2020/07/21 13:46:13

Как эффективно организовать управление ИТ-активами. Интервью TAdviser с Михаилом Петровым, CDTO Счетной палаты РФ

Прозрачный учет ИТ-активов можно назвать одним из базовых элементов, необходимых для выстраивания эффективной технологической политики и бюджетирования этого направления. Директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ Михаил Петров в открытом интервью на конференции «Управление ИТ-активами» 15 июля рассказал заместителю главного редактора TAdviser Наталье Лаврентьевой об особенностях управления ИТ-активами в госсекторе и об успешном опыте организации этого процесса в его ведомстве.

Михаил
Петров
Прозрачность учета – это основа, на которой идет дальнейшее развитие

Михаил, какие подходы и методы управления ИТ-активами вы считаете наиболее эффективными?

Михаил Петров: Практика последнего времени показывает, и особенно хорошо это показывает кризисный момент, когда мы все уходили на карантинные мероприятия, что самое главное – это гибкость и быстрота. К сожалению, если смотреть, как развиваются стандарты, например, по управлению ИТ-сервисами, ИТ-проектами, то тенденция такова, что они становятся очень громоздкими, очень большими, и их достаточно сложно выполнять и настраивать.

Сейчас время диктует совершенно другие подходы: чтобы все было быстро, активно, многоканально, потому что человеку сегодня нужно одно, а завтра другое. Очень быстро меняется бизнес-среда. Поэтому и в области управления ИТ-активами нужны, в первую очередь, гибкие методы управления, когда все идет через одно окно, и изменения происходят очень быстро. Стандарты нужно в эту сторону «затачивать». Но я пока такого не вижу.

Как вы думаете, какие существуют специфические проблемы в области управления ИТ-активами в организациях госсектора по сравнению с корпоративным сектором?

Михаил Петров: Очень хороший вопрос. К сожалению, у нас есть своя специфика, когда мы должны любой свой актив ставить на учет, определенным образом его оформлять, определенным образом с ним дальше работать, модернизировать и т.д. К сожалению, очень много бюрократии, которая немного замедляет движение. Много времени приходится тратить на то, чтобы придумать, как правильно оформить то, что мы делаем.

Часто задают вопросы, в том числе, наши аудиторы и эксперты, которые и нас тоже проверяют, почему мы, например, то или иное действие считаем модернизацией актива или не считаем. Иногда приходится выкручиваться, чтобы соблюсти все эти формальности вопреки той жизни, которая требует от нас несколько иного. Как защищать «поумневшие» промышленные сети: «Синоникс» на страже безопасного объединения изолированных сетей 4.7 т

Упрощение правил учета активов в госсекторе должно происходить, но, конечно, так, чтобы не убирать прозрачность, которая нужна с точки зрения контроля эффективности расходования средств.

В Счетной палате для учета ИТ-активов уже много лет используется аппаратно-программный комплекс «Инвентаризация». Как он устроен, на базе каких продуктов он работает?

Михаил Петров: Действительно, запущен этот комплекс был очень давно – в 2006 году, и был написан на Delphi. Примерно через 10 лет мы его существенно модернизировали и перенесли на технологии Microsoft, но все равно это осталась самописная система. По сути, это модуль, который создавался нашими подрядчиками в точном соответствии с нашими требованиями. На тот момент мы не нашли чего-то готового на рынке, и вынуждены были совершенствовать свое собственное.

Почему так происходит. Во-первых, потому что этот модуль очень интегрирован со всеми остальными компонентами нашей инфраструктуры. Он интегрирован с заявками, которые пользователи делают по обслуживанию или совершенствованию тех или иных активов. Ведется полный учет. У нас есть возможность по штрих-коду проводить инвентаризацию с помощью этого модуля.

Есть также личный кабинет, в который сотрудник может зайти и посмотреть, какие активы на нем «висят», в каком они состоянии и т.д. Ведется учет лицензий, учет обслуживания. Также реализована полная интеграция с финансовым контуром: когда мы ставим что-то на баланс, мы все это синхронизируем с финансовым учетом.

У нас получается интегрированное место, в которое стекается, что у нас за каждом сотрудником числится. И, возвращаясь к тому, что я говорил, у нас стоит задача быть гибкими. Наши сотрудники и переезжают, и совершенствуют свои рабочие места, и так далее, и мы должны быстро и гибко отслеживать все эти изменения, в случае необходимости поднимать всю историю и оказывать качественный сервис нашим пользователям.

С чем было изначально связано решение пойти по пути создания самописной системы, а не на базе каких-то вендорских решений?

Михаил Петров: В первую очередь, с соотношением «цена/качество». По тем приложениям, которые были на рынке, что-то было слишком дорого и, наверное, излишне для нас, а с другой стороны, не хватало той гибкости, которая была нам нужна. Поэтому, исходя из всех плюсов и минусов, у нас было принято решение все-таки сделать достаточно самостоятельно модуль, который оказался очень удачным и который с той поры с минимальной поддержкой хорошо живет.

Вы уже частично ответили на этот вопрос, но хотелось бы узнать подробнее: как развивалась эта система с момента внедрения? И какое дальнейшее ее развитие запланировано?

Михаил Петров: Система в первую очередь развивалась с точки зрения добавления нового функционала: начинали с малого, а затем достаточно большими кусками функционал наращивали. Последний большой кусок – это интеграция с функционалом учета по штрих-кодам и полная интеграция с системой Service Desk.

Говоря о дальнейшей судьбе, сейчас мы внедряем очень большую цифровую платформу, которая будет покрывать практически всю профессиональную деятельность наших сотрудников, и инвентаризация станет частью этой платформы. Мы ее называем «Цифровой инспектор». Это рабочее место, где мы будем для наших инспекторов оказывать полностью все ИТ-сервисы по сбору информации, которая им нужна при подготовке и проведении проверок, по предоставлению аналитических инструментов, включая библиотеки машинного обучения, и различного рода статистической обработки, очистки данных.

Такое рабочее место позволит нам максимально убрать у человека рутинную деятельность по обработке данных, максимально сместить ее в сторону аналитики и предоставить соответствующий инструментарий.

Проект начался в мае. А к концу года мы уже ожидаем прототипов по каждому направлению этой системы, и через год она должна быть запущена в полном объеме.

Эта цифровая платформа будет, в том числе, провязывать инструменты, которыми пользуются инспекторы, с теми активами, с теми рабочими местами, на которых эти инструменты используются. Это позволит иметь нам максимально полную картину того, что и как работает, что совершенствуется, и что реально востребовано, а что нужно развивать.

Какие вы могли бы дать рекомендации вашим коллегам из госсектора, которые работают в распределенных организациях и которые, возможно, еще не внедрили системы управления ИТ-активами, с чего лучше начинать такой проект?

Михаил Петров: Я думаю, что большинство этой задачей уже озаботилось, особенно, как вы сказали, в разветвленных организациях. В них без прозрачной системы, как минимум, учета всех активов, которые есть, очень сложно выстраивать технологическую политику и бюджетирование этого всего. Поэтому, кто этим еще не начал заниматься, это ключевой момент.

Прозрачность учета – это основа, на которой идет дальнейшее развитие и которая потом дает информацию о том, как и что нужно развивать, на какие моменты нужно обращать внимание. Сопоставление с той стратегией, которую обозначает ИТ-директор, с правдивой текущей информацией дает очень много пищи для размышления о совершенствовании.

А второй момент – то, с чего мы начали: в первую очередь, это обеспечение быстроты и гибкости. Весь инструментарий не должен быть застывшим, монолитным и долго обрабатываться. Он должен быть многоканальным, быстрым, удобным для пользователя, потому что как раз здесь происходит контакт ИТ-службы с пользователем, где пользователю должно быть удобно и приятно работать с ИТ.

И еще один вопрос, поскольку он сегодня неоднократно затрагивался у нас на конференции. Он касается передачи управления ИТ-активами и поддержки этого на аутсорсинг. Мнения здесь разные. Кто-то считает, что ничего из того, что связано с управлением, не стоит передавать на аутсорсинг. Каково ваше мнение на этот счет?

Михаил Петров: На самом деле, рутинные функции, достаточно типовые и простые можно передавать на сторонний учет. У нас, например, учет принтерного оборудования в основном ведет наш подрядчик, который оказывает услуги аутсорсинга. Мы эту информацию тоже видим, но он ведет оперативный учет. Информацию в систему учета активов у нас тоже вносит в основном подрядчик, который занимается обслуживанием техники. То есть, такого рода вещи, достаточно простые, рутинные, конвейерные, которые можно хорошо проконтролировать, можно отдавать на сторону.

Там, где качество сложно контролировать, где мы чувствуем, что это критичные части бизнес-процессов, от которых сильно зависит степень удовлетворенности пользователя, это мы на сторону не отдаем.