2023/06/09 21:33:01

Картинный дом в Ораниенбауме

.

Содержание

Основная статья: История музыки в России

Картинный дом в Ораниенбауме, начало 2020-х

Театр

1759: Ринальди строит большой деревянный театр

В 1759 году Ринальди строит большой деревянный театр, что позволяет ставить в Ораниенбауме большие оперы с масштабными декорациями и машинерией. Размер нового театра (он был двухъярусным) давал возможность расширить оркестр, который в Картинном доме, судя по всему, не мог превышать 20 музыкантов. Деревянный театр Ринальди распологался около нынешнего западного входа в парк, напротив Картинного дома, писал музыкант и исследователь Андрей Решетин. В 1824 году он был разобран и перевезен в Петербург, где почти сразу сгорел.

1757

Поставлена полная опера "Александр в Индии на музыку Арайи

Штелин пишет о театральной жизни в Ораниенбауме: "В 1757 была впервые поставлена полная опера "Александр в Индии на музыку Арайи, и затем каждый год ставилась новая опера великокняжеского капельмейстера Манфредини. <...> В оркестре почти всякий раз сидел рядом с концертмейстером, на первой скрипке, сам великий князь, который усердно играл всю оперу, однажды даже сыграл Violino solo accompagnate и в конце арии искусную каденцию, которая всякий раз сопровождалась аплодисментами лож и партера". (Возможно, что Штелин пишет об арии Вологеза из оперы "Селевк" Арайи, постановка которой в Ораниенбауме состоялась в 1761 году).

Кантата "Пророчествующая Урания"

Музыкальные представления в Ораниенбауме не ограничивались театральными и концертными залами. В 1757 году в парке Ораниенбаума состоялось удивительное исполнение кантаты "Пророчествующая Урания". Так описывал это событие очевидец:

"Против того места, где сидел Его Императорское Высочество, государь великий князь, представлена была перспектива, которая всех присутствующих наиприятнейшим образом увеселяла. Но удовольствие их еще более умножилось, когда, не знав наперед ничего, увидели вдруг при конце сей перспективой, великую, на подобие торжественной колесницы, сделанную машину, которая везена была 24-мя богато убранными и венками украшенными волами. Сия колесница, римским образом устроенная, убрана была цветами, фестонами и другими украшениями. На ней сидели музыканты и певчии, все в одинаковом платье, представляю разных гениусов. На самом верху машин являлась муза Урания, сидящая на множестве блистающих небесных сфер и глобусов. Она отличалась от прочих не токмо возвышением места, но и весьма богатым своим убранством. Госпожа Гарани, камерная певица Ея Императорского Величества, представляла персону сея музы. Колесница подъезжала тихо и пышно, пока наконец к столу приближилась. Пред нею шел многочисленной хор певчих и танцовщиков, производящих прекраснейшие балеты со всегдашнею переменою. Как машина, подошед близко к столу, остановилась, то Урания запела преизрядную арию..."28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.2 т

Важно заметить, что представление "Пророчествующей Урании" было именинным подарком Екатерины для Петра. Восхищенный великий князь сделал ответный жест, заказав Арайе ответную кантату для супруги - "Юнона-помощница". Подарки, многое говорящие об отношениях супружеской пары.

1756: Постановка оперы "Цефал и Прокрис" Арайи

Постановка оперы «Цефал и Прокрис» в Ораниенбауме с участием Великого князя Петра Фёдоровича могла иметь место в конце сезона 1755 года, или в начале сезона 1756 года. Театр был летним, писал исследователь Андрей Решетин. Сезон заканчивался осенью, до прихода холодов, а начинался в конце весны.

Театр в Картинном доме был так мал, что количество человек в хоре, балете и в оркестре по сравнению с большой придворной премьерой должно было быть минимальным. Конечно, те росписи Антонио Перезинотти по эскизам Джузеппе Валериани, которые были созданы для театра на Царицыном Лугу, не могли использоваться в Картинном доме, так как барочные декорации для оперы seria всегда создаются под конкретный театр, под конкретную машинерию. Невозможно представить, что для этой оперы были сразу изготовлены два комплекта декораций в разных размерах, тем более, что на момент премьеры «Цефала и Прокрис» 27 февраля 1755 года, театра в Картинном доме еще не существовало.

Консерваторский комплект нот «Цефала» с нотной тетрадью с именем Великого князя указывают на их ораниенбаумское происхождение. Все ноты, как и печатные оперные либретто, если на них стояло имя Великого князя, относились к Ораниенбауму. К тому же, комплект нот «Цефала» найден в одной коллекции с теми произведениями Арайя, которые были специально созданы для Ораниенбаума. Существование этих нот подтверждает, что опера «Цефал и Прокрис» ставилась в театре Картинного дома.

Нестабильность голосов детей от 11 до 14 лет – это фактор, не позволяющий отсрочить исполнение оперы на долгий срок. Конец сезона 1755 года, или начало сезона 1756 года – наиболее вероятное время ораниенбаумской постановки. Если принять во внимание то нетерпение, с которым Петр Федорович стремился дать жизнь своему новому театру, но при этом учесть необходимое Великому князю время на разучивание партий и репетиции, то эти сроки также логичны.

Трудно представить четырехчасовой спектакль, поставленный в эти сроки с декорациями и полноценной машинерией, повторяющий придворную премьеру, в театре, решение о строительстве которого было принято столь внезапно и который был создан в такие сжатые сроки. Как предположил Андрей Решетин, внезапность решения, связана с выбором: получить очень маленький и дешевый театр, но прямо сейчас, или подождать и построить театр в отдельном здании. Нетерпение победило. На «скромность» исполнения указывает и тот факт, что «Цефал и Прокрис» не фигурирует в списке тех знаковых ораниенбаумских постановок, к которым долго готовились, тщательно продумывая их декоративную сторону.

К сожалению, исследования С. Б. Горбатенко и М. А. Павловой, посвященные Картинному дому и театру в нем, не проясняют положения с театральной машинерией. Что успел построить Джимелли за две недели в июне 1755 года? Какая базовая концепция была у них с Петром Феодоровичем? Что добавлялось для позднейших постановок? Что было сделано на первом этапе? Одно ясно, размер театра в Картинном доме не подразумевает тех возможностей для машинерии, которые были у театра в саду «Променад» на Царицыном лугу в Петербурге, а сам Петр Феодорович скорее предпочитал тратить личные финансы на обучение молодых российских музыкантов и танцоров, чем на декоративную роскошь. Возможно, что для постановки Цефала вообще не было декораций. Если в ораниенбаумской постановке, по нотам которой ансамбль "Солисты Екатерины Великой" восстанавливал оперу в 2016 году, предполагался аскетичный стиль, при реконструкции в Эрмитажном театре также не было нужды создавать что-либо специальное вместо черного кабинета, который там был. Как и в Ораниенбауме, все внимание было сосредоточено на игре актеров-певцов.

Такой аскетизм ораниенбаумской постановки, по сравнению с роскошью премьеры Большого двора, не говорит о ее ущербности, писал Андрей Решетин. Особенности музыкального вкуса, господствовавшего в Ораниенбауме, становятся понятны при сравнении музыки одних и тех же композиторов, написанной ими для Большого или Малого дворов. Хозяева Ораниенбаума могли позволить себе предпочесть великолепию интимность.

Открытие школы для детей, из которой впоследствии вышли Березовский и Хандошкин

По личному распоряжению Петра Федоровича в Ораниенбауме была открыта школа для «садовниковых и бобылских детей». Впоследствии из стен этой школы вышли многие известные русские артисты: танцовщики, музыканты, певцы, композиторы, в том числе Максим Березовский и Иван Хандошкин.

1755

Первая постановка диалога на музыку Арайи «Плененный Амур»

В театре Картинного дома Великий князь, играя на скрипке, вместе со своими итальянскими друзьями-учителями, скрипачами придворного оркестра Луиджи Мадонисом, Доменико Далолио, Тито Порто, с виолончелистом Джузеппе Далолио и Франческо Арайя за клавесином исполнял для своих домашних и друзей оперы Арайя.

Если в Петербурге в 1730-1740-е ставили не больше одной новой оперы за год, то в период с 1755 по 1762 в Ораниенбауме были поставлены вообще все российские оперы Арайи. Кроме того, специально для Ораниенбаума композитор написал несколько кантат, приуроченных к различным празднествам.

Первой постановкой в новом театре была пьеса «Плененный Амур» (Amor prigioniero), одноактный в двух сценах «диалог на музыку» Франческо Арайя на стихи Пьетро Метастазио. Когда 30 июня 1755 года состоялась ее премьера, в театре и в самом Картинном доме работы были еще в самом разгаре: в день премьеры там работало 65 строителей; плотники и отделочники были отпущены только 1 июля. Для постановки были выполнены две декорации: «очаровательная местность с водопадами, холмами и горами», а на другой изображались гроты, фонтаны, и статуи в окружении ваз и растений. Их также придумал Валериани и исполнил Перезинотти. Всю эту информацию приводит М. А. Павлова в своей книге «Ораниенбаумские тетради», которая вышла в издательстве «Историческая иллюстрация. Санкт-Петербург» в 2016 году.

Якоб Штелин создаёт Картинный дом для Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны

До приезда в Россию Якоб Штелин был флейтистом в лейпцигском оркестре И. С. Баха, был близок с его семьей, много музицировал со старшими сыновьями. Именно Штелин создал Картинный дом в Ораниенбауме, с его библиотекой, коллекцией картин, театром.

Якоб Штелин

В Картинном доме, созданном Штелином для великокняжеской четы Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны, был устроен очень маленький театр. Как можно понять из книги М. А. Павловой, «Ораниенбаумские тетради», которая вышла в издательстве «Историческая иллюстрация. Санкт-Петербург» в 2016 году, замысел театра в Картинном доме возник уже во время проведения штукатурных работ, в мае 1755 года. Читаем страницу 175: «25 мая 1755 г. Подрядчик О. Кожин получил деньги `за вырубку ис картинного дому с правого флигеля где быть оперу верхние потолочные все балки, за спускание оных на низ и вытаскивание оных вон…`, т. е. принятие решения о расширении функций Картинного дома повлекло за собой переделку конструкций перекрытия.»

С другой стороны, в конце этой же страницы М. А. Павлова пишет: «Известно, что в начале февраля 1755 года в Ораниенбаум приезжал `машинист` Карло Джибелли `для показывания делом оперных машин`». Так как любой барочный театр начинается с машинерии, понятно, что мечты о собственном театре начали материализовываться с этого визита. 14 Июня Джибелли приезжает в Ораниенбаум с командой в 25 человек и к 1 июля ими были сделаны все работы по устройству сцены, театральные механизмы и интерьер зала, включая две лестницы в ложи, а также балконы. «Театральный машинист выступил в роли театрального архитектора» - М. А. Павлова, стр. 176.

1751: Каменный Концертный зал в Верхнем парке

В 1751 году в Верхнем парке был построен каменный Концертный зал ("Каменное зало").

1750: Открытие деревянного оперного зала у дворцовой пристани

В середине XVIII века музыкально-театральной столицей России неожиданно становится Ораниенбаум. Летнее пребывание "молодого двора" Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны в приморской резиденции преображает ее не только архитектурно. Благодаря страстному увлечению Петра Федоровича скрипкой в Ораниенбауме один за другим строятся концертные залы, в которых постоянно звучит музыка.

Предшественником Оперного дома был деревянный оперный зал у дворцовой пристани на морском канале. 25 июля 1750 года зал был торжественно открыт.

CD с музыкой XVIII века