этот нестандартный видеокодек используется в подавляющем большинстве видео YouTube, существует RFC на его упаковку в RTP, поддержка кодека в железе от ряда производителей смартфонов и даже вендоров Smart TV. Нестандартный он, видимо, потому что ITU стандартизует H.264/H.265. Да, H.264 появился раньше и получил сначала больший adoption, но сейчас эта разница уже нивелирована, благодаря мощной поддержке и лобби со стороны Google. В том же Firefox ожидается поддержка H.264 при работе с WebRTC (см. предыдущий абзац).

Почти в каждом абзаце искажение фактов, например, вот еще:

`WebRTC представляет собой множество составляющих, но никак не прорывную технологию, как ожидали многие в 2010 г. или какой она могла бы стать. И разочаровывает в первую очередь то, что пользователи никогда не смогут задействовать весь ее потенциал, потому что конкуренты и операторы связи не согласятся на поддержку продукта Google.`

Миллиарды пользователей уже могут задействовать потенциал WebRTC – см. market share Chrome, Firefox и Opera. WebRTC есть в том числе Яндекс-браузере и всех остальных, сделанных на базе Chromium. Есть платформы с поддержкой WebRTC, на которых реализованы популярные и востребованные сервисы, есть собранные мобильные SDK и приложения и т.д. Просто для справки http://www.ucstrategies.com/unified-communications-strategies-views/market-research-forecasts-total-over-6-2b-webrtc-enabled-devices-in-2018.aspx. Коллеги из TMCNet, с которыми Спирит много взаимодействует, почему-то тоже считают иначе. В общем, очередная неувязочка. Операторы связи никогда не высказывали своего негативного отношения к WebRTC, напротив, на всех мероприятиях они рассказывают о том какой это прорыв, а также рассуждают о том как это влияет/не влияет на net neutrality и всех нас.

Можно и дальше продолжать разбирать эту статью на достаточно безосновательные цитаты, но проще постараться понять мотивацию автора, а она, похоже, простая. Google купил On2 и GIPS, а не Спирит, Google открыл технологический стек этих компаний и сделал его бесплатным, благодаря чем нанес существенный удар по бизнесу ряда компаний, в том числе и Спирит. Теперь даже обычный веб-разработчик может сделать сервис видео-конференций, пускай он и не будет настолько качественным, как в случае с более технологичными продуктами, но большинству это и не нужно. В общем, обиду на Google и WebRTC понять можно, но остановить прогресс это вряд ли поможет, так уж устроен мир. Можем только пожелать компании Спирит таких же успехов, которые уже показывает WebRTC.

Примечания





Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения

За всю историю
2016 год
2017 год
2018 год
Текущий год

  TeamSpirit Video Conferencing - 113 (1, 112)
  Mind ВКС - 99 (99, 0)
  Skype for Business (ранее Microsoft Lync) - 6 (6, 0)
  Cisco TelePresence - 4 (3, 1)
  TrueConf Server - 3 (3, 0)
  Другие -83